Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Крейсер Атлант (проект 1164)

Производитель: Судостроительный завод имени 61 коммунара (Украина) Государство: РоссияГосударство: Украина

Без действенной и всесторонней помощи москвичей, активной и принципиальной позиции командующих ЧФ адмиралов Игоря Касатонова, Виктора Кравченко и Владимира Комоедова корабль, наверное, и по сей день продолжал бы оставаться неподвижным памятником былому могуществу советского флота. 22 июня 1995 г. приказом Главнокомандующего ВМФ РФ крейсер получил новое имя - "Москва". 12 июня 1997 г. на корабле был поднят Андреевский флаг. 13 мая 1998 г. с целью сохранения на флоте гвардейских традиций кораблю переданы флаг и гвардейское звание от выводимого из состава ЧФ гвардейского сторожевого корабля "Красный Кавказ". 19 июля 1999 г., после нескольких переносов времени выхода, "Москва" наконец покинула Николаев. В районе Очакова крейсер приняли уже наши флотские буксиры, и спустя три дня, 21 июля, корабль известил вечерний Севастополь о своем возвращении залпами салютных пушек. 25 июля, в День ВМФ России, флагман ЧФ России стоял в парадном строю в Севастопольской бухте. В апреле 2000 г. впервые за 10 лет "Москва" вышла в море для проверки ходовых механизмов. После проверки оружия, в ноябре крейсер вошел в состав сил постоянной готовности. Сегодня командиром РКР "Москва" является капитан I ранга Валерий Владимирович Куликов.

Последний, четвертый, корабль серии был заложен летом 1984 г. под именем "Адмирал флота Лобов". Спуск на воду состоялся 1 августа 1990 г. 18 марта 1993 г. при 75-процентной готовности Россия отказалась его достраивать, аргументируя это тем, что в составе ее флота есть аналогичный крейсер "Москва", а также невозможностью изыскать средства на достройку корабля. 1 октября 1993 г. крейсер перешел в собственность Украины. Предложение Украины о продаже крейсера третьей стране (его стоимость, по разным оценкам, составляет от 450 до 700 млн. дол.), вызвали протест со стороны России, поскольку в строительстве корабля и его вооружении использованы секретные технологии советского ВПК. Корабль несколько лет простоял без обслуживания и отопления в зимнее время неоднократно подвергаясь "рейдам" мародеров-искателей цветного металла. Наконец, 17 февраля 1998 г. Президент Украины принял официальное решение о переименовании крейсера о его достройке для украинских ВМС, причем в проектном варианте. При самом благоприятном стечении обстоятельств РКР "Украина" вступит в строй в 2001 году.

(использован материал сайта Русская сила)

В середине 70-х гг. НПО Машиностроения был создан комплекс "Базальт" с ПКР П-500. Ракета имела массу около 6 тонн, дальность стрельбы 550 км, обычную (500 кг) или ядерную боевую часть, сложную траекторию полета и скорость, в два раза превосходящую скорость звука. Комплекс Базальт располагал усовершенствованной системой распределения целей между восемью ракетами одного залпа и оптимизированным алгоритмом выбора главной цели в ордере АУГ. На ПКР П-500 была впервые установлена система РЭП, обеспечивающая защиту от средств ПВО АУГ. Целеуказание Базальта обеспечивалось созданной к этому времени системой МКРЦ "Легенда" (на вооружении с 1976 г.) и самолетами Ту-95РЦ. Носителями крылатых ракет, среди прочих, должны были стать новые ракетные крейсера, способные применить в одном залпе 16 ПКР, что по боевой эффективности в четыре раза превосходило возможности существующих на то время РКР. Разработка проекта была поручена Северному ПКБ. Головной РКР серии из шести первых в СССР крейсеров с газотурбинными установками проекта 1164 под кодовым названием "Атлант" заложен на стапеле Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара 4 ноября 1976 г. Корабль, получивший имя "Слава", был спущен на воду 27 июля 1979 г., через год произошло заселение экипажа, вступил в строй в конце 1982 года, а в феврале следующего года включен в состав Краснознаменного ЧФ.

Название "Слава" в истории русского флота носили несколько кораблей. Это 16-пушечный фрегат, отличившийся в войне 1768-1774 гг. с Турцией; в конце XVIII в. его сменил 38-пушечный фрегат, охранявший воды Балтики, а в годы 1-й мировой войны с кораблями германского флота сражался линейный корабль Слава. В 1978 г. был заложен, в апреле 82-го спущен на воду и 21 сентября 1986 г. передан в состав СФ второй РКР серии - "Маршал Устинов". 17 декабря 1997 г. на нем закончился плановый ремонт, затянувшийся на три года. На петербургском АО "Северная верфь" крейсер, в числе прочего, получил новую ГЭУ. 24 февраля 2001 г. над крейсером взяла шефство столица Белоруссии. Юридически этот факт был закреплен договором, который подписали председатель Минского горисполкома и командир корабля. В 1979 г. был заложен, 28 июля 83-го спущен на воду и 16 октября 1989 г. вступил в строй крейсер "Червона Украина". Первоначально, этот корабль, как и "Слава", попал в 150-ю БРНК, где они до 1990 г. представляли главную ударную силу Краснознаменного ЧФ, после раздела которого, в 1996 г. Россия дала крейсеру не менее прославленное имя "Варяг" и перевела его на ТОФ.

В июле 1989 г. на крейсере Слава проводился советско-американский эксперимент по возможности дистанционного обнаружения ядерных КРМБ. Американская группа участников использовала прибор с полупроводниковым детектором гамма-излучения на основе кристалла высокочистого германия с энергетическим разрешением около 2 кэв. Детектор размещался непосредственно на ПУ "убийцы авианосцев" (такое прозвище получили крейсера проекта 1164 на Западе). Полученный в течение 10 минут спектр излучений с пиковыми значениями, характерными для различных изотопов урана, плутония и некоторых продуктов их распада, подтверждал наличие ядерной боеголовки. При этом результаты измерений показали, что таким путём практически нельзя получить дополнительную информацию о конструкции боеголовки, что устраивало обе стороны.В начале декабря 1989 г. ракетный крейсер "Слава" принимал участие в обеспечении первой втречи Генерального секретаря Компартии СССР Михаила Горбачева с президентом США Джорджем Бушем на о. Мальта. В 90-м "Славу" поставили на стапеля Николаевского завода для частичной модернизации. Плановые восемь месяцев превратились в долгие восемь с половиной лет. Финансирование не поступало вообще, и первые пять лет крейсер сохранялся только благодаря самоотверженности экипажа. Только шефская помощь столичной мэрии и лично Юрия Лужкова позволили найти средства для окончания ремонта.

Водоизмещение нормальное, т9 800
Водоизмещение полное, т12 500
Длина, м186.5
Ширина, м20.8
Высота по миделю, м42.5
Осадка наибольшая, м7.6
Тип главной энергетической установкигазовая турбина
Мощность силовой установки, л.с.4 * 22 500
Скорость хода полная / крейсерская, уз32 / 14
Дальность плавания крейсерская, мильнет данных
Дальность плавания полным ходом, миль7 500
Автономность, суток30
Экипаж, человек (офицеров)476 (84)
Вооружение противокорабельное16 ПУ комплекса Базальт (боекомплект 16 ПКР П-500)
Вооружение противолодочное2*5 533-мм торпедных аппарата, 2*12 реактивные бомбометные установки РБУ-6000, Ka-25/Ка-27
Вооружение противовоздушное2*2 130-мм АУ AK-130, 6*30-мм АУ АК-630, 2*2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК Оса-МА
Электронные системыБоевая информационно-управляющая система, Системы управления стрельбой противокорабельными ракетами
Крейсер Атлант (проект 1164) Ракетный крейсер Слава (тактический номер 126) в открытом море Ракетный крейсер Слава (тактический номер 126) - головной корабль серии Ракетный крейсер Москва (тактический номер 121) Ракетный крейсер Маршал Устинов (тактический номер 055) Ракетный крейсер Маршал Устинов (тактический номер 070) Ракетный крейсер Маршал Устинов. Военно-морской парад в Санкт-Петербурге, 28 июля 1996 г. Ракетный крейсер Маршал Устинов (тактический номер 088). На выходе из Невы Ракетный крейсер Червона Украина (тактический номер 031) Ракетный крейсер Варяг (бывший Червона Украина) у пирса Ракетный крейсер Варяг (тактический номер 011) Схема ракетного крейсера проекта 1164 На баке РКР Маршал Устинов (тактический номер 088) Спаренная 130-мм АУ AK-130 ПУ комплекса Базальт на ракетном крейсере Маршал Устинов (тактический номер 055) Многочисленные РЛС на ракетном крейсере Маршал Устинов (тактический номер 088) Вид спереди-сверху на ракетный крейсер проекта 1164 Вид сверху на подпалубные ПУ Б-204 и антенный пост ЗРК С-300Ф на ракетном крейсере проекта 1164 Подпалубные ПУ Б-204 ЗРК С-300Ф на ракетном крейсере проекта 1164 Верхняя часть спаренной ПУ ЗИФ-122 ЗРК Оса-М Артиллерийская установка АК-630 Вид сверху на РКР проекта 1164 РКР Маршал Устинов (бортовой номер 70) в походе РКР Маршал Устинов (бортовой номер 70) возвращается из дальнего похода Комплекс Базальт крупным планом Ракетный крейсер Маршал Устинов (тактический номер 055) на параде Ракетный крейсер типа Атлант. Вид спереди РКР Варяг (тактический номер 11) Ракетный крейсер Маршал Устинов (тактический номер 088) в иностранном порту РКР Червона Украина (тактический номер 031) в походе РКР Маршал Устинов (тактический номер 088). На невском рейде Антены РЛС на РКР Атлант РКР Маршал Устинов участвует в международном военном параде Крепление швартового троса на РКР Маршал Устинов
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь