Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Самолет ДРЛО A-50 Mainstay

Производитель: ТАНТК имени Бериева (Россия) Государство: Россия

В 1966 году в СССР начались исследования перспективного трехкоординатного авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (АКРДН), предназначенного для замены первой отечественной авиационной системы радиолокационного дозора Ту-126 с двухкоординатным радиолокационным комплексом Лиана, принятой на вооружение в 1965 году. По сравнению со своим предшественником новый комплекс должен был обладать способностью обнаруживать цели на фоне земли, одновременно определяя их высоту, что позволяло использовать АКРЛДН для наведения истребителей. В 1969 году в НПО Вега-М под руководством генерального конструктора В. Иванова приступили к разработке нового радиолокационного комплекса, получившего наименование Шмель. Основные сложности при создании нового комплекса возникли из-за отставания в уровне электроники. Поэтому разработчики были вынуждены создавать специальные быстродействующие ЭВМ буквально с нуля. Несмотря на объективные препятствия, удалось изготовить комплекс с уникальными возможностями. Для отработки новой аппаратуры в полетных условиях был задействован один из серийных самолетов Ту-126. Одновременно в ОКБ им.А.Н.Туполева приступили к разработке усовершенствованного варианта Ту-126 - "156", оснащенного четырьмя ТРДД на подкрыльевых пилонах и новым шасси с тремя основными опорами.

В качестве альтернативного рассматривался и вариант АКРДН на базе перспективного военно-транспортного самолета (ВТС) Ил-76. Работа над самолетом ДРЛО Ил-70 была начата в ОКБ С.В. Ильюшина 3 августа 1969 г. Прекращение серийного производства самолетов Ту-114 и Ту-126 на Куйбышевском авиационном заводе (где началось освоение производства Ту-142 и Ту-154), а также успешная реализация программы создания ВТС Ил-76 сделали использование этого самолета для размещения АКРДН более предпочтительным. Работа над новым самолетом дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения была передана ОКБ им. Г.М. Бериева. Здесь под руководством главного конструктора А.К. Константинова была осуществлена модернизация самолета Ил-76МД под установку РЛС и общая интеграция бортового радиоэлектронного комплекса. Первый полет А-50 был выполнен в г.Таганроге в декабре 1978 г. В программе летных испытаний задействовали до 10 прототипов А-50. Поступление самолета в части авиации войск ПВО страны началось в 1984 году (в том же году был снят с вооружения самолет ДРЛО Ту-126), а в 1985 году АКРЛДН А-50 был официально принят на вооружение. Серийное производство самолета освоено на Ташкентском авиационно-производственном объединении им. В.П. Чкалова. Дооснащение А-50 радиолокационным комплексом производится на Таганрогском машиностроительном заводе им. Георгия Димитрова.

Комплекс А-50 предназначен для обнаружения и опознавания воздушных объектов (в том числе и малоразмерных крылатых ракет типа ALCM и Томагавк), определения их координат и параметров движения, выдачи информации на наземные командные пункты, наведения истребителей, а также вывода самолетов фронтовой авиации в район наземных целей. Возможно использование А-50 и для обнаружения морских целей. При дежурстве в воздухе самолет обычно крутит на высоте около 10 000 м. "восьмерки" с радиусом около 100 км. между центрами половинок 'восьмерки'. Установленная в носовой части самолета штанга системы дозаправки топливом в воздухе позволяет увеличить продолжительность полета, заправляясь от танкера Ил-78. По мнению главного конструктора комплекса Шмель В. П. Иванова, уступая американскому E-3 в дальности обнаружения целей и по числу автоматизированных каналов наведения, А-50 превосходит его по уровню выделения целей на фоне мешающих отражений от земной поверхности. В память бортовой ЭВМ РТК Шмель заложены данные о спутниках, с помощью которых можно ретранслировать информацию практически на неограниченную дальность (E-3 такой возможностью не обладает). Установленная на А-50 аппаратура тяжелее американского оборудования аналогичного назначения в 1,5 раза. Исходно А-50 состояли в составе разведывательного авиаполка 6-й воздушной армии Балтийского военного округа (авиабаза Амдерма). Потенциал самолета А-50 был продемонстрирован зимой 1991 г. во время боевых действий в районе Персидского залива, когда он успешно обнаруживал и сопровождал самолеты союзников, наносившие удары по Ираку с территории Турции. А-50 также использовались для наблюдения за действиями авиации НАТО в Югославии и управления полетами авиации во время боевых действий в Чечне.

Для выявления старта тактических и оперативно-тактических баллистических ракет, а также ракет морского базирования на модернизированный самолет может устанавливаться инфракрасная система обнаружения факела двигателя ракеты, способная на высоте 10 000 м обнаружить факел стартующей ракеты нa дальности до 1 000 км. Автоматизированные рабочие места операторов снабжены крупноформатными цветными индикаторам на ЭЛТ. Цифровой вычислительный комплекс построен с использованием БЦВМА-50 (НИИ Аргон) с архитектурой ЕС ЭВМ. ЭВМ выполнена на гибридных микросхемах. БЦВМ выдает - обработанную информацию на экран индикаторов в буквенно-цифровом и плановом (панорамном) видах. Сюда же выводятся данные о взаимодействующих с АКРДН истребителях - номера, курс, высота, скорость, остаток топлива. Имеется аппаратура документирования данных. Взаимодействие с перехватчиками осуществляется как по фиксированным автоматизированным каналам наведения, так и в ручном режиме при использовании обычных каналов связи с подачей команд в эфир голосом. Hа КП АСУ видов ВС информация о траектории движения целей передается по цифровым линиям связи через специальные приемно-передащие центры. Кроме того, А-50 может передавать информацию на всплывшие подводные лодки.

Дальность оперативной радиосвязи по каналу KB диапазона 2 000 км, а по каналу УКВ (МВ и ДМВ) диапазона и по широкополосной радиолинии - 400 (350) км. Имеется спутниковая радиолиния, обеспечивающая глобальную связь. В память бортовой ЭВМ комплекса Шмель введены данные о спутниках, которые можно использовать для передачи информации. Самолет оснащен пилотажно-навигационным комплексом, предназначенным для решения задач самолетовождения в любых метеорологических условиях, на любых географических широтах, в любое время суток, а также для выдачи пилотажно-навигационной информации в специальные комплексы. В нижней части носового отсека фюзеляжа А-50 установлена дополнительная метео-РЛС. Считается, что в состав этого комплекса входит система Буран-Д. Имеется комплекс самообороны, обеспечивающий защиту от истребителей противника в передней и задней полусфере, включающий средства активного и пассивного радиоэлектронного противодействия - имеет системы выброса дипольных отражателей, а по бокам хвостовой части фюзеляжа установлены навесные батареи тепловых ловушек ЛТЦ (ложные тепловые цели). БРЭО самолета обеспечивает вьшолнение боевых задач при организованных помехах и противодействии противника.

Дальнейшим развитием АКРДН А-50 стал А-50У, оснащенный усовершенствованным радиолокационным комплексом Шмель-М. Позже был создан новый радиолокационный комплекс Шмель-2, обеспечивающий большую дальность обнаружения и сопровождения целей, а также способный одновременно наводить большее число истребителей. Всего, вместе с самолетами Ил-76СК (СКИП) построено и переоборудовано из Ил-76МД около 25 самолетов. В начале 1999 года ВВС России имели на вооружении 16 самолетов типа А-50, которые в составе 144 АП базируются на аэродроме Печора-Каменка. Возможно, еще 2-3 самолета А-50М (У?) базируются на аэродроме Клин. Впервые публично А-50 был представлен на авиасалоне МАКС-95. Ранее на основе самолета Ил-76 в Ираке в 1988 г. был создан самолет ДРЛО Абадон-1 (Багдад) с РЛС Томпсон-CSF Тайгер, установленной в хвостовом обтекателе. Самолет ВВС Ирака Абадон-2 был оснащен РЛС в грибовидном обтекателе, аналогично А-50. В марте 1997 года по распоряжению президента России Б.Н. Ельцина ТАНТК им. Бериева и госкомпания Росвооружение получили разрешение на совместную работу с израильской фирмой IAI по оснащению БРЛС Фалкон фирмы Элта Электроникс российских самолетов А-50. Экспортный вариант самолета А-50, получивший обозначение А-50И, должен был оснащаться 3 АФАР, расположенными "треугольником" в неподвижной "тарелке" диаметром 12 м и высотой - 2 м. При этом максимальная дальность обнаружения воздушных целей может превышать 350 км. По мнению зарубежных экспертов, довольно низкая для радиолокационного диапазона несущая частота (L-диапазон - 1-2 ГГц) в сочетании с высоким быстродействием используемых средств вычислительной техники и специальными устройствами подавления шумов обеспечит данной РЛС потенциальные возможности по обнаружению крылатых ракет и самолетов, разработанных по технологии "стелс".

Самолет А-50 с демонтированным комплексом Шмель прибыл на авиабазу близ г.Тель-Авив, где с 25 октября 1999 года специалисты концерна IAI и его отделения Элта приступили к оснащению этой машины системой ДРЛО и управления Фалкон. Заинтересованность в приобретении четырех самолетов этого типа выразил Китай. Но под давлением США Израиль в середине июля 2000 г. официально уведомил Китай об одностороннем разрыве контракта с ним на поставку самолетов ДРЛО на сумму 1 млрд. долларов. В этих условиях Китай был вынужден приступить к переговорам о закупке полностью российской версии самолета ДРЛО, правда - в усовершенствованном варианте А-50Э. Предположительная стоимость ДРЛО А-50Э составит 180-200 млн долл. Согласно договоренности, достигнутой во время визита в Пекин в конце октября-начале ноября 2000 года вице-премьера правительства РФ Ильи Клебанова, поставки Китаю российских авиационных комплексов ДРЛО начнутся в 2001 году. 1-2 А-50 будут поставлены в лизинг в стандартном варианте, а на вырученные деньги Московский научно-исследовательский институт приборостроения МНИИП (бывшее НПО Вега) должен в течение трех лет "довести" систему Шмель-2 и затем оснастить ей продаваемые Китаю самолеты. Самолет А-50Э является многоцелевым универсальным комплексом межвидового применения и способен стать интегратором всех видов вооруженных сил Китая - военно-воздушных, военно-морских и сухопутных. В ходе модернизации предполагается существенное повышение боевых возможностей самолета. Дальность обнаружения целей А-50Э увеличивается на 30% и составляет 100-600 км в зависимости от типа цели, число трасс сопровождаемых объектов - втрое (до 300), число наводимых истребителей - в 1,5 раза (до 12, при координатной поддержке - до 30). Максимальное время полета самолета с дозаправкой в воздухе составляет 12 ч, количество мест операторов - 11. Экипаж летный комплекса - 5 человек, технический - 10. Максимальная скорость - 810 км/ч, крейсерский потолок - 10 км., дальность полета - 7,5 тыс. км.

В начале 2000 года был окончательно согласован контракт на поставку Индии трех самолетов А-50И. Общая сумма - $600 млн., из которых Россия могла бы получить $150 млн. В апреле Минобороны Индии даже взяло в краткосрочную аренду (на 30 дней) один А-50 из состава ВВС России для тренировки летчиков. Но российские военные расценили аренду А-50 как согласие Индии на приобретение самолетов, оснащенных не израильской, а российской аппаратурой. В итоге Минобороны отказалось давать согласие на работу с IAI и предложило проработать вопрос о продаже Индии самолетов А-50Э. Индия же твердо намерена оснастить свои самолеты ДРЛО именно израильским оборудованием. Индийские военные начали переговоры с компанией Airbus Industry о создании самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и наведения на базе А-310. В июне 2001 г. российско-израильская рабочая группа достигла договоренностей о совместной работе над самолетами ДРЛО А-50ЭИ. Для ВВС Индии будут построены три таких машины, созданные на базе Ил-76ТД с двигателями ПС-90. В 2000 г. ОАО АК им. С.В. Ильюшина сделало техническое предложение Самолета ДРЛО Ил-150 на базе Ил-76МД-90.

Конструкция. Самолет А-50 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом и Т-образным стреловидным оперением. Он создан на базе ВТС Ил-76МД. В отличие от Ил-76МД упразднено транспортно-десантное оборудование и кормовой грузовой люк. По бокам носовой и хвостовой части фюзеляжа смонтированы каплеобразные обтекатели аппаратуры радиоэлектронной борьбы. За кабиной экипажа на верхней поверхности фюзеляжа размещены антенны спутниковой навигации и связи. На месте хвостовой пушечной установки Ил-76 установлен небольшой радиопрозрачный обтекатель системы РЭП. Перед центропланом расположен обтекатель системы спутниковой связи, в хвостовой части фюзеляжа установлен передатчик РЛС, отделенный от остальной части фюзеляжа экранирующей сеткой. Большая часть пространства фюзеляжа занята аппаратурой мощного радиотехнического комплекса Шмель. Над фюзеляжем на опоре в форме перевернутой V установлен округлый в плане обтекатель вращающейся антенны бортовой РЛС диаметром 10,2 (10,5) м и высотой 2,0 м. Опора снабжена антиобледенительной системой. Большие воздухозаборники в основании киля и обтекателях основного шасси обеспечивают подвод воздуха к ВСУ и системе охлаждения электронного оборудования. За обтекателями шасси установлены большие по размерам поверхности горизонтального оперения, которые, по-видимому, потребовались для компенсации моментов, создаваемых поворотным обтекателем РЛС. Летный экипаж самолета - пять человек, тактический экипаж - 10 человек. Остекление кабины имеет проводящее напыление для защиты экипажа от СВЧ излучения. Из-за шума аппаpатуpы опеpатоpы наведения pаботают в специальных наушниках с глицеpином. Туалет не предусмотрен. Особенностью системы управления самолета является возможность перехода с бустерного управления на ручное, что позволяет сохранять управление в случае отказа всех двигателей. Самолет базируется на аэродромах 1-го класса с бетонным покрытием.

Силовая установка. Самолет оснащен четырьмя ТРДДД-30КП (4 * 12 300 кгс) Пемского HПП Авиадвигатель. Топливо на А-50 размещается в крыльевых баках. Имеется штанга топливоприемника системы дозаправки в воздухе.

Целевое оборудование. В состав комплекса радиолокационного дозора и наведения Шмель, разработанного в HПО Вега-М, входят трехкоординатная радиолокационная станция с пассивным каналом пеленгации; аппаратура съема и отображения полученной информации; система активного запроса-ответа и передачи команд или информации целеуказания перехватчикам; цифровой вычислительный комплекс для решения задач управления, наведения истребителей на воздушные цели; система госопознавания; аппаратура командной линии радиоуправления; аппаратура ЗАС; система связи; телекодовая аппаратура; аппаратура документирования. Общая масса радиотехнического комплекса - 20 т. Высокогерентная импульсно-доплеровская РЛС трехкоординатная, кругового обзора позволяет обнаруживать и сопровождать по траекториям движения воздушные цели (вкл. малоразмерные, например КР) в свободном пространстве и в условиях маловысотного полета на фоне подстилающей поверхности (вода и земная поверхность любого рельефа), а также надводные корабли. Радиолокационная станция, работающая в сантиметровом диапазоне, способна обнаружить цель класса "истребитель", летящую на малой высоте на фоне земли на дальности 200-400 км, на большой высоте - 300-600 км. Морские цели обнаруживаются на удалении до 400 км. Количество одновременно сопровождаемых целей - 50-60 (на усовершенствованном варианте - до 150 целей), число одновременно наводимых истребителей - 10-12. Усовершенствованная РЛС А-50У обладает, кроме этого, скрытным пассивным режимом определения и сопровождения средств радиоэлектронного противодействия (РЭП) противника.

экипаж, человек5
операторы РТК, человек10
длина, м46.59
размах крыльев, м50.5
высота, м14.8
количество * тип силовой установки4 * ТРД ПС-90А
статическая тяга, кгс4 * 16 000
масса пустого, кг-
масса взлетная, кг190 000
максимальная скорость, км/ч800
практический потолок, м12 000
радиус действия, км2 000
дальность полета перегоночная, км7 500
максимальная эксплуатационная перегрузка2
одновременно наблюдаемые цели50-60
одновременно ведомые цели10-12
дальность обнаружения цели типа Истребитель, км220-240
дальность эффективной связи, км2 000 (КВ), 400 (УКВ)
A-50 Mainstay в полете A-50 Mainstay в сопровождении истребителей Су-27 Flanker A-50 Mainstay на аэродроме A-50 Mainstay A-50 Mainstay перед взлетом A-50 Mainstay на авиасалоне МАКС A-50 Mainstay над облаками A-50 Mainstay над горами A-50 Mainstay на авиасалоне МАКС Масолет ДРЛО A-50 Mainstay Схема A-50 Mainstay A-50 Mainstay в музее Авиации
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь