Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Линейный крейсер

Лине́йный кре́йсер - подкласс линейных кораблей, имеющих вооружение, близкое к линкорам, но обладающих большей скоростью хода при более лёгком бронировании. Появились в начале ХХ века как развитие броненосных крейсеров. Они должны были составлять авангард главных сил флота, а в бою играть роль его быстроходного крыла. Результаты морских сражений Первой мировой войны, а также Вашингтонское морское соглашение 1922 года прервали эволюцию линейных крейсеров. В дальнейшем прогресс в области силовых установок привёл к слиянию линейных крейсеров и линкоров в единый класс быстроходных линейных кораблей. Тем не менее, ряд кораблей, построенных в 1930-1940-х годах, нередко именуется в военно-морской литературе линейными крейсерами в силу их промежуточного положения между 'настоящими' линкорами и тяжёлыми крейсерами. Последний классический линейный крейсер 'Явуз' был списан в 1954 году.

Появление первых линейных крейсеров было вызвано двумя факторами. Во-первых, в Великобритании приступили к строительству линейного корабля нового поколения - знаменитого 'Дредноута'. Поскольку старые броненосные крейсера, предназначенные для взаимодействия с броненосцами, не соответствовали новому поколению линкоров, было решено разработать новый тип броненосного крейсера. Во-вторых, к появлению нового класса привела некритическая оценка действий японских броненосных крейсеров в ходе русско-японской войны. На военно-морских специалистов произвело впечатление успешное участие этих кораблей в Цусимском сражении. Факты слабости русской эскадры и тактической безграмотности её руководства предпочитали игнорировать. В результате, в 1904 году Британское Адмиралтейство сформировало специальный комитет для проектирования броненосного крейсера нового типа под руководством Джона 'Джека' Фишера, ставшего тогда Первым морским лордом.

Комитет в целом исходил из фишеровской концепции броненосного крейсера 'Анэпроучэйбл' (англ. Unapproachable). Этот проект предусматривал создание увеличенного крейсера 'Уорриор' с однородной артиллерией калибра 234-мм - 16 орудий в 8 двухорудийных башнях. Водоизмещение должно было составить 15 000 тонн, скорость более 25 узлов, а бронирование предусматривало 152-мм бортовой пояс и 203-мм защиту артиллерии. Однако русско-японская война показала важность стрельбы на большие дистанции, в чём наилучшим образом проявляла себя именно сама крупнокалиберная артиллерия. В результате комитет пришёл к выводу о необходимости установки на новый крейсер 305-мм орудий - наиболее крупных из всех, какие применял тогда британский флот. Но с учётом требований к скорости заметно большей, чем у 'Дредноута' необходимо было чем-то жертвовать. Считалось, что крейсер не может быть больше линкора. Между тем ещё в 1905 году профессор Массачусетской школы кораблестроения В. Ховгард высказал мнение, что будущий эскадренный крейсер не должен уступать линкорам в вооружении и бронировании, но иметь большую скорость за счёт более крупных размеров.

Итогом проектирования стало сокращение числа орудий главного калибра и резкое ослабление бронирования в сравнении с 'Дредноутом'. Фактически оно соответствовало прежним броненосным крейсерам и было совершенно неадекватно собственному вооружению крейсера. Первоначально новые крейсера проектировались как следующее поколение броненосных крейсеров, затем стали именоваться эскадренными крейсерами и наконец, в 1911 году получили классификацию 'линейных крейсеров' (англ. battlecruiser). На новый класс возлагались следующие задачи:

Разведка боем;

Поддержка и содействие меньшим крейсерам-разведчикам;

Самостоятельные экспедиции с целью окружить вражеские рейдеры;

Преследование отступающего флота врага и по возможности постановка его в безвыходное положение путём сосредоточения огня на отставших кораблях;

Быстрое окружение противника в ходе боевых действий.

RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь