Штурмовик A-10 Thunderbolt II
Государство: СШАОружие Самолет имеет одиннадцать узлов внешней подвески, общий вес груза, который может на нем располагаться соствляет 7 260 кг. 3 узла находятся под фюзеляжем, и груз может быть расположен на любом из них . Для наведения оружия самолет может быть оснащен различными электронными системами. Каждое крыло несет четыре узла внешней подвески. A-10 может нести до десяти ракет "земля-воздух" Maverick. Ракета Raytheon Maverick AGM-65 использует разные системы наведения, включая инфракрасное наведение и боеголовки, включая 57-и килограммовые имеющие форму конуса боеголовки. Дальнобойность - более 45 километров. A-10 может также нести ракету "воздух- воздух" Sidewinder, которая является многоцелевой ракетой ближнего действия с максимальной скоростью в 4 раза превышающей скорость звука. A10 способен нести широкий диапазон артиллерии: например, 12 454-кг бомб Mk83 или 28 227-кг бомб Mk82, напалмовые бомбы BLU-1, BLU-27/ Rockey II и бомбометы BU-52/71. Самолет вооружен 30-мм пушкой GAU-8/A Avenger, установленной в носу самолета. Используя это орудие, A-10 способен к поражению танка с расстояния до 6 500 м. Пушка может использовать целый ряд боеприпасов, включая бронебойные зажигательные снаряды (API) весящие до 0.75 кг. Магазин может содержать 1 350 снарядов. Пилот может выбирать скорость стрельбы от 2 100 до 4 200 выстрелов в минуту. На самолете установлены два турбовентиляторных двигателя TF34-GE-100, поставляемые General Electric, каждый с тягой 4.5 тонны. Положение двигателей, высоко на фюзеляже, позволяет пилоту довольно легко лететь с одним недействующим двигателем.
ВВС США начали получать серийные А-10А в марте 1977г. Первое развертывание этих машин за рубежом было проведено в январе 1979г. в Великобритании, а через три года штурмовики А-10А были размещены в Южной Корее. В 1982г. начались поставки в Национальную гвардию США и в Резерв армии США. Шестьсот самолетов Тандерболт II (Thunderbolt - удар молнии) были поставлены в течение 1982г. 4 мая 1979г. компания Фэрчайлд подняла в воздух опытный двухместный штурмовик Найт/Эдверс Уэзер А-10 (Night/Adverse Weather A-10 - ночной/всепогодный). Но дальнейших разработок этого варианта не последовало.
A-10 Thunderbolt II - это первый самолет американских ВВС, созданный специально для воздушной поддержки наземный войск. Названный в честь известного истребителя второй мировой войны P-47 Thunderbolt, А-10 спроектирован для ведения боевых действий на малых скоростях и высотах с высокой точностью применения вооружения. Самолет широко использовался в кампании "Буря в пустыни", а также во время натовских действий в Косове. В Ираке приняло участие 144 самолета, он показал 95.7-процентную боевую эффективность и совершил 8 000 боевых вылетов. Этими самолетами было нанесено более половины иракских военных потерь, включая танки, ракеты и вертолеты. A-10 обладает высокой живучестью и универсальностью, этим он и нравится пилотам, которые без проблем возвращаются на базу после военных операций. Самолет предназначен для нападения на танки, бронированные транспортные средства и сооружения, а также для воздушной поддержки наземных сил. Самолет подходит для действия с передовых авиабаз, так как ему не надо большой площадки для взлета и приземления. Самолет имеет большую дальность полета (800 миль) и живучесть, поэтому A-10 может долгое время находится над местом сражения. Маневренность на низкой скорости и низкой высоте (ниже 300 метров) позволяет осуществлять более точное и эффективное наведение на цель и боевые действия на всех типах ландшафта. За 43 дня "Бури в пустыне" было сбито 5 A-10.
Первый полет A-10 Thunderbolt состоялся в Мае 1972 года, и к настоящему времени произведено 707 самолетов. Изготовляемый первоначально Fairchild, с 1987 года главным производителем A-10 Thunderbolt становиться Northrop Grumman, который выполняет техническую поддержку и структурную модернизацию самолета, в которой также участвуют Integrated Systems and Aerostructures. Более чем 350 самолетов A-10 находятся на службе ВВС США. В настоящее время создается программа модернизации для A-10 Thunderbolt, в которую, возможно будут включены разработка более точного захвата цели, а также продление срока службы самолета до 2028 года. Усовершенствования могут включать: улучшение конструкции, новое оборудование в кабине, а также ряд других важных улучшений. Lockheed Martin Systems Integration-Oswego будет главным разработчиком и исполнителем этой программы. Начало программы запланировано на 2004 год. Возможно, что и двигатель самолета A-10 будет также модернизирован, если будет достаточное финансирование.
Конструкция. Самолет А-10А представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан и имел двухкилевое хвостовое оперение, трехопорное шасси и два турбовинтовых двигателя Дженерал Электрик TF34-GE-100 (General Electric TF34-GE-100) в мотогондолах по обе стороны задней части фюзеляжа. Закрытая кабина далеко впереди крыла имела кресло с возможностью катапультирования на нулевой скорости и нулевой высоте и защиту против наземного оружия, которая состояла из пуленепробиваемого лобового стекла и броневой капсулы из титана для защиты от попадания снарядов калибра 23 мм. Крыло большой площади давало возможность маневрирования на малой скорости над полем боя и одновременно нести большую боевую нагрузку. Живучесть самолета была улучшена постановкой бронезащиты систем управления, самозатягивающихся топливных баков и топливных трубопроводов к двигателю. Кроме того, система управления имела двойное резервирование гидравлических систем и дополнительное ручное управление. Кабина единственного пилота со всех сторон защищена титановой 3.8-сантиметровой броней. Большой пуленепробиваемый фонарь дает хорошую видимость. Кабина оборудована оптический прицелом с проекцией изображения на лобовое стекло, что очень удобно для захвата и поражения цели. У пилота имеется прибор ночного видения и инфракрасный дисплей. Основным элементом радиоэлектронного оборудования самолета является высокоэффективная прицельно-навигационная система, в состав которой входят лазерная система поиска и определения координат цели, телевизионная система для применения управляемых ракет "Maverick", системы ближней и дальней навигации (TAKAN) имеются также KB и У KB радиостанции и станция радиолокационного опознавания. Lockheed Martin начал производство 21 самолета A-10 со встроенной глобальной системой навигации (EGI), которая определяет точное местоположение самолета. Самолет также должен быть оснащен британскими системами контроля ландшафта (TERPROM).
экипаж, человек | 1 |
длина, м | 16.26 |
размах крыльев, м | 17.53 |
высота, м | 4.47 |
количество * тип силовой установки | 2 * ТРДД TF34-GE-100 |
тяга, кгс | 2 * 4 110 / - |
масса пустого, кг | 11 321 |
масса, взлетная, кг | - |
масса максимальная, кг | 22 680 |
масса нагрузки, кг | 7 260 |
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч | 706 / 834 |
практический потолок, м | 13 500 |
радиус действия, км | 1 000 |
дальность полета перегоночная, км | 4 000 |
максимальная эксплуатационная перегрузка | - |
вооружение встроенное | 30-мм авиационная пушка Вулкан |
вооружение подвесное | на 11 узлах подвески: УР Мейверик, Сайнуиндер, бомбы |