Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

ОКБ имени Мясищева (Россия)

НОВИКОВ Валерий Константинович - генеральный конструктор ЭМЗ им.В.М.Мясищева с 1986 г.

В настоящее время ЭМЗ в рамках конверсии занимается разработкой самолетов бизнес-класса "Гжель" и "Дуэт", сельскохозяйственного самолета М-500, грузопассажирских самолетов М-112 и М-150.

(использован материал сайта Испытатели (test pilots))

В 1957-60 в КБ Мясищева были разработаны также проекты первого советского космоплана ВКА-23 (М-48). Но осенью 1960 ОКБ-23 стало филиалом (!) гораздо меньшего по размеру ОКБ-52 В.Н.Челомея, работающего по ракетно-космической тематике.

В 1960-67 Владимир Михайлович в почетной "ссылке" - начальник ЦАГИ.

В ноябре 1966 вновь воссоздано ОКБ и Мясищев стал генеральным конструктором Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) в г.Жуковском, образованного на территории бывшей лётно-испытательной и доводочной базы Опытно-конструкторского бюро N` 23. ОКБ было сравнительно малочисленным. Многие из прежних специалистов, имевшие опыт создания бомбардировщиков 3М и М-50 уже 'прижились' в других фирмах. Завод в Филях, являвшийся раньше частью КБ В.М.Мясищева, был отдан ЦКБМ под ракетную тематику, а на новом месте в г. Жуковском практически ничего не было.

Здесь под его руководством проводились экспериментальные работы по увеличению дальности полёта Ил-62 за счёт ламинаризации обтекания, по использованию композиционных материалов, а также проектировались стратегические бомбардировщики М-18 и М-20.

В составе НПО "Молния", в которое предприятие включено в 1976, на ЭМЗ разработаны кабина экипажа, комплексная система аварийного покидания, система обеспечения жизнедеятельности и терморегулирования орбитального корабля многоразового использования "Буран". На лётно-испытательной базе ЭМЗ осуществлён (НПО "Молния"- совместно с ЛИИ) комплекс атмосферных лётных испытаний на аналоге корабля "Буран".

Депутат ВС СССР в 1958-66. Ленинская премия (1957). Награждён 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова 2-й степ., Трудового Красного Знамени, Медалями. В 1981 имя Мясищева присвоено Экспериментальному машиностроительному заводу.

МИКОЯН Степан Анастасович (р.1922) - профессиональный военный летчик и летчик-испытатель.

Окончил Качинскую военную школу пилотов в 1941 году. В Великую Отечественную войну воевал летчиком-истребителем. После войны окончил Военно-Воздушную Инженерною Академию им. Жуковского. С 1951 года служил летчиком-испытателем в Научно-испытательном Институте Военно-Воздушных Сил. С 1959 года - начальник испытательного Управления этого Института, а с 1965 года - первый заместитель начальника Института.

Общий налет около 3500 часов, летал на 102 типах летательных аппаратов, в основном на истребителях, а также на бомбардировщиках, транспортных самолетах и вертолетах.

Генерал-лейтенант авиации, Заслуженный летчик-испытатель СССР (1964). В 1975 году удостоен звания Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные при испытаниях самолетов.

Кандидат технических наук (1979). С 1978 года работает в ОАО НПО "Молния", разработавшем орбитальный корабль "Буран" в качестве заместителя Генерального директора по летным испытаниям. Руководил летными испытаниями атмосферного аналога корабля "Буран", технической и стендовой подготовкой летчиков-испытателей, а также участвовал в проектных работах по вопросам деятельности экипажа. Руководил работами по орбитальной летающей модели "Бор-4". При первом орбитальном полете беспилотного корабля "Буран" С.А.Микоян был ответственным за управление кораблем на участке снижения и посадки.

После смерти В.М.Мясищева в 1978 г. несколько месяцев возглавлял ОКБ его имени.

В 1987 году С.А.Микоян был избран Почетным членом Общества летчиков-испытателей-экспериментаторов (Калифорния, США).

ФЕДОТОВ В.А. - Советский авиаконструктор. В 1979 возглавил ОКБ имени В.М.Мясищева.

В 1981 совершил первый полёт специализированный самолёт-носитель, созданный на базе бомбардировщика 3М. Этот самолёт, получивший впоследствии обозначение ВМ-Т "Атлант", предназначался для транспортировки с заводов-изготовителей на космодром Байконур элементов конструкции ракеты-носителя "Энергия" массой до 40 т и диаметром 8м и космического корабля многоразового использования "Буран". Перевозка грузов осуществляется на "спине" самолёта "Атлант", причём размеры грузов в два с лишним раза превосходят диаметр фюзеляжа самолёта-носителя. "Атлант" по существу представляет собой новый самолёт. В процессе проектирования самолёта ВМ-Т "Атлант" впервые в мировом и отечественном авиастроении решены проблемы создания компоновки, обеспечивающей эксплуатацию в пяти разных конфигурациях (с четырьмя различными видами грузов и без груза). В 1990 на этом самолёте установлено более 20 мировых рекордов высоты и скорости полёта и скороподъёмности.

В 1982 г. совершил свой первый полет дозвуковой высотный разведчик М-17 "Стратосфера", разработка которого была начата под руководством В.М. Мясищева. Его гражданский вариант М-55 "Геофизика" оборудован для ведения высотной экологической разведки. Его можно использовать также и для восстановления озонового слоя, противоградовой защиты.

НОВИКОВ Валерий Константинович - генеральный конструктор ЭМЗ им.В.М.Мясищева с 1986 г.

В настоящее время ЭМЗ в рамках конверсии занимается разработкой самолетов бизнес-класса "Гжель" и "Дуэт", сельскохозяйственного самолета М-500, грузопассажирских самолетов М-112 и М-150.

(использован материал сайта Испытатели (test pilots))

ОКБ В.М.Мясищева (1934 - КБ-6 ЦАГИ, 1937-38 - КБ-84, 1938-40 - СТО-100 ЦКБ-29, 1940-43 - СТО-102 ЦКБ-29, 1943-1946 - ОКБ-482, 1951-1960 - ОКБ-23, 1966 - ЭМЗ, 1978 - ЭМЗ имени В.М.Мясищева ). Адрес: 140160 Россия, г. Жуковский-5, Московской обл.

МЯСИЩЕВ Владимир Михайлович (28.09.1902 - 14.10.1978) - советский авиаконструктор, генерал-майор-инженер (1944), Герой Соц. Труда (1957), доктор технических наук (1959), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972). После окончания МВТУ (1926) работал в КБ А.Н.Туполева (в составе ЦАГИ), участвовал в создании самолётов ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 "Максим Горький". С 1934 начальник бригады экспериментальных самолётов (КБ-6) конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, которой в 1936 г. создан бомбардировщик-торпедоносец АНТ-41 (Т-1). В 1937-38 главный конструктор ОКБ завода ?84 (г.Химки Моск.обл.), созданном для переработки документации для внедрения в серийное производство лицензионного самолёта DC-3 (Ли-2).

Был необоснованно репрессирован и в 1938-40 гг. находился в заключении, работая при этом в ЦКБ-29 НКВД в спецотделе СТО-100 В. М. Петлякова (начальником бригады крыла). В конце 1939г. Мясищев предложил проект дальнего бомбардировщика "102" с герметичными кабинами. Для его разработки в ЦКБ было создано КБ, которое Мясищев возглавлял в 1940-43 гг. В акте о государственных испытаниях ДВБ-102 (дальний высотный бомбардировщик) в 1942 г. отмечалось, что ДВБ-102 явился первым отечественным бомбардировщиком с герметичными кабинами, обеспечивающими нормальные физиологические условия для работы экипажа. Впервые в советском авиастроении в конструкции бомбардировщика были применены шасси с носовым колесом, стрелково-пушечное вооружение с дистанционным управлением, тонкое крыло с относительной толщиной от 10 до 16% и встроенными баками-кессонами. Створки бомбового люка длиной 5,7 м открывались внутрь. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 3 т. Летные испытания самолёта проводились до 1946.

После гибели Петлякова, с 1943 Мясищев - главный конструктор и руководитель опытно-конструкторских отделов на заводе ?22 в Казани по модификациям и серийному производству пикирующего бомбардировщика Пе-2 и на заводе ?482 в Москве по доводке самолёта ДВБ-102. В начале 1944г. разработан дневной пикирующий бомбардировщик Пе-2И со скоростью полёта, превышающей скорость немецких истребителей, способный нести в фюзеляже бомбу массой 1 т для разрушения мощных оборонительных укреплений. Пе-2И стал базовым для создания ряда опытных самолётов бомбардировщиков Пе-2М, ДБ-108, дальнего истребителя сопровождения ДИС.

В 1945 году у Мясищева начинается изготовление макета РБ-17 - четырехдвигательного бомбардировщика с ТРД Jumo-004. Но в феврале 1946 ОКБ было расформировано, что мотивировалось его "малой отдачей". Площади, ресурсы и штаты ОКБ-482 переходят С.В.Ильюшину. Наработки по РБ-17 позволили быстро создать реактивный Ил-22.

В 1946-51 Мясищев - заведует кафедрой проектирования самолётов, декан самолётостроительного факультета МАИ. С 1947 - профессор.

В начале 50-х Мясищев подал в правительство предложение о создании стратегического самолета с дальностью полета 11-12 тыс.км. И.В.Сталин принял это предложение и 24 марта 1951 решением правительства было воссоздано Опытно-конструкторского бюро ?23 главного конструктора В.М.Мясищева. Самолёт, оснащенный четырьмя ТРД и получивший обозначение М-4, был спроектирован и построен всего через один год и 10 месяцев после оргaнизации ОКБ. На М-4 отработана система дозаправки самолётов в воздухе 'штанга-конус'. Дальнейшим развитием М-4 стал самолёт ЗМ (М-6) - реактивный стратегический бомбардировщик с четырьмя ТРД. Самолёт имел ту же схему, что и М-4, но была улучшена аэродинамика. На самолётах М-4 и 3М установлено 19 мировых рекордов.

С 1956 В.М.Мясищев генеральный конструктор. В середине 50-х годов перед ОКБ была поставлена задача создать сверхзвуковой стратегический ракетоносец. Опыта создания подобных самолетов не было и ОКБ под руководством В.М. Мясищева разработано новые методы проектирования. Выбранная компоновка - длинный тонкий фюзеляж и тонкое треугольное крыло с 4-мя ТРД - потребовала использования нестандартных, оригинальных конструктивных решений. Самолет, получивший название М-50, совершил свой первый полет в 1959г. Разрабатывалась и сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета М-40 "Буран" класса "поверхность-поверхность". В развитие этого проекта была создана крылатая ракета воздушного базирования М-44, предназначенная для вооружения сверхзвуковых ракетоносцев М-52 (РСС-52) и М-56. Для скрытного маловысотного прорыва ПВО разрабатывался стратегический сверхзвуковой М-57. Были и первые в СССР пассажирские варианты сверхзвукового самолета - М-53 и М-55. А проекты бомбардировщиков с ЯСУ ("30", М-60) и поныне малоизвестны.

RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь