Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Артсистема СУ-152

Государство: Россия

Много внимания уделили конструкторы СУ-152 разработке электромеханических приводов наведения. И в этом есть большой смысл; чем быстрее и точнее нацелишь орудие и произведешь прицельный выстрел, тем больше шансов опередить противника. Вот почему это сложное "хозяйство" способно безотказно работать в широком температурном диапазоне - от -40? до +45? при относительной влажности воздуха до 98%. Все приводы сохраняют работоспособность и в горных условиях - на высоте до 3 тыс. м над уровнем моря, а также выдерживают тряску, вибрации и запыленность воздуха, без чего немыслимы реальные условия эксплуатации. Рассказ о конструкции самоходной гаубицы и ее вооружении будет неполным, если не упомянуть о приборах наблюдения и прицеливания. С их помощью артиллеристы, находясь внутри боевой машины, могут вести разведку местности, обнаруживать цели. Причем вести наблюдение и стрелять можно в любое время суток, днем и ночью. Масса самоходной гаубицы составляет 27 т, но, несмотря на это, боевая машина обладает хорошей маневренностью, она весьма подвижна, поворотлива и имеет высокую проходимость. По грунтовой дороге эта машина способна двигаться со скоростью 25 - 30 км/ч. а по шоссе - до 48 - 45 км/ч. Максимальная скорость движения по шоссе может достигать 62 км/ч. Запас хода или дальность действия и маневра на одной заправке топливом - полтысячи километров. Характеристика весьма значительная. Если в ходе боевых действий самоходные гаубицы оторвутся на значительное расстояние от базы снабжения, большой запас хода будет иметь первостепенное значение.

Немаловажна и такая слагаемая маневренности, как поворотливость, которая позволяет СУ-152 быстро изменять направление движения. Эта способность имеет большое значение в современном бою, насыщенном разнообразными огневыми и ударными средствами, а также при движении в лесу. населенных пунктах. Гаубица может развернуться практически "на пятачке". Минимальный радиус поворота равен ширине колеи, что для гусеничной машины равнозначно расстоянию между серединами гусениц - 2720 мм. И еще одна характеристика маневренности - проходимость, то есть способность орудия двигаться по бездорожью и преодолевать препятствия. На этот параметр влияют и мощность двигателя, и удельное давление гусениц на грунт, и клиренс. Начнем с того, что длина опорной поверхности составляет 4 622 мм и при массе 27 т СУ-152 оказывает такое же давление на грунт, как ступни взрослого человека - около 0,6 кгс/см2 К тому же и клиренс машины весьма значительный - 450 мм. Этого вполне достаточно для движения по бездорожью, в том числе по заболоченным участкам, сугробам, пням, по грунтовым дорогам с глубокими колеями. Двигатель мощностью 520 л. с. легко несет боевую машину. Максимальный угол подъема составляет 30?. А при движении поперек склона гаубица может накреняться на угол до 25? от вертикали. СУ-152 не остановит не только траншея, но даже ров шириной до 3 м. "Возьмет" она и вертикальную стенку высотой до 0,7, м. Правда в отличие от более легкой СУ-122, плавать она не может - водные преграды преодолевает вброд, если глубина не превышает 1 м,

Выше приводилось определение самоходной гаубицы, которое заканчивалось словами: "...Приспособленная для ведения боевых действий в условиях применения оружия массового поражения". Это значит, что она оснащена системой противоатомной защиты автоматического действия. В ней установлен чувствительный датчик. Как известно, возникающие при ядерном взрыве потоки гамма-излучения распространяются со скоростью света. При Вспышке это излучение практически мгновенно достигает машины и фиксируется прибором, который тотчас вырабатывает команды, поступающие на ряд исполнительных механизмов. Мгновенно происходит автоматическая герметизация обитаемых отделений - боевого и управления. Экипаж надежно защищен также от радиоактивной пыли и химических отравляющих веществ. В обитаемых отделениях создается избыточное давление воздуха, к тому же он очищается с помощью фильтровентиляционных установок. В бою всякое может случиться. Например, пожар. И тут придет в действие автоматика - система противопожарного оборудования. В первую очередь защищаются от огня силовое и боевое отделения СУ-152, то есть ее двигатель и члены экипажа. Система противопожарного оборудования состоит из термодатчиков (четыре из них размещены в силовом отделении, а три - в боевом), реле и распылителей, которые с помощью магистральной трубы подсоединены к баллонам с составом "3,5" (бромистый этил и углекислота).

Ну а наводчик экипажа самоходной гаубицы, получив столь Тревожную команду, включает электромеханический привод и через 18 с башня с гаубицей будет развернута в противоположном направлении - скорость наведения орудия в горизонтальной плоскости составляет не менее 10? в -секунду. Сама же боевая машина останется на месте. Огонь по танкам с открытой огневой позиции ведется прямой наводкой. Отличительная особенность самоходки в том, что она способна бороться с танками противника на значительных расстояниях: наибольшая дальность стрельбы с помощью прицела прямой наводки составляет 4 км! Представим себе небольшой эпизод боевой учебы артиллеристов. Самоходные гаубицы движутся на марше в походном порядке и в этот момент поступает команда занять огневую позицию. На ее подготовку не потребуется много времени. Тем более что окопы рыть не надо: экипаж и все оборудование надежно укрыты броневой защитой. Но вот звучит команда "к бою!". Сноровисто, умело и быстро действует экипаж. Проходят считанные минуты - и грозная боевая машина уже готова обрушить тяжелые снаряды на указанную цель. Здесь уместно привести такую важную характеристику, как скорострельность СУ-152. На нее влияет множество факторов - технических, весовых, габаритных... Конструкторы применили для орудия раздельно-гильзовое заряжание. Дело в том, что артиллерийский выстрел в виде унитарного патрона был бы весьма "увесистым". Напомним, масса осколочно-фугасного снаряда. более 43 кг, а полного переменного заряда с с гильзой. - еще 16 кг. Итого: круглым счетом 60 кг! И хотя заряжать орудие унитарным патроном можно в один прием, справиться с такой работой по силам разве что штангисту...

На СУ-152 только одну операцию заряжающий; выполняет вручную - когда переносит снаряд и гильзы с лотка боеукладки на лоток гаубицы. Остальные же механизированы - на помощь приходит досылатель укладки. В соответствии с этими особенностями и определена техническая скорострельность 152-мм самоходной гаубицы. Артиллерийская команда завершается, как обычно, энергичным приказом - "огонь!". По этому сигналу орудие наводят, заряжают и производят выстрел. Командир самоходной гаубицы диктует наводчику данные угломера и прицела. Тот выполняет горизонтальную и вертикальную наводку орудия. В это время заряжающий, нажав на рукоятку затвора, открывает его. Повернувшись, вынимает из боеукладки снаряд, устанавливает взрыватель и с помощью досылателя вводит в канал ствола. Затем, снова повернувшись, берет гильзу, устанавливает заряд, вставляет гильзу в зарядную камору, закрывает затвор - клин вертикального типа поднимается вверх и надежно запирает канал ствола. По сигналу командира наводчик нажимает на спуск. От команды "огонь" до выстрела секундная стрелка должна отсчитать не более 20 делений - таков неумолимый закон боевого норматива. Итак, скорострельность самоходной гаубицы составляет три выстрела в минуту. Для столь мощного орудия это достаточно высокий показатель. Если батарея самоходных гаубиц в составе четырех боевых машин ведет беглый огонь по "точечной" цели, например, долговременному оборонительному сооружению, то в течение одной минуты на нее обрушится 12 гаубичных снарядов общей массой более полутонны!

Помимо орудия, на башне самоходки установлен пулемет ПКТ - пулемет Калашникова, танковый. Его калибр 7,62 мм, наибольшая прицельная дальность стрельбы составляет 1 500 м, питание ленточное, каждая лента снаряжается 250 патронами. Так что при необходимости боевая машина может "огрызнуться" свинцовым огнем. Самоходная гаубица спроектирована весьма рационально и структурно разделена на три отделения: управления, силовое и боевое, отделение управления расположено в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой. В нем размещается механик-водитель. Силовое отделение - также, в носу корпуса и занимает его правую часть. Здесь находится двигатель со всеми обслуживающими механизмами и системами. Боевое отделение - в средней и кормовой частях корпуса, к нему относится также башня. Сиденье наводчика установлено слева от гаубицы, а заряжающего - справа. Место командира самоходки - сзади наводчика. Прямо над его сиденьем в крыше башни встроена командирская башенка с люком. Под руками у командира радиостанция, аппарат переговорного устройства, щиток командира и планшетка для записей. Сама же гаубица состоит из следующих основных частей: ствола, затвора с полуавтоматикой, люльки с ограждением, противооткатных устройств, подъемного и уравновешивающего механизмов, досылателя и электрооборудования.

Проследим за механизмом действия этой системы. Допустим, возник пожар в силовом отделений. Температура воздуха в замкнутом объеме быстро повышается - при этом обязательно срабатывает один из термодатчиков. Электрический сигнал тут же подключит систему противопожарного оборудования. В одном из баллонов сработает пиропатрон, который пробьет мембрану, и огнегасящий состав поступит к штуцерам распылителей, в результате пламя сбивается и гаснет. 152-мм самоходная гаубица обладает высокими огневыми и эксплуатационными возможностями. Сочетание мощного вооружения с самоходным шасси делает эту бронированную машину современным и высокоэффективным средством вооруженной борьбы.

(Н. Алешин, В. Сергеев, журнал Моделист-Конструктор N 12 за 1987 г.)

Когда советские танки Т-34 и КВ в больших количествах стали поступать на фронт, гитлеровские вояки, наконец, осознали, что их так называемые "магистральные" танки T-III и T-IV (последний имел 30-мм бронирование и 75-ми короткоствольную пушку) не идут с ними ни в какое сравнение. Германская танковая промышленность в срочном порядке выпустила ряд танков и самоходных орудий с усиленней броней и мощным вооружением. Накануне Курской битвы, напутствуя свои войска, Гитлер заявил: "До сих пор достигнуть того или иного успеха русским помогали танки. Мои солдаты! Наконец вы имеете теперь лучшие танки, чем они". Финал грандиозной танковой битвы под Курском известен: полторы тысячи бронированных машин и 70 тысяч солдат потерял вермахт в этом сражении. И громадная заслуга в разгроме фашистской танковой армады принадлежит самоходным артиллерийским установкам САУ-152. впервые примененным в этих боях. Их дебют оказался для гитлеровцев поистине ошеломляющим; пятидесятикилограммовые снаряды самоходок буквально проламывали броню тяжелых танков, срывали с них орудийные башни... Хваленые "пантеры", "тигры" и "фердинанды" оказались бессильными против крепкой брони и могучего артиллерийского удара САУ-152. Тяжелые самоходные орудия и ныне состоят на вооружении Советской Армии. Сегодня мы знакомим читателей с одной из самых мощных самоходок - СУ-152. Созвучие в обозначениях современной гаубицы на гусеничном ходу и 152-мм самоходного орудия времен Великой Отечественной войны не случайно - в боевой техника наших дней сфокусировались многие достижения советской военной науки и военно-инженерного мастерства, основы которых закладывались в суровые годы войны.

Первое знакомство со 152-мм самоходной гаубицей у непосвященного человека чаще всего вызывает недоумение: почему это боевую машину, почти неотличимую от танка, называют самоходной гаубицей? В самом деле, их основные признаки фактически совпадают: броневой корпус характерной формы с башней, орудие, гусеничный ход. И все-таки гаубица - самоходка, типичная артиллерийская система, на которую возлагается выполнение огневых задач, присущих исключительно классической артиллерии. Специалисты дают ей такое определение: 152-мм самоходная гаубица - боевая гусеничная машина, имеющая мощное вооружение, броневую защиту, высокую маневренность и приспособленная Для ведения боевых действии в условиях применения оружия массового поражения. Основная задача, которую она должна решать в бою, - уничтожение и подавление средств ядерного нападения. Разумеется, помимо этого, гаубица может успешно применяться и для поражения артиллерии, минометов, других огневых средств и живой силы противника как на позициях, так и в местах сосредоточения, она способна подавлять его тылы и органы управления. Но и это еще не все. Напомним, гаубица - такое артиллерийское орудие, которое может вести навесную стрельбу. Траектория снаряда в этом случае довольно крутая, снаряд, образно говоря, "навешивается" на цель, бьет ее сверху.

Такой метод стрельбы обеспечивает наилучшие условия для разрушения полевых и долговременных оборонительных сооружений, СУ-152 ведет огонь по целям с большой Точностью и в короткое время наносит им значительный ущерб. В решении этих боевых задач большую роль играет мощность вооружения. Установленная в башне гаубица (раньше орудия такого калибра - 152 мм - называли шестидюймовками) способна поражать цели на дальности до 17,3 км. Причем в район цели доставляется снаряд массой без малого полцентнера - 43,56 кг. Огонь обычно ведется с закрытой огневой позиции. Конструкция орудия позволяет стволу перемещаться в башне по вертикали от угла снижения, в - 4? До максимального угла возвышения, равного +60?. Сама же башня вместе со стволом орудия вращается в горизонтальной плоскости вкруговую. Последнее обстоятельство имеет чрезвычайно важное значение, например, в случае, когда на самоходную гаубицу движется танк противника. Это настолько опасно, что необходимо Открывать огонь немедленно. Ведь на самоходную гаубицу возлагается задача борьбы с танками и другими важными бронецелями. Надо лишь уточнить; откуда движется танк противника - прямо, сбоку, или сзади? Самая критическая ситуация, когда атакуют сзади. К примеру, расчету обыкновенной буксируемой гаубицы по команде "Танки сзади" приходилось срочно выкатывать (и только на руках!) орудие из окопа и разворачивать его на 180?.

подтипСАУ гаубица
калибр, мм152
расчет (экипаж), человек4
дальность стрельбы максимальная, м4 000
скорострельность, выстрелов в минутунет данных
начальная скорость снаряда, м/снет данных
углы возвышения/склонения, градусов-4...+60
углы горизонтального наведения, градусов360
масса, т27
длина полная, м6.87
ширина полная, м3.12
высота, м2.82
ходовая базагусеничная
бронированиепротивопульное (сталь до 30 мм)
двигатель, тип, название, мощность (л.с.)12-цилиндровый V-образный дизель В-54-105, 480
максимальная скорость, км/ч63.4
запас хода, км280
САУ СУ-152 САУ СУ-152 Схема САУ СУ-152 СУ-152 в музее
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь