Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Атомная подводная лодка Лира (проект 705)

Государство: Россия

В то время, когда начиналась программа создания отечественных противолодочных ПЛАТ пр.671, было принято решение о создании высокоавтоматизированных и скоростных ПЛАТ. Их проектирование (пр.705, шифр "Лира", по классификации НАТО "Alfa"), началось на основании постановления правительства от 27.05.1961 с целью создания "опытной комплексно-автоматизированной скоростной ПЛАТ ПЛО с торпедным вооружением". При этом было дано разрешение "при наличии достаточных обоснований отступать от норм и правил военного кораблестроения". Благодаря этому был создан уникальный корабль в котором были использованы революционные, намного опережающие своё время технические решения. Главным явилось создание высокоманевренной, скоростной, малого водоизмещения ПЛ с АЭУ, с резким сокращением численности экипажа, с внедрением новых образцов оружия и технических средств. По замыслу, новый корабль, своеобразный "подводный истребитель-перехватчик", располагая скоростью подводного хода, превышающей 40 узлов, был способен в предельно короткое время выйти в заданную точку мирового океана для атаки подводного или надводного противника. При своевременном обнаружении неприятельскойторпедной атаки АПЛ должна была уходить от торпед, предварительно произведя залп из своих торпедных аппаратов. Малое водоизмещение лодки (порядка 1 500 т) в сочетании с мощной энергетической установкой должны были обеспечить быстрый набор скорости и высокую маневренность. АПЛ должна была собственным ходом в считанные минуты отходить от причальной стенки, быстро разворачиваться на акватории и покидать базу для решения боевой задачи, а после возвращения "домой" - самостоятельно швартоваться.

ТТЗ было выдано 11.12.1961 и сформулировано под руководством академика А.П. Александрова с участием академиков В.А.Трапезникова и А.Г. Иосифьяна. Новая лодка была спроектирована в ЦКБ-143 (г. Ленинград). Главный конструктор М.Г. Русанов, затем В.В. Ромин (с 1977 г), главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга В.В. Гордеев. АПЛ 705-го проекта должна была иметь водоизмещения в пределах 1 500 - 2 000 т и скорость.более 40 узлов, что требовало достатоточно мощной ЭУ. В качестве варианта ГЭУ рассматривался газовый реактор, обеспечивающий работу газовой турбины. В итоге остановились на однореакторной ГЭУ с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) и повышенными параметрами пара. Установка с ЖМТ по сравнению с АЭУ, имеющей традиционный водо-водяной реактор была более компактной, что было немаловажно в данном случае. Предложение о создании специально для лодки проекта 705 однореакторной двухконтурной паропроизводящей установки по типу ППУ лодки проекта 645 поступило в 1960 году от ОКБ Гидропресс. Вскоре было принято правительственное решение о разработке такой установки. Научным руководителем работ был назначен академик А.И. Лейпунский. Одновременно проектировалось два альтернативных типа АЭУ: в ОКБ Гидропресс под руководством главного конструктора В.В. Стекольникова создавалась БМ-40А (блочная, двухсекционная, два паропровода, два циркуляционных насоса), а в горьковском ОКБМ под руководством И. И. Африканова - ОК-550 (блочная, с разветвленными коммуникациями первого контура с тремя паропроводами и тремя циркуляционными насосами).

Одновальная АЭУ ОК-550 была выполнена по однореакторной схеме с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) и смонтирована на обычном фундаменте балочного типа. На лодках модификации 705К, строившихся позже, паропроизводящая установка была выполнена уже в виде единого блока типа БМ-40А. Турбозубчатый агрегат смонтирован на фундаменте с новой системой амортизации, наиболее шумное оборудование установлено на пневматических амортизаторах. Паропроизводящая установка БМ-40А (150 000 кВт) - однореакторного типа. В качестве теплоносителя первого контура был использован эвтектический сплав свинец-висмут. Паротурбинная установка ОК-7К -одновальная, блочной конструкции. Имелось два синхронных генератора переменного трехфазного тока (2 * 1 500 кВт, 400 В, 400 Гц).Каждый генератор обеспечивает энергией всех потребители своего борта. Установлена вспомогательная дизельгенераторная установка (500 кВт, 300 В) и аварийная аккумуляторная батарея из 112 элементов. Новый реактор позволил сократить длину ПЛАТ, увеличить скорость, но оказался очень капризными.Электроэнергетическая система впервые на ПЛА была выполнена на токе повышенной частоты - 400 Гц. В отечественном кораблестроении уже имелся опыт создания АЭУ с ЖМТ. Практически параллельно с пр.627А создавалась первая в СССР ПЛА пр.645 имеющая реакторы с ЖМТ. Это было как бы ответомна постройку в США ПЛА Си Вульф (1957 год), которая тоже имела реактор с ЖМТ. ПЛАТ пр.645 была построена в 1963 году на СМП и эксплуатировалась до 1968 года, когда она потерпела аварию АЭУ. Несмотря на это, опыт создания АЭУ с ЖМТ на пр.645 был признан положительным и многое из него было применено в пр.705. Лодка пр.705 имела титановый корпус, поделённый на 6 отсеков. 3-й отсек, где расположен главный командный пункт и служебно-бытовые помещения, ограничивался сферическими переборками, рассчитанными на полное забортное давление (отсек-убежище).

Титановый корпус уменьшил магнитное поле, но акустическое поле оказалось все же большим, так как проект создавался в начале 60-х годов. Носовые горизонтальные рули были выполнены убирающимися в корпус и размещены ниже КВЛ. Тщательная отработка гидродинамических обводов корпуса лодки велась учеными московского филиала ЦАГИ им. профессора Н.Е. Жуковского под руководством К.К. Федяевского. Впервые в мире ПЛ былаоборудована всплывающей спасательной камерой (СВК), способной обеспечитьэффективное спасение экипажа с любых глубин погружения. Основное вооружение включало шесть носовых 533-мм ТА с системой быстрого заряжания. Боекомплект - 18 торпед. В ЦКБ при заводе им. Кулакова (ныне - ЦНИИ Гранит) для корабля была создана уникальная боевая информационно-управляющая система (БИУС) 'Аккорд', позволившая сосредоточить все управление АПЛ в центральном посту. Комплексная автоматизация позволила сократить численность экипажа до 31 человекa. Также РЭВ включало в себя автоматизированный ГАК Океан, автоматизированный комплекс автономныхсредств навигации Сож, - систему автоматического управления оружием Сарган, автоматическую систему радиационного контроля Альфа, автоматизированный комплекс средств радиосвязи Молния, телевизионно-оптический комплекс ТВ-1, РЛС Бухта, система единого времени Платан и система внутрикорабельной связи Элипсоид. Лодка была оснащена универсальным перископом Сигнал. Для программного, автоматического и ручного управления движением и стабилизацией АПЛ по курсу на ходу, а также по глубине погружения (на ходу и без хода) служила система Боксит. Автоматическая дифферентовка на ходу производилась при помощи системы Тан. Управление и контроль за работой энергетической установки, а также электроэнергетической системы и общесудовых систем и устройств обеспечивались системой Ритм.

Первая лодка была заложена в середине 60-х годов и закончена в 1971 году на ССЗ "Судомех" в г. Ленинграде. Строилась долго и из-за неудачной конструкции в 1974, была выведена из боевого состава флота. Носовая часть была отделена и использовалась в учебных целях. 31 декабря 1978 года лодка была расформирована о отдана на разборку и разделку на металл. Ранее, в 1972 году было решение о приостановке дальнеших работ по заложенным лодкам 705-го проекта до выяснения и устранения причин выхода из строя первого контура реактора. Неудача с головным кораблем на длительное время задержала ход реализации программы, однако не привела к ее прекращению.По измененному проекту 705К с 1977 по 1981 годы было построено на двух заводах 6 ПЛАТ (3 на СМП - по проекту 705К и 3 на Судомехе по проекту 705). Появление лодок пр.705 и 705К стало настоящей сенсацией, так как комбинация высокой скорости сопоставимой со скоростью противолодочных средст, большой глубины погружения и высокой маневренности вынудила наших вероятных противников создавать новое поколение противолодочного оружия, все существовавшее казались американцам неэффективным. Благодаря особенностям своей энергетической установки , которой не требовался специальный переход на повышенные параметры ГЭУ при увеличении скорости, как это было на лодках с водоводяными реакторами, ПЛ 705 проекта могли развить полный ход в течение минуты. Большая скорость позволяла быстро зайти в "теневой" сектор любого надводного или подводного корабля, даже если предварительно лодка и была обнаружена гидроакустиками противника. Высокие скоростные и маневренные характеристики АПЛ пр. 705 позволили отработать эффективные маневры уклонения от выпущенных торпед противника с последующей контратакой. В частности, лодка могла на максимальной скорости хода осуществить циркуляцию на 180? и уже через 42 секунды двигаться в обратном направлении.

Однако к сожалению дальнейшего развития эти ПЛАТ в ВМФ СССР не получили. Причина здесь кроется в основном в малой надежности АЭУ с ЖМТ. Была выдвинута идея, что лодку будут обслуживать два экипажа. "Морской" и "береговой", который будет обеспечивать обслуживание ПЛ на базе Необходимо было постоянно поддерживать определённую температуру жидкостно-металлического теплоносителя, чтобы не допустить его застывание, так как это привело бы к выходу из строя АЭУ. Предпологалось что во время стоянки для поддержания этой температуры с берега на борт лодки будет падаваться перегретый пар. Естественно это потребовало создания определённой береговой инфраструктуры Но такая система обладала низкой надежностью и реально лодка "грелась" от своего собственного реактора, постоянно поддерживая его на минимально контролируемом уровне мощности. Также необходимо было регулярно проводить операции по предотвращению окисления сплава-теплоносителя, постоянно контролировать его состоянием и периодическая осуществлять регенерацию (удаление окислов). Печально, что все эти недостатки фактически зачеркнули подлинное "русское подводное чудо". Ведь комплексная автоматизация по большому счёту себя полностью оправдала, а АЭУ с ЖМТ еще не сказала своего последнего слова. В дальнейшем на базе проекта 705 планировалось создать две его модификации. ПЛАРК пр.705А , оснащенную противокорабельным комплексом с подводным стартом 'Аметист' и ПЛАТ пр.705Д которая являлась бы полным аналогом ПЛ пр.705, но была оснащена водо-водяным реактором. Но обе эти лодки так и остались в эскизах. (Источник: В.П. Кузин, В.И.Никольский Военно-Морской Флот СССР 1945-1991. СПб, Историческое Морское Общество. 1996)

Надводное водоизмещение, т2 300
Подводное водоизмещение, т3 610
Длина, м81.4
Ширина, м9.5
Осадка, м7.6
Тип энергетической установкиатомная установка типа БМ-40А (или ОК-550) с одним реактором с жидко-металлическим теплоносителем
Мощность силовой установки, л.с.47 000
Максимальная скорость, уз11
Максимальная скорость в подводном положении, уз41
Максимальная глубина погружения, м800
Автономность, суток50
Экипаж, человек (офицеров)31
Ракетное вооружениеотсутстует
Торпедное вооружение6 * 533-мм носовых ТА (торпеды 18 53-65K, СЕТ-65 или 20 ВА-111 или 21 СС-Н-15/81Р или 24 мины)
Электронные системыпоиска надводных кораблей Тополь МРК.50, подводной связи Роза МГ-21, спутниковой связи Молния
Подводная лодка Лира (проект 705) Подводная лодка Лира (проект 705) Подводная лодка Лира (проект 705) Схема подводной лодки Лира (проект 705) Подводная лодка Лира (проект 705) Подводная лодка Лира (проект 705) Подводная лодка Лира (проект 705) Подводная лодка Лира (проект 705К) Подводная лодка Лира (проект 705), вид сверху Подводная лодка Лира (проект 705) Подводная лодка Лира (проект 705) Подводная лодка Лира (проект 705), фото Ильи Курганова Подводная лодка Лира (проект 705К) Подводная лодка Лира (проект 705К) Подводная лодка Лира (проект 705К) Мостик подводной лодки Лира (проект 705К) Подводная лодка Лира (проект 705К) на причале АПЛ проекта 705К в губе Б.Лопаткина. Возможно, ближе - Б-123, далее - Б-373 (фото submarina.ru)
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь