Учебно-тренировочный самолет (УТС) нового поколения, предназначенный для подготовки летчиков истребителей типа МиГ-29 и Су-27, а также перспективных боевых машин, начал разрабатываться в ОКБ им. А.И. Микояна в инициативном порядке во второй половине 1980-х годов. Для самолета была выбранa нормальная аэродинамическая компоновка с прямым крылом, Т -образным оперением и Тандемным pacположением кресел летчика и курсанта. В качестве силовой установки предполагалось использовать два ТРДД DV-2 (2 200 кгс). Летные характеристики готового УТС должны были обеспечивать быстрый и "экономичный" переход молодых летчиков с учебного самолета на боевой. В дальнейшем этот самолет, параллельно с самолетами М-200 (ОКБ им. Мясищева), Як-130 (ОКБ им. Яковлева) и С.54 (ОКБ им. Сухого), принял участие в конкурсе проектов перспективных учебно-тренировочных самолетов для совет ских ВВС. Новый УТС должен был заменить самолеты L- 29 "Дельфин" и L-39 "Альбатрос" чехословацкого производства. В мае 1992 г. в "финал" конкурса вышли проекты МиГ-АТ и Як-130, работы по которым были продолжены при поддержке ВВС.
Однако "обвальное" уменьшение государственного финансирования оборонного заказа обусловило усиление экспорной составляющей программы МиГ-АТ, Первоначально рассматривалась возможность "интернационализации" программы за счет вовлечения в нее южнокорейской фирмы Дэу (которая, в частности, должна была производить для самолета консоли крыла из углепластика). Однако в октябре 1992 г. было заключено соглашение о сотрудничестве по программе МиГ-АТ с Францией. Было принято решение об оснащении самолета двигателями "Ларзак" 04 R20, аналогичными применяемым на франкогерманских УТС "Альфа Джет". Во Франции была закуплена партия ТРДД для установки на самолетах опытной серии. В дальнейшем двигателями "Ларзак" французского производства предполагается оснащать самолеты, предназначенные для поставок на экспорт. На экспортном варианте УТС МиГ-АТ было решено применить также авионику французской фирмы Секстант Авионикс. В сентябре 1987 г. во время визита в Россию Президента Франции Жака Ширака были подписаны соглашения о поставках французских двигателей и авионики для 15 самолетов МиГ-АТ. УТС, предназначенные для российских ВВС и ВВС стран СНГ планируется оснащать российскими приборным оборудованием и ТРДД "Авиадвигатель" РД -1700, имеющими большую мощность и лучшие эксплуатационные характеристики, чем французский аналог.
Подверглась изменениям и конструкция планера самолета. Так, вместо Т-образного оперенеия было решено примени горизонтальное оперение, расположенное у основания киля. Торжественная выкатка первого опытного самолета МиГ-АТ "821" (с ТРДД "Ларзак" и французской авионикой) состоялась 18 мая 1995 г., а первый поле - 21 март а 1996 г. (летчик испытатель-Роман Таскаев). В ноябре 1997 г. начались летные испытания второго опытного самолета ("823"), выполненного в учебно- боевом варианте МиГ-АТС. Учебно-боевой самолет оснащен бортовым комплексом приборного оборудования, разработанным АО "Русская авионика", имеет пять узлов внешней подвески, что позволяет ему решать боевые задачи в конфликтах малой интенсивности. В дальнейшем машину предполагается оснастить концевыми крыльевыми АПУ для ракет класса "воздух- воздух", что должно довести число узлов внешней подвески до семи. Всего планируется построить пять самолетов опытной серии -три для летных и два - для статических испытаний.
|