Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Атомная подводная лодка Проект 659/675

Государство: Россия

Постановление правительства о создании ПЛАРК проекта 659 было принято 25 (26) августа 1956 г. В сентябре 1956 г., одновременно с началом разработки ПЛАРБ пр. 658 ЦКБ-18 приступило к разработке технического проекта атомных подводных лодок, вооруженных шестью крылатыми ракетами П-5, - проекту 659. Разработка обоих проектов велась параллельно в одни и те же сроки. Главным конструктором проекта 659 был назначен П.П. Пустынцев, его заместителем - Николай Андреевич Климов. 23 октября 1956 г., когда значительная часть проекта уже была разработана, Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков утвердил тактико-техническое задание на разработку атомной подводной лодки с реактивным вооружением - комплексом П-5, предназначавшейся для нанесения ударов самолетами-снарядами по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам, расположенным на побережье и в глубине территории в пределах досягаемости полета самолетов-снарядов. В 1969 г., после того, как П.П. Пустынцев стал главным конструктором проекта 675, главным конструктором проекта 659 был назначен Н.А. Климов, а его заместителями - О.Я. Марголин и В.К. Станкевич. Главным наблюдающим ВМФ по проекту 659 были И.И. Чуфрин и Ю.С. Вольфсон. Всего по проекту 659 было построено пять подводных лодок. 19 октября 1957 г. на заседании Президиума ЦК КПСС рассматривался ход строительства советского подводного ракетоносного флота. Был утвержден перспективный план строительства подводных лодок, в соответствии с которым уже к 1961 г. предполагалось передать флоту 32 ПЛ с крылатыми ракетами П-5. Продолжение строительства носителей этих ракет планировалось и в VII пятилетке (1961 - 1965 гг.).

К моменту окончания технического проекта лодки отсутствовал технический проект на комплекс ракетного оружия. В результате технические решения, принятые по главному оружию, являлись ориентировочными, и все необходимые изменения вносились на стадии рабочего проектирования, а также при постройке и даже в ходе испытаний головной ПЛАРК. Строительство подводных лодок проекта 659 осуществлялось заводом им. Ленинского Комсомола в г. Комсомольске-на-Амуре (директор Г.К. Волик). Наружные обводы, исходя из условий использования комплекса реактивного оружия в надводном положении, выбирались так же, как и на проекте 658. Заострение обводов носовой оконечности позволило обеспечить незаливаемость палубы на скоростях вплоть до полной надводной. Особое внимание было уделено поиску таких обводов наружного корпуса, которые при размещении контейнеров с крылатыми ракетами не приводили бы к резкому увеличению буксировочного сопротивления в подводном положении. После рассмотрения нескольких вариантов наиболее целесообразным было признано поднятие палубы надстройки на высоту, равную диаметру ракетных контейнеров, что обеспечило размещение всех контейнеров под палубой надстройки. В I квартале 1957 г. разработка технического проекта ПЛАРК пр. 659 была завершена и проект был представлен на утверждение, после чего, не ожидая утверждения в высоких инстанциях, ЦКБ-18 приступило к разработке рабочего проекта. Несмотря на трудности, возникшие при разработке рабочего проекта, (испытания ракетного комплекса П-5 шли сложно и затянулись до 1959г.) разработка чертежей была закончена в октябре 1957г., что обеспечило возможность строительства подводных лодок - в сентябре 1958 г. первые секции прочного корпуса были доставлены на стапель (док N 3 эллинга "А") и 20 декабря 1958 г. состоялась закладка головной подводной лодки проекта 659.

Завод им. Ленинского Комсомола вторым в стране приступил к строительству атомных подводных лодок и во многом использовал опыт завода в Северодвинске, оказавшего существенную помощь в организации строительства ПЛА. На ПЛА проекта 659 размещалось 6 крылатых ракет комплекса П-5. Ракета снабжалась ядерной боевой частью, унифицированной с БЧ баллистической ракеты Р-11ФМ (первоначально ее мощность составляла 200 Кт, затем была увеличена до 650 Кт). Диаметр корпуса КР составлял 1,0 м, длина 10,8 м и размах крыла 3,7 м. Ее стартовая масса равнялась 5 200 км, максимальная скорость полета соответствовала М=0,9-1,0, максимальная дальность стрельбы составляла 350 км. Полет проходил на высоте 800-900 м. Силовая установка КР включала два стартовых твердотопливных ускорителя и маршевый ТРД КРД-26 (2250 кгс). Система управления включала автопилот, счетчик времени и барометрический высотомер. Ракета на подводной лодке транспортировалась в герметическом контейнере (диаметр 1,65 м, длина 12 м), заполненном азотом. Ракетные контейнеры были сблокированы попарно в три блока. Каждый блок контейнеров поднимался на стартовый угол 15? путем поворота на неподвижной полой оси, внутри которой размещались коммуникации, связывающие ракету и контейнер с подводной лодкой - электрические к бортразъемам ракеты, а также к средствам, обеспечивающим необходимые параметры микроклимата в контейнере, и Яр. Перед стартом контейнеры, поднятые на стартовый угол, фиксировались стопорами, обе крышки (передняя и задняя) открывались. Подъем контейнеров осуществлялся гидравлическими подъемниками, размещенными во 2, 6 и 7 отсеках ПЛ. Все контейнеры поднимались за 140 секунд, крышки открывались за 20-25 секунд. Шестиракетный залп мог осуществляться в определенной последовательности (6-3-2-5-4-1), где контейнеры 1 и 2 относятся к носовому блоку, 3-4 к среднему и 5-6 к кормовому.

После всплытия в надводное положение ПЛ на предстартовую подготовку до пуска первой ракеты первого залпа требовалось три минуты. Второй четырехракетный залп мог производиться через 12 минут. При проведении предстартовой подготовки ПЛ в любой момент могла ее прервать и начать погружение, даже с незакрытыми крышками не более чем у трех ракетных контейнеров. Продувание предусмотренных для этих целей аварийно-балластных цистерн компенсировало потерю плавучести ПЛ в подводном положении при плавании с затопленными водой контейнерами. Атомоход мог выполнить четырехракетный залп в течение 15 минут, два залпа - за 20-30 минут с учетом времени, затрачиваемого на всплытие, подготовку к пуску, запуск и полет ракет до цели. Обеспечивалась возможность одновременного обстрела цели 12 ракетами П-6 с различных носителей, что позволяло преодолевать самую плотную ПВО авианосных соединений 60-х годов. Для приема информации о целях от авиационной системы разведки и целеуказания имелась радиолокационная система Успех-У (прием мог осуществляться как в надводном, так и в подводном положении ПЛАРК). Торпедное вооружение включало четыре носовых ТА калибром 533-мм (максимальная глубина стрельбы - 100 м) и два 400-мм ТА (максимальная глубина стрельбы - 250 м). Суммарный боекомплект - 20 торпед. Главная энергетическая установка (номинальная мощность - 35 000 л.с.) по сравнению с лодками 627-го, 658-го и 659-го проектов изменению фактически не подверглась. Подводная лодка была оснащена гидроакустическим комплексом Арктика-М, комплексом навигационных систем Сила-Н-675, гирокомпасом Маяк, астронавигационной системой Лира-11 и другим оборудованием.

Строительство лодок 675-го проекта велось в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. Головной северодвинский корабль вошел в состав Северного флота в 1963 г. Этому предшествовали государственные испытания, завершившиеся успешным выполнением четырехракетной залповой стрельбы. Лодки 675-го проекта активно использовались на Северном и Тихоокеанском флотах. Они несли боевую службу в Средиземном море и Индийском океане. Хотя эффективность этих ПЛ была невелика из-за надводного старта ПКР и необходимости телеуправления ими, а также из-за уязвимости ракет от средств ПРО группировок крупных надводных кораблей. Отрицательно на эффективность ПЛАРК проекта 675 сказывалась их значительная шумность из-за высокой виброактивности механизмов АЭУ АПЛ первого поколения и высокой частоты вращения гребных винтов, а также из-за наличия плохообтекаемых газоотводных выгородок. Лодки проекта 675 были одними из наиболее активно модернизировавшихся кораблей Cоветского флота. Первой улучшенной модификацией проекта 675 был проект 675К, на котором было установлено устройство "Касатка", обеспечивавшее прием и обработку данных по целсуказанию от искусственных спутников Земли. По этому проекту была модернизирована одна ПЛАРК "К-48". Остальные модификации предполагали использование других ракетных комплексов и систем целеуказания. 675МК предусматривала замену крылатых ракет комплекса П-6 ракетами комплекса П-500 ("Базальт"). На проекте 675МУ была установлена система целеуказания "Успех". Проект 675МКВ предусматривал применение крылатых ракет комплекса "Вулкан". ПЛ КС-86 являлась модернизированной по проекту 675Н ПЛ-носителем подводных пловцов.

Крылатые ракеты подавались на подводную лодку в полностью заправленном состоянии с установленной боевой частью и навешенными стартовыми двигателями. Стрельба производилась по пеленгу, равному курсу подводной лодки. Время после всплытия подводной лодки до пуска первой ракеты составляло около 4-х минут, время подготовки и пуск всех 6 крылатых ракет составляло около 12,5 минут. Через открытую заднюю крышку контейнера выхлопные газы попадали в газоотводные выгородки, размещенные позади контейнеров. Первая конструкция этих выгородок оказалась неудачной - маршевые двигатели "задних" ракет при запуске захватывали отработанные газы "передних" ракет и глохли. Геометрия газоотводных выгородок была изменена таким образом, чтобы отходящие газовые струи направлялись подальше от стартующей ракеты, что вместе с описанной выше последовательностью старта ракет и обеспечило надежность 6-ти ракетного залпа. Подводная лодка имела двухкорпусную архитектуру. Прочный корпус диаметром 6,8 м делился на девять водонепроницаемых отсеков. Конструкция обеспечивала надводную непотопляемость при заполнении водой любого из отсеков. Корабль был оснащен ГЭУ номинальной мощностью 35 000 л. с., включавшей два водо-водяных реактора ВМ-А (2 * 70 мВт). Имелось две группы аккумуляторов по 112 элементов, два электродвигателя подкрадывания ПГ-116 (2 * 450 л.с.) и два дизельгенератора постоянного тока ДГ-400. ПЛАРК вооружалась навигационным комплексом Плутон-659, включающим гирокомпас Маяк. Имелась гидроакустическая станция МГ-200 Арктика, шумопеленгатор МГ-15, станция обнаружения гидроакустического облучения МГ-13 и другое целевое оборудование. Торпедное вооружение ПЛАРК 659-го проекта включало четыре 533-мм носовых торпедных аппарата (20 торпед СЭТ-65 и 53-61, максимальная глубина стрельбы - 100 м), а также четыре кормовых ТА калибром 400 мм (максимальная глубина стрельбы - 240 м).

Ракетоносцы 659-го проекта провели свою относительно короткую службу на Тихоокеанском флоте. В сфере досягаемости их ракет находились цели на Западном побережье США (где находились, в частности, крупнейшие авиазаводы фирмы Боинг в Сиэтле и другие важные промышленные, военные и административные центры), Гавайи, Японии, Панамского канала. Вероятно, ПЛАРК проекта 659 рассматривались и как перспективные корабли для вооружения молодого китайского военно-морского флота (однако охлаждение советско-китайских отношений в начале 60-х гг. на несколько десятилетий прервало военно-техническое сотрудничество между двумя великими державами). Эффективность крылатых ракет комплекса П-5 оказалась низкой: малая точность стрельбы, чувствительность ракет к направлению и скорости ветра, невозможность полета над местностью сложного рельефа (с возвышенностями и горами), зависимость дальности полета от температуры воздуха и др. привели к снятию этой ракеты с вооружения уже в 1966 г. Предпринимавшиеся попытки улучшить боевые качества этой ракеты путем установки доплеровского измерителя пути и сноса ракеты (комплексы П-5Д и П-7) не дали желаемых результатов, что и привело к решению о снятии ракетного вооружения с подводных лодок проекта 659. Так как ПЛАРК проекта 659 не обладали модернизационными возможностями, достаточными для их перевооружения ПКР комплекса П-6, предназначенными для решения противокорабельных задач (требовалось увеличение длины ПК, установка комплекса Аргумент для корректировки траектории полета ПКР и пр.) было принято решение о переоборудование лодок по проекту 659Т (включало в себя снятие всех контейнеров, переделку надстройки и увеличение торпедного вооружения). Переоборудование всех пяти ПЛ было произведено в период проведения средних ремонтов (1968-1976 гг.)

Следует отметить, что общее расположение механизмов, оборудования и энергетической установки подводных лодок проектов 658 и 659 было чрезвычайно близко, несмотря на разницу в количестве отсеков. Многое отсеки полностью соответствовали друг другу: четвертый отсек проекта 659 был аналогичен пятому проекта 658, пятый - шестому и т.д. Степень достигнутой внутрипроектной унификации проектов 658, 659, 675 была чрезвычайно высока. Предпринимались попытки создания проекта атомного ретранслятора 659Р (ЛПМБ "Рубин"). Проект развития не получил. В 90-х гг. все АПЛ проекта 659Т были выведены из состава флота и переданы на утилизацию.

Проектирование атомохода, предназначенного для борьбы при помощи крылатых ракет с крупными надводными целями, началось в ЦКБ МТ Рубин. Главным конструктором подводных лодок проекта 675 был П.П. Пустынцев, главными наблюдающими от ВМФ на начальном этапе М.С. Фаддеев, в последующем - В.Н. Иванов. В октябре 1958 г. технический проект 675 был разработан и представлен на утверждение. Основными отличиями от проекта 659 явились: установка комплекса ракетного оружия П-6; увеличение количества ракетных контейнеров до 8; установка системы управления Аргумент; удлинение прочного корпуса на 4 м, т.к. появился дополнительный отсек для размещения аппаратуры двух ракетных систем (П-5 и П-6); размещение более совершенной гидроакустической станции МГК-100. ПЛАРК предназначалась для нанесения ударов ракетами П-6 по боевым кораблям и судам противника при действиях на океанских и морских коммуникациях, а также (при помощи КР П-5М) уничтожения военно-морских баз, портов, промышленных и административных центров противника. Конструктивно ПЛАРК проекта 675 - двухкорпусная двухвальная подводная лодка с развитыми ограждением боевой рубки и надстройкой. Прочный корпус, на большем протяжении имевший цилиндрическую форму, был выполнен из стали АК-25 толщиной 22-35 мм. Оконечности имели форму усеченных конусов. Прочный корпус разделялся на 10 отсеков: 1 - торпедный; 2 - жилой и аккумуляторный (в нем же размещалась и кают-компания); 3 - пост управления ракетами; 4 - центральный пост; 5 - дизель-генераторный; 6 - реакторный; 7 - турбинный; 8 - турбогенераторы, электродвигатели, распределительные щиты; 9 - жилой; 10 - кормовой торпедный. Шпангоуты изготавливались из симметричного полособульбового и сварного таврового профилей высотой 240 мм. Шпация - 600 мм. Межотсечные переборки изготавливались из стали АК-25 толщиной 10 мм. При ракетной стрельбе компенсация массы стартующих ракет производилась путем приема воды в специальные цистерны замещения.

Обшивка и набор легкого корпуса были выполнены из стали ЮЗ толщиной 4-16 мм. Поверхность корпуса покрывалась противогидроакустическим покрытием. Энергетическая установка (35 000 л.с.) включала два реактора ВМ-А (2 * 70 мВт), две паровые турбины и два главных турбозубчатых агрегата 60-Д1. Имелось два дизель-генератора ДГ-400 (дизели М-860) и два электродвигателя подкрадывания ПГ-116 (2 * 900 л.с.). Антенна управления системы Аргумент размещалась в передней части рубки на поворотной мачте. Несущие излучатели крупногабаритной антенны в нерабочем положении заводились в ограждение рубки таким образом, что обтекатель, расположенный с задней стороны антенны, становился передней стенкой рубочного ограждения. Основное вооружение лодки - восемь крылатых ракет П-6 (4К88) - размещались в контейнерах, поднимающихся в стартовое положение на угол 14?. Стрельба, как и на АПЛ 659-го проекта, была возможна лишь в надводном положении. Ракета имела длину 10,8 м, максимальный диаметр корпуса - 0,9 м, размах крыла - 2,5 м и стартовую массу - 5 300 (5 200) кг. Она снабжалась маршевым ТРД 4Д48 и стартовыми твердотопливными ракетными двигателями. Диапазон дальностей стрельбы составлял 35-380 км, максимальная скорость полета соответствовала М=1,3. Полет ракеты проходил на высоте 400 - 7 500 м, перед атакой цели ПКР снижалась на высоту 100 м. На ПЛАРК 675-го проекта впервые в мире была реализована возможность залповой ракетной стрельбы с избирательным поражением кораблей противника, находящихся в составе соединений. ПЛАРК, обнаружив цель по данным ГАК, всплывала для ракетной стрельбы, которая осуществлялась двумя залпами по четыре ракеты в залпе. После подъема ракетных контейнеров и открывания крышек производился запуск и вывод на полетный режим работы маршевых двигателей ракет. Одновременно в рабочее положение (на 180?) разворачивалось установленная в носовой части ограждения рубки антенна системы управления и наведения ПКР на цель Аргумент.

Проект 675. В ОКБ В.Н. Челомея на базе комплекса П-5, предназначенного для стрельбы по береговым целям, был разработан противокорабельный комплекс П-6. Работы по созданию противокорабельного оружия с системой конечного самонаведения начались в нашей стране еще в 1948 году, однако дальность стрельбы первых ПКР не превышала нескольких десятков километров. В то же время основные надводные цели - авианосцы ВМС США - имели глубину всепогодной и всесуточной противовоздушной (противоракетной) обороны порядка 150-200 км. С появлением в начале 60-х годов на вооружении новых истребителей-перехватчиков F-4 Фантом, оснащенных всеракурсными ракетами класса воздух-воздух AIM-7 Спэрроу, а также палубных самолетов ДРЛО Е-2А Хоукай, глубина обороны должна была возрасти до 250-300 км. В качестве ответной меры это требовало и создания противокорабельных ракет нового поколения, имеющих большую (порядка нескольких сотен километров) дальность. Исследовательские работы по формированию облика противокорабельных ракет большой дальности начались в подмосковном Реутово под руководством В.Н. Челомея еще в 1956 году. Крылатая ракета, входящая в состав комплекса, должна была иметь максимальную дальность стрельбы более 300 км, что обеспечивало возможность поражения авианосных ударных групп и соединений противника без входа в зону его противолодочной и противокорабельной обороны. ПКР должна была комплектоваться системой управления, обеспечивающей поражение надводных целей практически всех классов, ядерной и осколочно-фугасной боевыми частями большой мощности. Корабельная и ракетная аппаратура системы управления комплексом разрабатывались НИИ-49 (впоследствии переименованном в НПО Гранит), возглавляемым Н.А. Чариным.

Создание "противоавианосной" системы с использованием подводных лодок было невозможным без обеспечения надежной разведки и целеуказания в океанской зоне. Для решения этой задачи Киевским НИИ радиоэлектроники (ныне НПО Квант) под руководством главного конструктора И.В. Кудрявцева была создана авиационная разведывательная система Успех, размещенная на специально разработанных носителях Ту-16РЦ и Ту-95РЦ (ОКБ А.Н. Туполева). На самолетах размещалась авиационная радиолокационная система обнаружения морских целей и передачи сигналов на корабли, где осуществлялась обработка данных, и выдавались целеуказания ракетному комплексу. Таким образом, в нашей стране впервые в мире создавалась разведывательно-ударная система (РУС), включающая средства разведки, ударное оружие и их носители (как морские, так и воздушные). Корабельная автоматизированная система Аргумент решала задачи управления полетом нескольких ракет в залпе, а также наведения ПКР на цели при помощи радиолокационного визира. В случае обнаружения нескольких целей имелась возможность их избирательного поражения путем трансляции на борт подводной лодки с борта ракеты радиолокационного изображения цели и передачи с корабля команд о выборе конкретных целей. Использование разведывательно-ударного комплекса осуществлялось следующим образом: подводная лодка, находящаяся в заданном районе, после получения боевого распоряжения на применение ракетного оружия, подвсплывала на перископную глубину и устанавливала связь с самолетом разведки и целеуказания, который передавал на борт ПЛАРК радиолокационную информацию о надводных целях. Эта информация отображалась на экранах пульта оператора комплекса целеуказания лодки. Командир корабля анализировал целевую обстановку и назначал цель, по которой было необходимо определить координаты (пеленг и дальность).

Затем эти данные вводились в корабельную систему управления ракетным комплексом, осуществлялась оценка досягаемости оружия и ожидаемой вероятности обнаружения цели радиолокационным визиром ракеты. На основе этой информации принималось окончательное решение на стрельбу. Лодка ложилась на боевой курс, выполняя предстартовую подготовку, после чего всплывала в надводное положение и производила ракетный залп (число ПКР в залпе - не более четырех). Управление полетом каждой ракеты в залпе относительно плоскости стрельбы осуществлялось одним оператором по отметкам пеленга на радиолокационном индикаторе. В случае отклонения отметки о заданном направлении оператор возвращал ПКР в плоскость стрельбы. При достижении ракетой расчетной дальности (выработанной корабельной системой управления) по команде операторов включались радиолокационные визиры ракет и передатчики радиоканала для трансляции, полученной визирами информации. После захвата цели радиолокационным визиром ПКР она, по команде оператора, переводилась в режим самонаведения (первоначально ракета самонаводилась лишь в горизонтальной плоскости, затем осуществлялось ее пологое пикирование и за несколько километров до цели вводился и режим самонаведения в вертикальной плоскости). Существенным недостатком комплекса П-6 являлся надводный старт. При этом время нахождения ПЛАРК с комплексом П-6 по сравнению с лодками, имеющими на борту комплекс П-5, возросло, т. к. теперь требовалось управление с борта корабля и полетом ракеты вплоть до захвата цели ее ГСН. Несмотря на этот очевидный недостаток, комплекс П-6 давал Советскому флоту ощутимые преимущества в борьбе с крупными надводными кораблями противника. Кроме того, программа активно поддерживалась и лично Н.С. Хрущевым. В результате 17 августа 1956 г. вышло постановление СМ СССР о начале работ по созданию ПЛАРК 675-проекта, оснащенных противокорабельными ракетами П-6, а также стратегическими крылатыми ракетами П-5М, предназначенными для поражения береговых целей.

Надводное водоизмещение, т3 730
Подводное водоизмещение, т4 920
Длина, м111.2
Ширина, м9.2
Осадка, м7.1
Тип энергетической установки2 * водо-водяной реактор ВМ-А
Мощность силовой установки, л.с.2 * 17 500
Максимальная скорость, уз15.1
Максимальная скорость в подводном положении, уз26
Максимальная глубина погружения, м300
Автономность, суток50
Экипаж, человек (офицеров)104 (-)
Ракетное вооружение6 * КР П-5
Торпедное вооружение4 * 533-мм и 2 * 400-мм носовых ТА, 2 * 400-мм кормовых ТА
Электронные системыНК Сила Н-659, СОРС Накат, РЛС Альбатрос, ГЛС Плутоний, шумопеленгаторную кругового обзора МГ-10
ПЛА проекта 675 ПЛА проекта 659 ПЛА проекта 659 ПЛА проекта 659 ПЛА проекта 659 ПЛА проекта 675 ПЛА проекта 659 ПЛА проекта 675 ПЛА проекта 675 ПЛА проекта 675 ПЛА проекта 675М ПЛА проекта 675МКВ ПЛА проекта 675МКВ ПЛА проекта 675МКВ Проект 675K, хорошо видна поднятая ракетная шахта (фото Вячеслава Cтарикова) Проект 675K, учебные стрельбы на полигоне в Баренцевом море (фото Вячеслава Cтарикова) Проект 675K на фоне плавдоков судоремонтного завода в г.Полярный (фото Вячеслава Cтарикова) ПЛА проекта 675МК ПЛА проекта 675МКВ ПЛА проекта 675МК ПЛА проекта 675 Эпизод холодной войны - столкновение советской АПЛ К-22 с американским фрегатом USS Voge (фото Антона Юрьевича Карклит) ПЛА проекта 675 ПЛА проекта 675 ПЛА проекта 675 ПЛА проекта 675
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь