Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Григорович Д.П., создатель гидросамолета

Первые русские гидросамолеты и особенно гидросамолет "М-5" и разведывательный самолет типа "М-9" приобрели самую широкую известность. Не случайно военное ведомство Соединенных Штатов Америки вскоре после начала мировой империалистической войны 1914-1918 гг. попросило русское правительство передать ему несколько гидросамолетов конструкции Д.П. Григоровича. Используя русские самолеты как образцы, американцы организовали серийное производство аналогичного типа машин.

Летающие лодки Григоровича "М-1", "М-2" и "М-4", построенные в России в 1912-1913 гг., были первыми в мире гидросамолетами. За рубежом (в частности, в Англии) практически пригодные конструкции гидросамолетов появились лишь в 1914 г.

Д.П. Григорович является также автором самолета "М-11" - морского истребителя типа летающей лодки. Это была первая в мире конструкция морского истребителя. На нем были установлены также впервые в мире броня и неподвижное оружие.

Успехами русских конструкторов и строителей самолетов, в том числе гидросамолетов, наша страна вправе гордиться. Конструкторское бюро, руководимое Д.П. Григоровичем, состояло из пятидесяти человек и выпускало ежегодно до трех новых типов машин. В конструкторском бюро, кроме Григоровича, работал инженер М. Шишмарев - талантливый конструктор, впоследствии генерал-майор инженерно-авиационной службы, доктор технических наук. В частности, М. Шишмаревым в то время была разработана установка полуавтоматической пушки калибра 37 мм для самолета "М-9". В зарубежных странах вооружение такого калибра вошло в практику только через несколько десятков лет.

Условия труда строителей гидросамолетов были весьма тяжелыми. Новые конструкции создавались на технически отсталой базе. Продувка моделей самолетов, их отдельных деталей, проверка моделей лодок в бассейнах не производились. Однако за годы первой мировой войны конструкторское бюро Д.П. Григоровича все же выпустило свыше десяти типов различных машин, многие из которых по тому времени были лучшими в мире.

В 1916 г. Д.П. Григорович создал два сухопутных самолета: "С-1" и "С-2". Самолет "С-2" представлял собой один из первых в мире самолетов-двухвосток. В том же году им был сконструирован и построен двухпоплавковый гидросамолет "М-20". Особенностью этой машины являлась ее способность взлетать с воды и со снега. Авиаторы любили эту машину за ее высокие летные качества.

В следующем 1917 г. Григорович создал два больших гидросамолета. Первая конструкция представляла собой двухпоплавковый биплан. Это был первый в мире торпедоносец, много лет являвшийся единственным самолетом подобного типа. Назывался этот тип машины "ГАСН" (гидроаэроплан специального назначения). Он нес на себе торпеду весом в тысячу килограммов. Вторая конструкция - летающая лодка "МК-1" (морской крейсер). Особенностью самолета "МК-1" являлось то, что бипланная коробка крыльев несла на себе моторы (три мотора - один с тянущим и два с толкающими винтами) и крепилась к корпусу лодки не жесткими узлами, а посредством специальных амортизаторов. По прошествии многих лет французы, кстати без указания имени автора - Григоровича, стали применять подобную схему крепления коробки крыльев к фюзеляжу и выдавать ее за изобретение А. Фармана.

1918 г. ознаменовался постройкой нескольких опытных гидросамолетов "М-17", "М-18" и "М-19". С 1921 г. Д.П. Григорович начал работать на авиационных заводах, где он сконструировал несколько морских и сухопутных самолетов. В частности, он построил первые советские истребители "И-2", "И-2бис", "И-З", летающую лодку "М-24" и разведчик открытого моря ("РОМ"), обладавший высокими летными качествами и хорошей мореходностью. Д.П. Григорович является автором замечательной машины "И-5". Она была создана им совместно с Н.Н. Поликарповым. Самолет "И-5" - истребитель, обладавший отличной скороподъемностью и исключительной маневренностью, был длительное время одной из основных машин, состоявших на вооружении молодой советской авиации.

За свою 30-летнюю деятельность в авиации Дмитрий Павлович Григорович создал свыше 60 типов самолетов, из них 38 типов машин строились серийно. Ему принадлежит идея создания первого в мире гидросамолета, а также первого в мире истребителя с убирающимся в воздухе шасси.

* * *

Российские авиаторы с уважением вспоминают выдающегося конструктора Дмитрия Павловича Григоровича, внесшего большой вклад в отечественную авиационную науку.

Источник: www.navy.ru

Российские люди по праву гордятся своим воздушным флотом, его славной, богатой историей. Всему миру известно: родина авиации - Россия. Русская авиационная техническая мысль на всем протяжении истории завоевания воздуха всегда была впереди. Именно в России, на много лет опередив другие государства, ученые и изобретатели создали авиационную науку, построили первые в мире самолеты.

В 1882 г. русский морской офицер Александр Федорович Можайский построил первый в мире самолет и осуществил полет на нем. Он же изобрел элероны для придания самолету поперечной устойчивости. Только через два десятилетия в Америке братьям Райт удалось создать подобный летательный аппарат. Первый в мире многомоторный самолет был создан также русскими людьми. "Русский витязь" (так назывался этот самолет) в августе 1913 г. совершил рекордный по тому времени полет с семью пассажирами на борту, пробыв в воздухе 1 час. 54 мин. Через год на новом многомоторном самолете "Илья Муромец" был осуществлен перелет Петербург-Киев. Расстояние в 700 верст от Петербурга до Орши самолет покрыл без посадки за 8 часов. Полет от Киева до Петербурга продолжался 13 часов. Это было по тому времени мировым рекордом.

Имена русских изобретателей, смелых экспериментаторов стоят в первых рядах завоевателей воздушных пространств. Среди них почетное место принадлежит создателю первого в истории авиации гидросамолета - талантливому русскому конструктору Дмитрию Павловичу Григоровичу. Еще будучи студентом Киевского политехнического института, Д.П. Григорович увлекся авиацией. В институте в это время был создан авиационный кружок, в работе которого Григорович принимал самое активное участие.

Окончив Киевский политехнический институт, Д.П. Григорович занялся постройкой первого спортивного самолета, который он назвал "Г-1". Близ институтских зданий Григорович приспособил сарай под сборку машины. Детали самолета изготовлялись конструктором на квартире.

Вскоре Григорович переехал из Киева в Петербург, где в это время зародилось авиационное общество "Первое Российское Товарищество Воздухоплавания". Задачей общества являлось развитие отечественной авиации. Григорович охотно принял предложение занять пост технического директора и главного конструктора завода товарищества.

Молодой инженер увлекся идеей создания конструкции самолета типа "летающей лодки". Идея создания гидросамолета возникла у Григоровича не случайно. Россия, омываемая многими морями и океанами, богатая реками и озерами, нуждалась в самолете, который мог бы использовать в качестве взлетной и посадочной площадки водные пространства. И вот в начале 1913 г. был спроектирован первый в мире гидросамолет "М-1". За ним в том же году появились самолеты "М-2" и "М-4".

Летающая лодка "М-1"- двухместный учебно-тренировочный биплан с мотором "Гном". Мощность двигателя его была равна 80 л.с. Полетный вес гидросамолета равнялся 880 кг, причем на полезную нагрузку приходилось 260 кг. Скорость "М-1" достигала 100 км/час.

Талантливый инженер Д.П. Григорович, непрерывно улучшая свой гидросамолет "М-1", создает одну за другой конструкции летающих лодок, лучшей из которых была "М-5", созданная в 1914 г.

Гидросамолет "М-5" принес Григоровичу широкую известность. Летающая лодка "М-5" обладала весьма высокими летными характеристиками, хорошими мореходными качествами. Поэтому она была немедленно принята на вооружение. Это был двухместный биплан деревянной конструкции. Размах крыльев самолета - 11,5 м; площадь крыла - 30 кв.м; крыло двухлонжеронное, обтянутое полотном; общий вес конструкции - 660 кг, на 220 кг меньше веса его прототипа "М-1"; полезная нагрузка "М-5" - 300 кг. Гидросамолет развивал скорость 128 км/час. По тому времени эта скорость являлась весьма высокой. Посадочная же скорость "М-5" едва достигала 68 км/час. Потолок "М-5" был равен 4450 м, а продолжительность пребывания в воздухе - 5 часов. Высоту 1000 м машина набирала за 5 мин. 36 сек., а высоту 3000 м - за 24 мин. 36 сек. Самолет "М-5" прослужил более семи лет. Многие наши морские летчики прошли обучение на этой машине.

RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь