Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Штурмовик A-4 Skyhawk

Производитель: McDonnell Douglas (США) Государство: СШАГосударство: ВеликобританияГосударство: АргентинаГосударство: ИзраильГосударство: Новая ЗеландияГосударство: КувейтГосударство: СингапурГосударство: ФинляндияГосударство: Малайзия

TA-4K: двухместный вариант А-4К для ВВС Новой Зеландии; построено 4 самолета.
A-4KU: серийный вариант А-4М для Кувейта; построено 30 самолетов.
TA-4KU: двухместный учебно-тренировочный вариант A-4KU для Кувейта; построено 6 самолетов.
A-4L: обозначение варианта А-4С с двигателями J65-W-16С.
A-4M: серийный вариант для морской пехоты США; оснащен тормозным парашютом и более мощным двигателем J65-Р-408А; построено 162 самолета.
A-4N: серийный вариант А-4М для ВВС Израиля; с более совершенным электронным оборудованием и системами, с 30-мм пушкой; построено 117 самолетов.
A-4P: обозначение самолетов А-4В, переделанных для ВВС Аргентины.
A-4PTM: обозначение 40 самолетов А-4С и А-4L, переделанных в США для Малайзии; с новым радиооборудованием, стрелковыми прицелами Ферранти, бомбовыми прицелами с сопровождением по угловой скорости визирования цели компании Хьюз, системой отсчета углов тангажа, крена и курса компании Лир Зиглер (Lear Siegler) и c тормозным парашютом; ракетная мощь увеличена за счет возможности размещения ракет Сайдуиндер и Маверик на дополнительных пилонах под крылом.
A-4Q: обозначение самолетов А-4В, переделанных для морской авиации Аргентины.
A-4S: обозначение самолетов А-4В, модернизированных для ВВС республики Сингапур.
TA-4S: двухместный учебно-тренировочный вариант A-4S для ВВС республики Сингапур.

В настоящее время в Израиле и Сингапуре разработаны и реализуются программы по модернизации штурмовиков А-4, выполнение которых позволит продлить срок службы самолетов до конца текущего века. А-4 Skyhawk экспортировался во многие страны мира. Эффективность самолета, продемонстрированная во время войны во Вьетнаме, (Где на счету этих машин было несколько МиГ-17, тем не менее, боевая живучесть "Скайхоков" оказалась достаточно низкой, что вызвало появление машины А-7 Corsair. Значительую часть потерь израильских ВВС в 1973 году так, же составили "Скайхоки".) побудила Аргентину, Индонезию, Израиль, Кувейт, Малайзию, Новую Зеландию и Сингапур закупить эти машины для своих вооруженных сил. Аргентина использовала A-4 Skyhawk против английских кораблей во время Фолклендского конфликта. Модификация А-4К использовались ВВС Новой Зеландии - A-4G были закуплены в 1984 году в Австралии, а 10 самолетов А-4К приобретены у производителя. А-4К отличался "горбом" на фюзеляже (как у модели A-4F), в котором размещалось существенно модернизированное бортовое радиоэлектронное оборудование. А-4К был копией A-4F, но дополнительно оснащался тормозным парашютом. Для ВВС Израиля использовались самолеты модификации A-4H.

Модификации самолета:

XA4D-1: обозначение опытного образца с турбореактивным двигателем Райт J65-W-2 тягой 3266 кг (7 200 фунтов).
YA4D-1: обозначение 12 предсерийных самолетов с турбореактивным двигателем J65-W-4 или J65-W-4В тягой 3439 кг (7 700 фунтов) и вооружением, состоящим из двух 20-мм пушек и до 2 268 кг (5 000 фунтов) боевых средств под фюзеляжем и на двух подкрыльных подвесках. A4D-1: серийный самолет; построено 146 машин.
A4D-2 : серийный вариант с усиленной задней частью фюзеляжа, оборудованием для дозаправки в воздухе и турбореактивным двигателем J65-W-16А тягой 3 538 кг (7 800 фунтов); построено 542 самолета.
A4D-2N : серийный вариант с РЛС, автопилотом и рядом других усовершенствований; двигатели J65-W-16А, тяга позднее увеличена до 3 856 кг (8 500 фунтов), построено 638 самолетов.
A4D-3: всепогодный вариант с турбореактивным двигателем Пратт-Уитни (Pratt & Whitney); не построен.
A4D-5: усовершенствованный серийный вариант с турбореактивным двигателем Пратт-Уитни J52-Р-6А тягой 3 856 кг (8 500 фунтов) и двумя дополнительными подкрыльными подвесками, позволявшими увеличить максимальную боевую нагрузку до 3 719 кг (8 200 фунтов); построено 494 самолета.
A4D-6: предлагавшийся вариант с турбовентиляторным двигателем Пратт-Уитни TF30 тягой 5 216 кг (11 500 фунтов); не построен.
TA-4E: обозначение двух опытных образцов двухместного учебно-тренировочного варианта с удлиненным на 0,76 м (2 фута 6 дюймов) фюзеляжем и уменьшенным запасом топлива.
TA-4F: серийный вариант самолета ТА-4Е с турбореактивным двигателем Пратт-Уитни J52-Р-8А тягой 4 218 кг (9 300 фунтов); построено 240 машин.
A-4F: заключительный серийный вариант штурмовика для ВМС США с двигателем J52-Р-8А и дополнительным электронным оборудованием в выпуклом обтекателе в задней части фюзеляжа; построено 146 самолетов.
A-4G: вариант с двигателем J52-Р-8А; восемь самолетов построено.
TA-4G: два двухместных учебно-тренировочных самолета аналогичны варианту ТА-4F.
A-4H: серийный вариант для ВВС Израиля; с двигателем J52-Р-8А; оснащен тормозным парашютом; двумя пушками калибра 30 мм; построено 90 самолетов.
TA-4H: двухместный учебно-тренировочный вариант А-4Н для Израиля; построено 10 самолетов.
TA-4J: двухместный учебно-тренировочный вариант TA-4F, но с сокращенной номенклатурой тактических систем, 20-мм пушкой и с двигателем J52-Р-6 тягой 3 856 кг (8 500 фунтов); построен 291 самолет.
A-4K: вариант А-4Е, для ВВС Новой Зеландии, но с тормозным парашютом; построено 10 самолетов.

Один из наиболее успешно применявшихся после Второй мировой войны в ВМС США штурмовик Макдоннелл-Дуглас А-4 Скайхоук был спроектирован коллективом конструкторов под руководством Эда Хайнеманна. Предназначен для непосредственной авиационной поддержки и изоляции поля боя с применением обычного и ядерного оружия. Используется также в качестве учебно-боевого самолета. Получилось так, что, когда начался поиск преемника самолета Douglas AD-1 (A-1) Skyraider с газотурбинным двигателем, компания Макдоннелл смогла предложить новый штурмовик с полетным весом, вдвое меньшим, чем по тактико-техническим требованиям, и со значительно большей скоростью. Новый штурмовик представлял собой моноплан с низкорасположенным треугольным крылом с внутренними кессон-баками; в носовой части фюзеляжа размещалось электронное оборудование; позади кабины пилота находился дополнительный запас топлива, а в центральной части фюзеляжа был установлен турбореактивный двигатель Wright J65, построенный по лицензии компанией Armstrong Siddeley Sapphire. Первый опытный образец поднялся в воздух 22 июня 1954 г., а поставки штурмовым эскадрильям ВМС США начались 26 октября 1956 г. Новый штурмовик прекрасно зарекомендовал себя во время боевых действий во Вьетнаме. Эффективность Скайхоука была настолько высока, что он оставался в серийном производстве до февраля 1979 г.

Оборудование и вооружение. Оборудование самолета А-4М включает: инерциально-доплеровскую систему с РЛС APN-153 (V), систему управления огнем с оптическим прицелом и вычислителем, радионавигационную систему TACAN ARN-84, радиолокационный высотомер AKN-194 и ИЛС Маркони AVQ-24. На самолете имеются пять наружных узлов подвески: четыре под крылом (два внешних и два внутренних) и один под фюзеляжем. На внешних узлах могут быть подвешены грузы массой до 450 кг, на внутренних - до 1 000 кг, под фюзеляжем - до 1 600 кг. В корневых частях консолей крыла самолета встроены 2 пушки Colt Mk.12 (калибр 20мм, боекомплект 200 снарядов). В различных вариантах могут быть подвешены УР "BullPup", AIM-9 "SideWinder", НУР (калибр 70 мм и 127 мм), ядерные и обычные бомбы массой до 907 кг и торпеды. Максимальная боевая нагрузка самолета около 4 500 кг. Самолет А-4 "SkyHawk" отличается простотой управления и большой угловой скоростью крена (до 300? в секунду) при полете на умеренных скоростях. Во время выполнения длительных полетов загрузка летчика уменьшается благодаря использованию автопилота с режимами стабилизации высоты полета, угла тангажа и курса. Запас топлива во внутренних баках составляет 3030 л, а в трех подвесных - 4220 л. За 25 лет было выпущено около 3 000 самолетов следующих модификаций: А-4А - самолет с двигателем Wright J65-W-4B с тягой 3 500 кгс (первый полет состоялся в августе 1954 г); из них современным требованиям удовлетворяют лишь машины модификаций М и N.

А4D-1. В сентябре 1956 года компания Douglas Aircraft начала серийное производство самолета А4D-1 Skyhawk, первого из семейства A4D. Заказ был осуществлен ВВС США для замены F-86 Sabre и F9F Panther в роли легкого ударного самолета и A-1E Skyraider в роли палубного штурмовика. Проект возглавил Эд Хейнеманн. Основной упор делался на уменьшение веса при сохранении и увеличении ударной мощи самолета. Основной частью проекта стало разработка нового дельтовидного крыла с размахом 8.38 метра, что позволяло использовать его на стандартных подъемниках авианосцах США, а также применение широких предкрылков, занимающих около 70% размаха крыла, и разрезных закрылков позволили самолету действовать и с небольших авианосцев. В июне 1952 года Флот заказал два опытных образца XA4D-1, совершивших первый вылет в июне 1954 года. Всего было построено 162 самолета А4D-1 Skyhawk (обозначенного с 1962 года - А-4А). В марте 1956 года была создана новая модификация А4D-2 Skyhawk (с 1962 года А-4В). Было построено 542 самолета, после замены новыми самолетами большая часть поступала на экспорт, а часть была переоборудована в одноместные тренировочные самолеты ТА-4В. Слабым местом штурмовика были действия в плохую погоду, что было исправлено появлением модификации А4N-2N Skyhawk (A-4C) c новой РЛС APN-153, автопилотом и системой управления оружием при действиях на малых высотах. Дальнейшее развитие самолета продолжалось до 1979 года. Одними из оследних версий самолета были A-4N, M, P и Q создаваемые для Корпуса морской пехоты и на экспорт. Самолет поставлялся в Аргентину, Австралию, Израиль, Кувейт, Малайзию, Новую Зеландию и Сингапур. В 1998 году во всех странах кроме Австралии и Кувейта они еще состояли на вооружении.

экипаж, человек2
длина, м12.27
размах крыльев, м8.38
высота, м4.57
количество * тип силовой установки1 * Pratt & Whitney J52-P-408A
тяга, кгс5 080 / -
масса пустого, кг4 747
масса, взлетная, кг -
масса максимальная, кг9 979
масса нагрузки, кг4 153
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч1 100 / -
практический потолок, м11 795
радиус действия, км547 (с бомбовой нагрузкой 1 814 кг)
дальность полета перегоночная, км3 300
максимальная эксплуатационная перегрузка7,5
вооружение встроенное2 * 20-мм пушки Mk.12 (2 * 200 снарядов)
вооружение подвесноена 5 узлах подвески: УР AIM-9, AGM-65, AGM-45, бомбы AGM-62A, Mk.82, Mk.83, Mk.84, НУР, напалм
A-4 Skyhawk ВВС Израиля A-4 Skyhawk ВВС Финляндии A-4 Skyhawk ВВС Великобритании A-4 Skyhawk, операция Буря в пустыне A-4 Skyhawk КМП США Звено A-4 Skyhawk корпуса морской пехоты A-4 Skyhawk сбрасывает корректируемую авиабомбу A-4 Skyhawk на взлете, вид спереди A-4 Skyhawk, вид на кабину A-4 Skyhawk на аэродороме Звено A-4 Skyhawk на аэродроме A-4 Skyhawk с ПТБ A-4 Skyhawk перед взлетом A-4 Skyhawk ВМС США A-4 Skyhawk на ВПП A-4 Skyhawk КМП (обратите внимание на оригинальную национальную эмблему) Звено TA-4J Skyhawk на аэродроме A-4E Skyhawk ВМС США A-4M Skyhawk - вариант модернизации штурмовика TA-4J Skyhawk на ВПП A-4 Skyhawk на авианосце A-4 Skyhawk, подготовка к вылету A-4 Skyhawk взлетает с авианосца A-4 Skyhawk после приземления на авианосец A-4B Skyhawk в музее A-4B Skyhawk в музее, вид на крыло A-4 Skyhawk над авианосцем (рисунок) A-4 Skyhawk, посадка на закате A-4 Skyhawk A-4 Skyhawk A-4 Skyhawk пилотажной группы Blue Angels Звено A-4 Skyhawk атакует (рисунок) A-4 Skyhawk ВМС Бразилии над авианосцем Схема штурмовика A-4 Skyhawk Схема штурмовика A-4 Skyhawk (три вида) Штурмовик A-4 Skyhawk (рисунок) Штурмовик A-4E Skyhawk (рисунок)
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь