Арсенал >> Флот >> юРНЛМЮЪ ОНДБНДМЮЪ КНДЙЮ >> Лира (проект 705)

English
 
 Авиация
 Сухопутные войска 
 Флот
 Стрелковое оружие
 Армии мира
 Разработчики
 Типы военной техники 
 Законодательство 
 История 
 Военные игры 
 ОМП 
Атомная подводная лодка Лира (проект 705)     
Разработчик: 
Государство:  Россия 

В то время, когда начиналась программа создания отечественных противолодочных ПЛАТ пр.671, было принято решение о создании высокоавтоматизированных и скоростных ПЛАТ. Их проектирование (пр.705, шифр "Лира", по классификации НАТО "Alfa"), началось на основании постановления правительства от 27.05.1961 с целью создания "опытной комплексно-автоматизированной скоростной ПЛАТ ПЛО с торпедным вооружением". При этом было дано разрешение "при наличии достаточных обоснований отступать от норм и правил военного кораблестроения". Благодаря этому был создан уникальный корабль в котором были использованы революционные, намного опережающие своё время технические решения. Главным явилось создание высокоманевренной, скоростной, малого водоизмещения ПЛ с АЭУ, с резким сокращением численности экипажа, с внедрением новых образцов оружия и технических средств. По замыслу, новый корабль, своеобразный "подводный истребитель-перехватчик", располагая скоростью подводного хода, превышающей 40 узлов, был способен в предельно короткое время выйти в заданную точку мирового океана для атаки подводного или надводного противника. При своевременном обнаружении неприятельскойторпедной атаки АПЛ должна была уходить от торпед, предварительно произведя залп из своих торпедных аппаратов. Малое водоизмещение лодки (порядка 1 500 т) в сочетании с мощной энергетической установкой должны были обеспечить быстрый набор скорости и высокую маневренность. АПЛ должна была собственным ходом в считанные минуты отходить от причальной стенки, быстро разворачиваться на акватории и покидать базу для решения боевой задачи, а после возвращения "домой" - самостоятельно швартоваться.

ТТЗ было выдано 11.12.1961 и сформулировано под руководством академика А.П. Александрова с участием академиков В.А.Трапезникова и А.Г. Иосифьяна. Новая лодка была спроектирована в ЦКБ-143 (г. Ленинград). Главный конструктор М.Г. Русанов, затем В.В. Ромин (с 1977 г), главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга В.В. Гордеев. АПЛ 705-го проекта должна была иметь водоизмещения в пределах 1 500 - 2 000 т и скорость.более 40 узлов, что требовало достатоточно мощной ЭУ. В качестве варианта ГЭУ рассматривался газовый реактор, обеспечивающий работу газовой турбины. В итоге остановились на однореакторной ГЭУ с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) и повышенными параметрами пара. Установка с ЖМТ по сравнению с АЭУ, имеющей традиционный водо-водяной реактор была более компактной, что было немаловажно в данном случае. Предложение о создании специально для лодки проекта 705 однореакторной двухконтурной паропроизводящей установки по типу ППУ лодки проекта 645 поступило в 1960 году от ОКБ Гидропресс. Вскоре было принято правительственное решение о разработке такой установки. Научным руководителем работ был назначен академик А.И. Лейпунский. Одновременно проектировалось два альтернативных типа АЭУ: в ОКБ Гидропресс под руководством главного конструктора В.В. Стекольникова создавалась БМ-40А (блочная, двухсекционная, два паропровода, два циркуляционных насоса), а в горьковском ОКБМ под руководством И. И. Африканова - ОК-550 (блочная, с разветвленными коммуникациями первого контура с тремя паропроводами и тремя циркуляционными насосами).

Одновальная АЭУ ОК-550 была выполнена по однореакторной схеме с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) и смонтирована на обычном фундаменте балочного типа. На лодках модификации 705К, строившихся позже, паропроизводящая установка была выполнена уже в виде единого блока типа БМ-40А. Турбозубчатый агрегат смонтирован на фундаменте с новой системой амортизации, наиболее шумное оборудование установлено на пневматических амортизаторах. Паропроизводящая установка БМ-40А (150 000 кВт) - однореакторного типа. В качестве теплоносителя первого контура был использован эвтектический сплав свинец-висмут. Паротурбинная установка ОК-7К -одновальная, блочной конструкции. Имелось два синхронных генератора переменного трехфазного тока (2 * 1 500 кВт, 400 В, 400 Гц).Каждый генератор обеспечивает энергией всех потребители своего борта. Установлена вспомогательная дизельгенераторная установка (500 кВт, 300 В) и аварийная аккумуляторная батарея из 112 элементов. Новый реактор позволил сократить длину ПЛАТ, увеличить скорость, но оказался очень капризными.Электроэнергетическая система впервые на ПЛА была выполнена на токе повышенной частоты - 400 Гц. В отечественном кораблестроении уже имелся опыт создания АЭУ с ЖМТ. Практически параллельно с пр.627А создавалась первая в СССР ПЛА пр.645 имеющая реакторы с ЖМТ. Это было как бы ответомна постройку в США ПЛА Си Вульф (1957 год), которая тоже имела реактор с ЖМТ. ПЛАТ пр.645 была построена в 1963 году на СМП и эксплуатировалась до 1968 года, когда она потерпела аварию АЭУ. Несмотря на это, опыт создания АЭУ с ЖМТ на пр.645 был признан положительным и многое из него было применено в пр.705. Лодка пр.705 имела титановый корпус, поделённый на 6 отсеков. 3-й отсек, где расположен главный командный пункт и служебно-бытовые помещения, ограничивался сферическими переборками, рассчитанными на полное забортное давление (отсек-убежище).

 Страницы: 1 2  
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь