Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Истребитель МиГ-25 Foxbat

Производитель: ОКБ имени Микояна (Россия) Государство: РоссияГосударство: УкраинаГосударство: СирияГосударство: АлжирГосударство: ИракГосударство: Ливия

Конструкция. Истребитель-перехватчик МиГ-25П выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом, двухкилевым вертикальным оперением и цельноповоротным стабилизатором с дифференциальным управлением. Около 80% конструкции планера выполнено из стали, 8% - из титановых сплавов, 11% - из алюминиевых сплавов, 1% - из других материалов. Фюзеляж - типа полумонокок, изготовлен с широким использованием сварки. Органической частью конструкции фюзеляжа являются сварные топливные баки. Крыло - трехлонжеронное, на задней кромке установлены закрылки и элероны. На каждой консоли - аэродинамический гребень. Шасси трехопорное. Основные стойки убираются в фюзеляж, имеют по одному колесу большого диаметра, обеспечивающему проходимость по грунтовым аэродромам.

Силовая установка. Самолет оснащен двумя ТРДФ Р-15Б-300 (73,5 / 109,8 кН, 2 * 7 500 / 11 200 кгс, масса 2 625 кг, удельный расход топлива 1,25 / 2,7 кг/кгс*ч), разработанными в ОКБ А. Туманского.

Целевое оборудование. БРЭО самолета МиГ-25П включает радиоприцел РП-25 "Смерч-А" с параболической антенной, разработанный под руководством Ф.Ф. Волкова (дальность обнаружения цели с ЭПР 16 кв.м. - 100 км, максимальная дальность сопровождения в автоматическом режиме 50 км, угол обзора в горизонтальной плоскости +/-60 град, угол обзора в вертикальной плоскости 6 град, способен обнаруживать маловысотные цели). На истребителях МиГ-25ПД и ПДС установлена импульсно-доплеровская РЛС "Сапфир-25", созданная под руководством Ю.П. Кирпичева (дальность обнаружения цели с ЭПР 16 кв.м. более 100 км, дальность автоматического сопровождения - 75 км, способна сопровождать на проходе до шести целей, угол обзора в горизонтальной плоскости +/- 56 град, угол обзора в вертикальной плоскости 6 град). На самолете установлен теплопеленгатор, прицел К-10Т, система обнаружения облучения воздушными/наземными РЛС СРО-2М/СРЗО-2, радиовысотомер РВ-УМ или РВ-4 (диапазон высот - 0-600 м), радиокомпас АРК-10, приемник радионавигационной системы ближней навигации РСБН-6С, аппаратура системы "Лазурь", обеспечивающей выход на цель в автоматическом или директорном режиме по командам АСУ "Воздух-1", автоматизированная система управления САУ-155. В кабине самолета установлено катапультное кресло КМ-1 (КМ-1М), обеспечивающее возможность покидания самолета на нулевой высоте при минимальной скорости до 130 км/ч.

Вооружение истребителя-перехватчика МиГ-25П включает четыре УР средней дальности Р-40Т с ТГС и Р-40Р с радиолокационной полуактивной системой наведения (максимальная дальность пуска - до 50 км). Вооружение МиГ25ПБ/ПДС дополнено четырьмя УР ближнего боя Р-60М с ТГС. Под фюзеляжем может подвешиваться ПТБ большой емкости (5 300 л).

Размеры. Размах крыла 14,015 м, длина самолета (без ПВД) 19,75 м, база шасси 3,85 м, высота 5,139 м, площадь крыла 61,40 кв.м.

Массы и нагрузки, кг: нормальная взлетная (100% топлива во внутренних баках, четыре УР Р-40) 36 720, взлетная без внешних подвесок 34 920, топлива во внутренних баках 14 570, топлива во внутренних баках и ПТБ 18 940.

Двигатели. Два ТРДФ Р-15Б-300 (2 * 73,5 / 109,8 кН, 2 * 7 500 / 11 200 кгс).

Летные данные. Максимальная скорость 3 000 км/ч (М=2,83); практический потолок (с четырьмя УР) 20 700 м; посадочная скорость 290 км/ч; практическая дальность на сверхзвуковой скорости (М=2,35) с четырьмя УР Р-40 - 1 250 км/ч; практическая дальность на дозвуковой скорости 1 730 км; продолжительность полета 2 ч 5 мин; длина разбега 1 250 м; длина пробега (с тормозным парашютом) 800 м, максимальная эксплуатационная перегрузка 4,5 (МиГ-25ПД - 5,0).

В 1972г., после появления в США истребителей четвертого поколения и разработкой нового стратегического бомбардировщика Рокуэлл В-1А, работы по коренной модернизации истребителя МиГ-25 были активизированы. Одним из направлений явилось оснащение истребителя более мощными двигателями Р-15БФ-2-300 с максимальной форсажной тягой, увеличенной до 13 500 кгс. Такой самолет смог бы развивать с полным ракетным вооружением максимальную скорость, соответствующую М=3 (против М=2,83 у исходного перехватчика). Экспериментальный самолет с новым двигателем, получивший обозначение Е-155М (или Е-266, изделие "99"), переделанный из серийного МиГ-25, вышел на летные испытания в 1977г. и в короткое время (с 1975 по 1977 гг.) установил шесть мировых рекордов скороподъемности и высоты полета. Практический потолок нового самолета составил 24 200 м, дальность полета на "сверхзвуке" - 1 920 км (2 510 км с ПТБ емкостью 5 300 л). Однако в дальнейшем предпочтение было отдано двухместному истребителю-перехватчику МиГ-25МП - прототипу самолета МиГ-31.

В 1975г. в Японию на самолете МиГ-25П перелетел летчик Беленко. Впервые зарубежные специалисты получили возможность взглянуть на новый МиГ вблизи. Следует признать, что первые публикации на эту тему в западной и японской прессе были малокомпетентными, хотя и весьма критическими (сработало шаблонное отношение к России как к стране, отставшей в области современной авиационной технологии). Так, утверждалось, что на МиГ-25 в целях экономии не оснастили катапультным креслом (очевидно, корреспондент, которому посчастливилось заглянуть в кабину самолета, не догадался, что катапульту могли просто снять для более детального изучения в лаборатории). Много писали и об устаревшей бортовой радиоэлектронике с широким использованием вакуумных ламп (хотя на МиГ-25 элементная база БРЭО соответствовала уровню начала 1960-х гг., когда эта машина создавалась). Однако в дальнейшем, по мере изучения конструкции "беглого" МиГа серьезными специалистами, тон публикаций начал меняться, стали преобладать высокие оценки технического уровня "Двадцать пятого".

В результате предательства Беленко потенциальному противнику стали известны характеристики БРЭО, установленного на МиГ-25, что значительно облегчало ему ведение радиоэлектронной борьбы. В этих условиях было принято решение провести полную замену на самолете радиолокационного комплекса и других важнейших элементов БРЭО. Работа по созданию новой модификации истребителя-перехватчика была выполнена в короткие сроки и уже в 1978г. Горьковский авиазавод начал серийный выпуск самолета МиГ-25ПД с радиоприцелом "Сапфир-25" (РП-25), заменившим прежнюю РЛС "Смерч-А". Кроме того, самолет был оснащен двигателем Р-15БД-300 (2 * 109,8 кН / 2 * 11 200 кгс), имеющим увеличенный ресурс. Вооружение нового истребителя было дополнено УР ближнего боя Р-60. В 1979г. приступили к переоборудованию ранее выпущенных самолетов МиГ-25П в вариант МиГ-25ПДС, соответствующий уровню МиГ-25ПД. Серийное производство МиГ-25 продолжалось до 1985г. К настоящему времени самолет МиГ-25 (и его дальнейшее развитие - МиГ-31) превосходит все другие истребители мира по максимальной скорости и высоте полета. В 1977г. А. Федотов установил на этой машине абсолютный мировой рекорд высоты полета 37 650 м, всего же на самолете этого типа установлено 29 мировых рекордов (14 из них не превзойдено до начала 1993г.)

Истребитель-перехватчик МиГ-25 - одна из наиболее выдающихся работ ОКБ А.И. Микояна. Этот самолет стал первым в мире серийным истребителем, достигшим рубежа скорости 3 000 км/ч. Созданию МиГ-25 предшествовали работы ОКБ над семейством высотных скоростных перехватчиков (Е-150, Е-151, Е-152, Е-152П) и высотным разведывательным самолетом - аналогом американским разведчикам Локхид U-2 и Мартин / Дженерал Дайнэмикс RB-57F. В дальнейшем работы вылились в создание многоцелевого самолета, способного решать (в различных модификациях) как разведывательные, так и истребительные задачи. В 1961г. началось проектирование самолета Е-155, предназначенного для использования в качестве высотного скоростного разведчика (Е-155Р) и истребителя-перехватчика (Е-155П). Все самолеты предполагалось оснастить ТРДФ Р-15, созданным в ОКБ С. Туманского и первоначально предназначенным для установки на стратегические крылатые ракеты и беспилотные разведчики А.Н. Туполева "Ястреб". Разведчик и истребитель-бомбардировщик должны были развивать скорость до 3 000 км/ч) и достигать в горизонтальном полете потолка 23 000 - 25 000 м. Высотные характеристики самолетов делали их неуязвимыми для всех ЗРК стран НАТО (за исключением наиболее мощного комплекса MIM-14B "Найк Геркулес"), а также истребителей-перехватчиков потенциального противника. Главными целями для истребителя-перехватчика являлись американские высотные сверхзвуковые бомбардировщики В-58 Хастлер и В-70 Валькирия. В создании самолета принимали непосредственное участие А. Микоян, М. Гуревич, Р. Беляков, Н. Матюк (главный конструктор МиГ-25).

6 марта 1964г. состоялся первый полет опытного самолета Е-155Р-1 (вариант разведчика). 9 сентября 1964г. в небо поднялся первый опытный перехватчик Е-155П-1 (летчик-испытатель - Остапенко). В 1967г. на авиационном празднике в Москве с большим эффектом была продемонстрирована тройка самолетов МиГ-25, при этом было объявлено, что показанные самолеты способны развивать скорость до 3 000 км/ч. На Западе появление нового МиГа произвел огромное впечатление. Сработал "эффект внезапности": до воздушного парада в Москве западные специалисты просто не знали о существовании такой машины, естественно, не было известно и КБ, создавшее истребитель (некоторое время за рубежом полагали, что он построен в ОКБ Яковлева). МиГ-25 (по классификации НАТО - Foxbat) стал причиной слушаний в конгрессе США: американские законодатели были встревожены резким качественным прорывом русской авиации. В известной степени появление МиГ-25 подстегнуло работы по новым истребителям F-14 и F-15 для ВМС и ВВС США.

В 1969г. на Горьковском (ныне - Нижегородском) авиазаводе приступили к серийному выпуску перехватчиков, получивших обозначение МиГ-25П. В 1970г. самолет был официально принят на вооружение авиации ПВО, началось освоение машины в строевых частях. Экспортный вариант истребителя-перехватчика поставлялся в Алжир, Ирак, Ливию и Сирию. Одновременно с созданием исходной модификации истребителя-перехватчика изучалась возможность дальнейшей модернизации самолета. В середине 1960-х гг. велись работы по модификации истребителя Е-155ПА, способной перехватывать цели, летящие на скорости до 3 500 - 4 000 км/ч и высотах 100 - 30 000 м. Новый самолет со взлетной массой около 40 т, оснащенный двумя ТРДФ Р-15БФ-300, бортовой РЛС "Смерч-100" и УР К-100, должен был развивать максимальную скорость 3 700 - 4 000 км/ч.

Боевое применение. Истребители МиГ-25 применялись во время сирийско-израильского конфликта в 1982г., а также ирано-иракской войны 1980-1988гг. По оценкам иракских летчиков, МиГ проявил себя на войне как надежная, высокоавтоматизированная машина, практически неуязвимая для истребителей и наземных средств ПВО противника, имевшихся у Ирана (ВВС этой страны были вооружены современными американскими самолетами F-14A, F-4E, F-5E и ЗРК "Хок"). В ходе войны в районе Персидского залива 17 января 1991г. иракский истребитель МиГ-25 над морем сбил палубный истребитель ВМС США F/A-18С Hornet. Американским истребителям F-15C при помощи УР AIM-7M "Спэрроу" удалось сбить два иракских МиГ-25, причем приводились подробности одного из этих воздушных боев, в котором МиГ-25 вел себя весьма активно, атаковав истребитель F-16, но сам был сбит Иглом, подоспевшим на помощь своему товарищу. 27 декабря 1992г. в небе Ирака вновь состоялись воздушные бои с участием МиГ-25. Иракский МиГ был сбит двумя самолетами F-16C ВВС США, вооруженных УР AIM-120 AMRAAM (ракеты этого типа были применены в бою впервые, их пуск был произведен на дальности, превышающей прямую видимость). 90 минутами позже произошел воздушный бой между МиГ-25 и новейшим истребителем-бомбардировщиком ВВС США F-15E, закончившийся ничейным результатом. 2 января 1993г. МиГ-25 иракских ВВС пытался перехватить американский высотный разведчик Локхид U-2, на помощь которому подоспел истребитель F-15C. Завязавшийся воздушный бой для обоих сторон вновь закончился безрезультатно.

экипаж, человек1
длина, м22.27
размах крыльев, м13.42
высота, м6
количество * тип силовой установки2 Р-15БД-300
тяга бесфорсажная / форсажная, кгс8 800 / 11 200
масса пустого, кг20 600
масса, взлетная, кг37 000
масса максимальная, кг41 200
масса нагрузки, кг4 000 - 5 000 (перегрузочный вариант)
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч1 200 / 3 000
практический потолок, м23 000
радиус действия, км820 - 1 200, в зависимости от нагрузки и профиля полета
дальность полета перегоночная, км2 400
максимальная эксплуатационная перегрузка5
вооружение встроенноенет
вооружение подвесное4 УР Р-40Т с ТГС и Р-40Р с радиолокационной полуактивной системой наведения (до 50 км)
МиГ-25БМ ВВС России на аэродроме МиГ-25БМ с подфюзеляжным ПТБ емкостью 5 300 л. Воздухозаборник МиГ-25 Foxbat крупным планом МиГ-25 Foxbat ВВС Ливии МиГ-25 Foxbat под открытым небом МиГ-25 Foxbat над облаками МиГ-25 Foxbat на вираже Предполетная подготовка МиГ-25 Foxbat Посадка МиГ-25 Foxbat Обтекатеть РЛС МиГ-25 Foxbat крупным планом Кабина МиГ-25 Foxbat Приборная панель МиГ-25 Foxbat Носовая стойка шасси МиГ-25 Foxbat Основная стойка шасси МиГ-25 Foxbat МиГ-25 Foxbat перед взлетом МиГ-25 Foxbat перед заходом на посадку УБС МиГ-25У Foxbat, созданный на базе истребителя Ручка управления истребителем МиГ-25 Foxbat МиГ-25 Foxbat ВВС Ирака, сбитый в воздушном бою Остов сгоревшего МиГ-25 Foxbat МиГ-25 Foxbat среди авиатехники, предназначенной для консервации Полет МиГ-25 Foxbat на сверхзвуке Взлет МиГ-25 Foxbat гвардейского ИАП ПВО СССР Посадка МиГ-25 Foxbat с использованием тормозного парашюта Схема истребителя МиГ-25 Foxbat МиГ-25У Foxbat в авиамузее Вид спереди на МиГ-25 Foxbat МиГ-25 Foxbat на зимнем аэродроме Вид сбоку на МиГ-25 Foxbat МиГ-25 Foxbat - экспонат авиамузея МиГ-25 Foxbat у ангара Вид сверху на МиГ-25 Foxbat МиГ-25 Foxbat ВВС СССР перед вылетом
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь