Арсенал >> Авиация >> сДЮПМШИ БЕПРНКЕР >> AH-1 Huey Cobra

English
 
 Авиация
 Сухопутные войска 
 Флот
 Стрелковое оружие
 Армии мира
 Разработчики
 Типы военной техники 
 Законодательство 
 История 
 Военные игры 
 ОМП 
Ударный вертолет AH-1 Huey Cobra     

Всего за одиннадцать лет войны в Юго-Восточной Азии вертолеты армии США совершили 36 млн вылетов, налетав 13,5 млн часов, зенитным огнем была поражена 31 000 вертолетов, но только 3 500 из них (10%) были сбиты или совершили вынужденную посадку, 1 500 сбитых вертолетов были отремонтированы и впоследствии вернулись в строй. Отношение потерь вертолетов к числу боевых вылетов уникально для боевых летательных аппаратов в условиях интенсивных боевых действий: 1:18 000, для боевых вертолетов этот показатель несколько ниже - 1:9 734, но все равно, это очень высокая цифра. "Кобры" продемонстрировали великолепную живучесть. Полковник Молинелли вспоминает, что в первые 15 - 20 дней боевых действий в Лаосе все без исключения вертолеты его эскадрильи каждый день получали попадания. Он сам после боевого вылета однажды насчитал в своей машине 16 дырок: 11 пробоин от пулеметов ДШК и пять от автомата Калашникова. Всего из 88 "Кобр", принимавших участие в операции "Лам Сон", было сбито 13 вертолетов. Данных о потерях конкретно по типам вертолетов за весь период войны в массовой авиационной печати не приводилось, но примерно оценить количество сбитых "Кобр" все же можно. На начало 1975 г. (год окончания войны во Вьетнаме) в составе авиации армии США числилось 729 вертолетов AH-1G, всего же их было построено 1 133; без всякого сомнения, львиная часть из недостающих 404 вертолетов навсегда осталась во Вьетнаме. Широкое использование боевых вертолетов позволило отработать тактику их применения и уточнить технические требования к подобным машинам. Пожалуй, главным выводом, который сделали военные из опыта войны во Вьетнаме, стало требование установки двух двигателей на вертолеты, летающие над полем боя. 70% безвозвратных потерь вертолетов были связаны с повреждением единственного двигателя "Хью" и "Кобр".

При наличии второго мотора оставалась возможность дотянуть до расположения своих войск. Двухдвигательный вариант "Хью Кобры" к середине 70-х годов уже успешно эксплуатировался корпусом морской пехоты США. Армия также решила принять его на вооружение. Но тут произошла поистине детективная история. На морских "Кобрах" устанавливались ГТД канадского производства. Когда "Си Кобру" принимали на вооружение, подобное решение никого не смутило. Когда же речь зашла о поступлении "Си Кобр" и в армейские подразделения, вдруг вспомнили о национальных интересах. "Мы будем финансировать авиационную промышленность соседнего государства, в то время как американские рабочие просто зубы кладут на полку с голодухи". Скандал был явно высосан из пальца, поскольку легкие ГТД канадского производства устанавливались и устанавливаются на массу американских самолетов и вертолетов. Сложно сказать, кто раздул сей скандал, но менеджеры фирмы "Белл" извлекли из него максимум пользы. Обычно при закупке партии вооружения оговариваются оптовая цена и срок поставки (как правило, несколько лег), а доработки дефектов, выявленных в ходе эксплуатации, проводятся за счет средств фирмы-производителя. В контракте на поставку вертолетов AH-1Q армии США особо оговаривалось, что закупочная цена вертолета пересматривается каждый год, соответственно финансовые издержки от непредусмотренных доработок и от инфляции несли военные. В результате крайне запутанной политики в области боевых вертолетов (неудачи с "Шайеном", непонятный статус "Кинг Кобры" и S-67) военные загнали себя в угол, связав ближайшее будущее противотанковых вертолетов с детищем фирмы "Белл", чем последняя и не преминула воспользоваться. В полной мере уроки Вьетнама были учтены только в боевом вертолете второго поколения "Хью" - "Макдоннелл-Дуглас" АН-64А "Апач", но это уже другая история.

Противостояние: "Хью Кобры" в Европе. В начале 70-х годов, по оценкам западных разведслужб, танковая группировка стран Варшавского Договора в Центральной Европе насчитывала 17 000 единиц; при необходимости в течение месяца к 17 000 танкам могло добавиться еще около 13 000. Мощный танковый каток был вполне способен раскатать силы НАТО тонким слоем на пространстве от Эльбы до Ла-Манша. Русские танки были подлинным кошмаром для натовских стратегов. Можно сказать, что разработка большинства новых систем оружия велась на Западе под девизом: "Остановить танки". В конечном итоге проблему борьбы с танками в Европе успешно удалось решить только известному стратегу М.С. Горбачеву. Но это было совсем недавно, а в те годы никто из американских генералов и думать не мечтал о подобном подарке. Успешное применение во Вьетнаме вертолетов, вооруженных ПТУР "Toy", убедило командование американской армии в эффективности этого оружия в борьбе с танками. Но Вьетнам - не Европа, требовалось проверить, смогут ли вертолеты действовать столь же эффективно и в условиях европейского театра военных действий, сильно насыщенного самыми современными средствами ПВО. Предварительные оценочные испытания проводились в Калифорнии на полигоне Хантер-Лиггетт. В августе 1972 г. испытания решили продолжить на натуре. В Западной Германии состоялись беспрецедентные маневры по оценке действий вертолетов против танков. В них приняли участие американские вертолеты АН -1G и ОН-58 и танки "Леопард" бундесвера, усиленные американскими ЗСУ "Вулкан" на гусеничном шасси. Танки поддерживали истребители-бомбардировщики люфтваффе F-104G. "Хью Кобры" были оснащены ПТУР "Toy". Учения были замечательны не количеством принимавшей в них участие боевой техники; скажем, ежегодные учения НАТО "Осенняя кузница" по масштабам многократно превосходят военную игру, состоявшуюся тем летом.

 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17  
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь