Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

РСЗО БМ-21 Град

Государство: Россия

Основными типами боеприпасов являются: осколочно-фугасный снаряд 9М21ОФ, осколочно-фугасный снаряд 9М28Ф или 9М22У, комплект из семи снарядов 9М519-1...7 для создания радиопомех, снаряд с кассетной головной частью 3М16 для дистанционной постановки противопехотных мин, снаряд с кассетной головной частью 9М28К для дистанционной постановки противотанковых мин. Возможна также стрельба химическими снарядами 9M21, реактивными дымовыми снарядами массой 66 кг на дальность до 20,6 км, а также осветительными снарядами, освещающими на местности круг диаметром 1 000 м с высоты 450-500 м в течение 90 секунд. Высокие динамические качества и проходимость позволяют эффективно использовать комплекс "Град" совместно с бронетанковой техникой как на марше, так и на передовых позициях во время проведения боевых операций. Дизельный двигатель мощностью 176 кВт, шины повышенной проходимости с центральной системой регулировки давления позволяют этой системе залпового огня не только не уступать в мобильности другим войсковым транспортным средствам и боевым машинам, но и превосходить их. Без преувеличения можно сказать, что и сегодня "Град" является самой эффективной системой залпового огня для комплексов калибра 100-152 см.

Испытания и эксплуатация. Также была создана легкая установка ракетной системы залпового огня БМ-21В на шасси автомобиля ГАЗ-66Б, в которой число 122-мм труб было уменьшено с 40 до 12, по сравнению с РСЗО "Град" на шасси "Урала-375". В 1966 году началось проектирование корабельного варианта "Града". Корабельный комплекс получил название "Град-М" А-215. Он включает в себя пусковую установку, приборы управления стрельбой и дальномерное визирное устройство с лазерным дальномером. Пакет с 40 направляющими был полностью унифицирован с армейской боевой машиной БМ-21. Корабельные испытания комплекса А-215 были проведены на Балтике с 20 марта по 7 мая 1972 года на большом десантном корабле БДК-104 (проект 1171). Испытания выявили ряд конструктивных недостатков в системах заряжания и наведения, в лазерном дальномере и др. После нескольких этапов доработки и испытания комплекс А-215 в 1978 году был принят на вооружение десантных кораблей.

В 80-х годах "Град" модифицировали для борьбы с подводными диверсантами (боевыми пловцами) и сверхмалыми подводными лодками. Для защиты входов в военно-морские базы и охраны морской границы на базе комплекса "Град" был создан комплекс "Дамба", в состав которого вошла боевая машина БМ-21ПД, транспортная машина 95ТМ и реактивный снаряд ПРС-60. В арабских странах артиллерийскую часть "Града", сократив число труб до 30, устанавливали на различные шасси - от советских автомобилей ЗИЛ-131 до японских ISUZU. В 70-90 гг комплекс "Град" успешно применялся в самых различных климатических условиях: в Азии. Африке и Латинской Америке, а также в России во время боевых действий в Чечне, причем в последнем случае с обеих сторон.

Полевая 122-мм дивизионная реактивная система залпового огня БМ-21 "Град" на протяжении трех десятилетий является наиболее массовой боевой машиной данного класса отечественного производства. Предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортеров в районе сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей. Разработка системы началась 30 мая 1960 года. Головным исполнителем системы было назначено НИИ-147; СКБ-203 делало пусковую установку; НИИ-6 твердотопливные заряды; ГСКБ-47 снаряжение боевых частей. С самого начала перед конструкторами стояла задача создания простого в изготовлении и использовании комплекса, не уступавшего зарубежным аналогам по своим техническим характеристикам.В качестве ходовой части было выбрано шасси высокой проходимости "Урал 4320" производства Уральского автомобильного завода. Для упрощения конструкции направляющих они были изготовлены трубчатыми. В первоначальном варианте штатное положение пакета направляющих для стрельбы было поперёк продольной оси автомобиля. Первые испытательные пуски показали полную непригодность такой схемы по причине сильного раскачивания платформы после старта первых снарядов и снижения точности стрельбы.

Кроме поворота направляющих была усилена подвеска и приняты меры для стабилизации кузова. Теперь стрельба (как одиночными снарядами, так и залпом) стала возможна не только строго по продольной оси автомобиля, но и под острым углом к ней. Две опытные установки "Град" прошли заводские испытания в конце 1961 года. С 1 марта по 1 мая 1962 года в Ленинградском Военном округе прошли Государственные полигонно-войсковые испытания комплекса "Град". Система "Град" была принята на вооружение 28 марта 1963 г. Сдача серийных образцов "Града" была начата в 1964 году. В 90-х годах к "Граду" были созданы принципиально новые образцы боеприпасов. Кроме того, ведутся работы по модернизации боевой машины БМ-21. Наиболее важное направление ее модернизации замена пакета направляющих труб из металла на два моноблока одноразовых транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), изготавливаемых из полимерных композитных материалов.Они устанавливаются на боевую машину с помощью специальной дополнительной переходной рамы. В этом случае перезаряжание боевых машин производится с помощью грузоподъемных средств. Время заряжания сокращается до 5 минут.

Состав БМ-21 состоит из: ПУ, Шасси - Урал-375, Артиллерийская часть состоит из 40 направляющих,образующих пакет: четыре ряда по 10 труб в каждом. Труба предназначена для направления полета снаряда, а также для его транспортировки. Калибр трубы 122,4 мм, длина 3 м. Наведение пакета труб в вертикальной и горизонтальной плоскостях производится с помощью электропривода. Старт всех 40 снарядов проходит в течении 20 секунд.Cнаряд имеет предохранитель, взводящий взрыватель после удаления выстеленного снаряда на 150-400 м. Установка имеет возможность дистанционного управления наведением и стрельбой с выносного пульта на расстоянии до 50 метров. Перевод системы из походного положения в боевое занимает 3,5 минуты. Наведение в вертикальной и горизонтальной плоскости производится с помощью электропривода и прицела по типу артиллерийского. Запуск сорока снарядов занимает двадцать секунд. Стабилизация снарядов в полете комбинированная: как за счет стабилизаторов, складывающихся при установке в направляющие, так и за счет гироскопического эффекта, возникающего при вращении снаряда во время полета к цели. Лопасти стабилизатора, расположенные в хвосте снаряда, установлены под углом к направлению полёта. Они выполнены складывающимися. Для инициирования вращения снаряда на корпусе выполнен штифт, продвигающийся по спиральному пазу в направляющей.

калибр, мм122
количество направляющих40
начальная скорость снаряда, м/с690
дальность стрельбы максимальная, м20 380
рассеивание, м90
расчет (экипаж), человек6
масса, т13.7
длина полная, м7.35
ширина полная, м2.55
высота полная, м3.09 (в боевом положении - 4.35)
клиренс, м0.4
ходовая базагрузовой автомобиль Урал-375 (6 * 6)
тип и марка двигателябензиновый
мощность двигателя, л.с.180
максимальная скорость, км/ч85
запас хода, км1 040
БМ-21 Град открывает огонь БМ-21 Град на выставке БМ-21 Град в Афганистане БМ-21 Град, вид сзади Пуск ракеты БМ-21 Град БМ-21 Град на шасси Star 1466 БМ-21 Град на шасси Star 1466, вид сзади БМ-21 Град, вид спереди БМ-21 Град с зачехленной пусковой установкой Схема БМ-21 Град Выгрузка боеприпасов для БМ-21 Град Залп батареи БМ-21 Град БМ-21 Град: ночной залп БМ-21 Град бьют по позициям чеченских боевиков БМ-21 Град готовят к залпу БМ-21 Град в Чечне Ракета Наводчик РСЗО БМ-21 Град БМ-21 Град ведет огонь БМ-21 Град в Чечне БМ-21 Град на позиции Ночная стрельба установок БМ-21 Град РСЗО БМ-21 Град
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь