Крейсер Атлант (проект 1164)
Производитель: Судостроительный завод имени 61 коммунара (Украина) Государство: РоссияГосударство: УкраинаБез действенной и всесторонней помощи москвичей, активной и принципиальной позиции командующих ЧФ адмиралов Игоря Касатонова, Виктора Кравченко и Владимира Комоедова корабль, наверное, и по сей день продолжал бы оставаться неподвижным памятником былому могуществу советского флота. 22 июня 1995 г. приказом Главнокомандующего ВМФ РФ крейсер получил новое имя - "Москва". 12 июня 1997 г. на корабле был поднят Андреевский флаг. 13 мая 1998 г. с целью сохранения на флоте гвардейских традиций кораблю переданы флаг и гвардейское звание от выводимого из состава ЧФ гвардейского сторожевого корабля "Красный Кавказ". 19 июля 1999 г., после нескольких переносов времени выхода, "Москва" наконец покинула Николаев. В районе Очакова крейсер приняли уже наши флотские буксиры, и спустя три дня, 21 июля, корабль известил вечерний Севастополь о своем возвращении залпами салютных пушек. 25 июля, в День ВМФ России, флагман ЧФ России стоял в парадном строю в Севастопольской бухте. В апреле 2000 г. впервые за 10 лет "Москва" вышла в море для проверки ходовых механизмов. После проверки оружия, в ноябре крейсер вошел в состав сил постоянной готовности. Сегодня командиром РКР "Москва" является капитан I ранга Валерий Владимирович Куликов.
Последний, четвертый, корабль серии был заложен летом 1984 г. под именем "Адмирал флота Лобов". Спуск на воду состоялся 1 августа 1990 г. 18 марта 1993 г. при 75-процентной готовности Россия отказалась его достраивать, аргументируя это тем, что в составе ее флота есть аналогичный крейсер "Москва", а также невозможностью изыскать средства на достройку корабля. 1 октября 1993 г. крейсер перешел в собственность Украины. Предложение Украины о продаже крейсера третьей стране (его стоимость, по разным оценкам, составляет от 450 до 700 млн. дол.), вызвали протест со стороны России, поскольку в строительстве корабля и его вооружении использованы секретные технологии советского ВПК. Корабль несколько лет простоял без обслуживания и отопления в зимнее время неоднократно подвергаясь "рейдам" мародеров-искателей цветного металла. Наконец, 17 февраля 1998 г. Президент Украины принял официальное решение о переименовании крейсера о его достройке для украинских ВМС, причем в проектном варианте. При самом благоприятном стечении обстоятельств РКР "Украина" вступит в строй в 2001 году.
(использован материал сайта Русская сила)
В середине 70-х гг. НПО Машиностроения был создан комплекс "Базальт" с ПКР П-500. Ракета имела массу около 6 тонн, дальность стрельбы 550 км, обычную (500 кг) или ядерную боевую часть, сложную траекторию полета и скорость, в два раза превосходящую скорость звука. Комплекс Базальт располагал усовершенствованной системой распределения целей между восемью ракетами одного залпа и оптимизированным алгоритмом выбора главной цели в ордере АУГ. На ПКР П-500 была впервые установлена система РЭП, обеспечивающая защиту от средств ПВО АУГ. Целеуказание Базальта обеспечивалось созданной к этому времени системой МКРЦ "Легенда" (на вооружении с 1976 г.) и самолетами Ту-95РЦ. Носителями крылатых ракет, среди прочих, должны были стать новые ракетные крейсера, способные применить в одном залпе 16 ПКР, что по боевой эффективности в четыре раза превосходило возможности существующих на то время РКР. Разработка проекта была поручена Северному ПКБ. Головной РКР серии из шести первых в СССР крейсеров с газотурбинными установками проекта 1164 под кодовым названием "Атлант" заложен на стапеле Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара 4 ноября 1976 г. Корабль, получивший имя "Слава", был спущен на воду 27 июля 1979 г., через год произошло заселение экипажа, вступил в строй в конце 1982 года, а в феврале следующего года включен в состав Краснознаменного ЧФ.
Название "Слава" в истории русского флота носили несколько кораблей. Это 16-пушечный фрегат, отличившийся в войне 1768-1774 гг. с Турцией; в конце XVIII в. его сменил 38-пушечный фрегат, охранявший воды Балтики, а в годы 1-й мировой войны с кораблями германского флота сражался линейный корабль Слава. В 1978 г. был заложен, в апреле 82-го спущен на воду и 21 сентября 1986 г. передан в состав СФ второй РКР серии - "Маршал Устинов". 17 декабря 1997 г. на нем закончился плановый ремонт, затянувшийся на три года. На петербургском АО "Северная верфь" крейсер, в числе прочего, получил новую ГЭУ. 24 февраля 2001 г. над крейсером взяла шефство столица Белоруссии. Юридически этот факт был закреплен договором, который подписали председатель Минского горисполкома и командир корабля. В 1979 г. был заложен, 28 июля 83-го спущен на воду и 16 октября 1989 г. вступил в строй крейсер "Червона Украина". Первоначально, этот корабль, как и "Слава", попал в 150-ю БРНК, где они до 1990 г. представляли главную ударную силу Краснознаменного ЧФ, после раздела которого, в 1996 г. Россия дала крейсеру не менее прославленное имя "Варяг" и перевела его на ТОФ.
В июле 1989 г. на крейсере Слава проводился советско-американский эксперимент по возможности дистанционного обнаружения ядерных КРМБ. Американская группа участников использовала прибор с полупроводниковым детектором гамма-излучения на основе кристалла высокочистого германия с энергетическим разрешением около 2 кэв. Детектор размещался непосредственно на ПУ "убийцы авианосцев" (такое прозвище получили крейсера проекта 1164 на Западе). Полученный в течение 10 минут спектр излучений с пиковыми значениями, характерными для различных изотопов урана, плутония и некоторых продуктов их распада, подтверждал наличие ядерной боеголовки. При этом результаты измерений показали, что таким путём практически нельзя получить дополнительную информацию о конструкции боеголовки, что устраивало обе стороны.В начале декабря 1989 г. ракетный крейсер "Слава" принимал участие в обеспечении первой втречи Генерального секретаря Компартии СССР Михаила Горбачева с президентом США Джорджем Бушем на о. Мальта. В 90-м "Славу" поставили на стапеля Николаевского завода для частичной модернизации. Плановые восемь месяцев превратились в долгие восемь с половиной лет. Финансирование не поступало вообще, и первые пять лет крейсер сохранялся только благодаря самоотверженности экипажа. Только шефская помощь столичной мэрии и лично Юрия Лужкова позволили найти средства для окончания ремонта.
Водоизмещение нормальное, т | 9 800 |
Водоизмещение полное, т | 12 500 |
Длина, м | 186.5 |
Ширина, м | 20.8 |
Высота по миделю, м | 42.5 |
Осадка наибольшая, м | 7.6 |
Тип главной энергетической установки | газовая турбина |
Мощность силовой установки, л.с. | 4 * 22 500 |
Скорость хода полная / крейсерская, уз | 32 / 14 |
Дальность плавания крейсерская, миль | нет данных |
Дальность плавания полным ходом, миль | 7 500 |
Автономность, суток | 30 |
Экипаж, человек (офицеров) | 476 (84) |
Вооружение противокорабельное | 16 ПУ комплекса Базальт (боекомплект 16 ПКР П-500) |
Вооружение противолодочное | 2*5 533-мм торпедных аппарата, 2*12 реактивные бомбометные установки РБУ-6000, Ka-25/Ка-27 |
Вооружение противовоздушное | 2*2 130-мм АУ AK-130, 6*30-мм АУ АК-630, 2*2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК Оса-МА |
Электронные системы | Боевая информационно-управляющая система, Системы управления стрельбой противокорабельными ракетами |