Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Бронетранспортер БТР-152

Государство: Россия

БТР-152В. В 1955 году на базе узлов и агрегатов опытного автомобиля ЗиС-128 и первых прототипов грузового ЗиЛ-157 был создан бронетранспортер БТР-152В. В отличии от БТР-152 он имел систему централизованного регулирования давления в шинах с наружным подводом воздуха, более широкие шины меньшего диаметра размерностью 12,00-18", инерционно-масляный воздухоочиститель, двухкамерный карбюратор, компрессор с жидкостным охлаждением и термосифонный пусковой подогреватель. Кроме того, на БТР-152В, было увеличено передаточное отношение в главных передачах ведущих мостов и изменена подвеска передних колес. БТР-152Д создан на базе бронетранспортера БТР-152В и по размещению зенитной установки ЗТПУ-2 был аналогичен БТР-152А.

БТР-152В1. В 1957 году наружный подвод воздуха к шинам был заменен более надежным внутренним. Это потребовало изменения конструкции мостов и схемы прокладки трубопроводов. Водитель получил прибор ночного видения ТВН-2, был введен отопитель обитаемых отделений и систему обдува лобовых стекол горячим воздухом. Бронетранспортер с этими конструктивными изменениями получил наименование БТР-152В1. На вооружении с 1958 года. На базе бронетранспортера БТР-152В1 выпускался подвижный пункт управления артиллерией БТР-152У. БТР-152Е создан на базе бронетранспортера БТР-152В1 и по размещению зенитной установки ЗТПУ-2 аналогичен БТР-152А и БТР-152Д.

БТР-Э152В. В 1957 году был построен опытный бронетранспортер БТР-Э152В, отличавшийся равноудаленными друг от друга осями и шинами увеличенной размерности. Прототип уверенно проходил окопы и легко передвигался по снежной целине. В серии не строился, но дал толчок для развития конструкторских экспериментов на опытном бронетранспортере ЗиЛ-153.

БТР-152К. В 1959 году на вооружение был принят БТР-152К, который имел броневую крышу корпуса с тремя продольными люками и дополнительный нагнетающий вентилятор. Масса машины в результате этого увеличилась до 9 т. Экипаж с десантом был сокращен до 15 человек. Пулемет устанавливался на одном из четырех кронштейнов на крыше корпуса. На части машин БТР-152К пулемет отсутствовал. Производство семейства БТР-152 завершилось в начале 1962 года, когда их заменили более совершенные БТР-60П. Окончательно они были сняты с вооружения в 1993 году.

(источник: сайт Русская сила)

Еще во время ВОВ под впечатлением эксплуатации в РККА американских БТР типа М4, в СССР начались работы по созданию боевых полугусеничных машин. В 1944 году КБ Московского автомобильного завода имени И.В. Сталина (ЗиС), которым руководил В.А. Грачев, используя агрегаты артиллерийского тягача АТ-3 создает 12-местный опытный бронетранспортер Б-3. Его макетное бронирование состояло из листов котельного железа, полный вес составлял 7100 кг, максимальная скорость - 40 км/ч. Испытания дали неудовлетворительные результаты. Одновременно с этим, на ЗИСе создается полноприводный автомобиль ЗиС-151, на базе узлов и агрегатов которого, ведущий конструктор проекта Б.М. Фиттерман к маю 1947 года создает первые два прототипа колесного бронетранспортера ЗиС-152. БТР имел открытый сверху сварной несущий корпус. В передней части корпуса находилось МТО, в средней части - отделение управления и в кормовой части - десантное отделение. Корпус имел две боковые дверцы для командира и водителя и одну заднюю для десанта. Машина была вооружена 7,62-мм станковым пулеметом Горюнова (СГ-43, позже СГМБ), который устанавливался на одном из четырех кронштейнов с вертлюгами, расположенных по периметру корпуса. Она имела противопульное бронирование с толщиной броневых листов от 6 до 13 мм.

Мощность карбюраторного двигателя ЗиС-123 была увеличена по сравнению с автомобильным двигателем и составляла 110 л.с. Кроме того, на БТР устанавливались двухдисковое сцепление сухого трения, пятискоростная коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка, улучшенная конструкция подвески, из двух полуэлептических рессор и двух гидроамортизаторов рычажного действия, а так же шины с протектором типа "Вездеход" постоянного давления, размерностью 9,00-20". ЗиС-152 был принят на вооружение в 1950 году под обозначением БТР-152 и находился в серийном производстве с 1950 по 1955 год. За все время производства было выпущено несколько сотен БТР-152 и его модификаций, которые экспортировались в Афганистан, Албанию, Алжир, Анголу, Болгарию, Камбоджу (Лаос), Китай (Type 56), Конго, Кубу, Чехословакию, ГДР, Египет, Финляндию, Эфиопию, Гвинею, Гвинею-Биссау, Венгрию, Индонезию, Индию, Мали, Монголию, Мозамбик, Никарагуа, Иран, Ирак, КНДР, Польшу, Румынию, Шри-Ланку, Судан, Сирию, Танзанию, Уганду, Йемен, Югославию, Вьетнам, Зимбабве и другие страны.

Модификации

БТР-152А. На базе БТР-152 выпускался БТР-152А с зенитной установкой ЗТПУ-2. ЗПТУ-2 состояла из спаренных 14,5-мм пулеметов КПВ установленных в десантном отделении бронтранспортера. Максимальный угол возвышения установки +89?, угол снижения -5?. Боевая скорострельность 170 выстрелов в минуту. Боекомплект составлял 1 200 патронов. Для стрельбы по наземным целям применялся телескопический оптический прицел ОП-1-14, а для стрельбы по воздушным - коллиматорный ВК-4. Экипаж бронетранспортера состоял из 10 человек. На вооружении с 1951 года. В 1955 году было изготовлено несколько опытных образцов БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-4 состоявшей из четырех пулеметов КПВ. Был усилен постамент, боекомплект увеличен до 2 000 патронов, а экипаж сокращен до 5 человек. На базе БТР-152 выпускалась машина связи БТР-152С.

БТР-152Б. С 1952 года на машине стала устанавливаться механическая лебедка барабанного типа с блоком-полиспастом с тяговым усилием 5 тс. Силовая передача дополнена трехступенчатой коробкой отбора мощности для привода механической лебедки. Длина троса составляла 70 метров, диаметр - 13 мм. Привод лебедки осуществлялся от коробки отбора мощности через карданную передачу и червячный редуктор. Этой машине была присвоена марка БТР-152Б.

экипаж+десант, чел2+17
боевая масса, т8.6
тип движителя - колесный/гусеничныйколесный (6х6)
длина корпуса, м6.55
длина полная, м6.55
ширина по ходовой части, мнет данных
ширина полная, м2.32
высота, м2.36
тип двигателя6-цилинровый карбюраторный ЗиС-123
мощность двигателя, л.с.110 (при 3 200 об/мин)
максимальная скорость, км/ч65
запас хода, км550 (по шоссе)
бронированиепротивопульное (сталь 6-12 мм)
вооружение7.62-мм пулемет СГМ
боекомплект1 250 патронов
Бронетранспортер БТР-152В1 состоял на вооружении Народной армии ГДР под обозначением SPW-152N Макетный образец кол?сно-гусеничного бронетранспортера Б-3. 1944 Бронетранспортер БТР-152В1: вид сзади Бронетранспортер БТР-152В1 без лебедки Бронетранспортер БТР-152 в Музее бронетанковой техники, Кубинка Бронетранспортер БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-2 Бронетранспортер БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-2 в Музее бронетанковой техники, Кубинка Бронетранспортер БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-4 Бронетранспортер БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-4 в Музее бронетанковой техники, Кубинка Бронетранспортер БТР-152В Бронетранспортер БТР-152В с системой централизованной регулировки давления воздуха в шинах в Музее бронетанковой техники, Кубинка Внешняя система централизованной регулировки давления воздуха в шинах задних колес БТР-152В Десантники на БТР-152К ВС ДРА. Кандагар, 1981 Бронетранспортер БТР-152Е с зенитной установкой ЗПТУ-2 Бронетранспортер БТР-152К Народной армии ГДР Прототип бронетранспортера БТР-152К с внешней системой централизованной регулировки давления воздуха в шинах Бронетранспортер БТР-152В1 в Музее бронетанковой техники, Кубинка Схема бронетранспортера БТР-152В1 Трофейный бронетранспортер БТР-152В1 на вооружении армии Израиля. Как и многое другое вооружение советского производства, эти машины были захвачены во время конфликтов с Египтом и Сирией Подвижный пункт управления артиллерией БТР-152У Машина управления БТР-152У состояла на вооружении Народной армии ГДР под обозначением SPW-152U Экспериментальный бронетранспортер БТР-Э152В преодолевает окоп Экспериментальный бронетранспортер БТР-Э152В зимой 1957-58 БТР-Э152В отличался равноудаленными друг от друга осями и шинами большего размера БТР-152 в музее
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь