Бомбардировщик Canberra
Государство: СШАГосударство: ВеликобританияГосударство: ВенгрияГосударство: ИндияГосударство: АргентинаГосударство: ЮАРГосударство: ПакистанГосударство: ПеруГосударство: ТайваньГосударство: ЭквадорГосударство: ЭфиопияЛетные характеристики. Летные характеристики (B.(1)Mk.8). - Максимальная скорость: у земли 821 км/ч, на высоте 12 200 м 901 км/ч (B.Mk.2 - 724 км/ч); практический потолок 14 630 м (B.Mk.2 - 13 700 м, PR.Mk.9 - 18 300 м); скороподъемность 18,3 м/с; перегоночная дальность полета 4 800 км (B.Mk.2 - 2 600 км).
Оборудование. Оптический бомбардировочный прицел, радионавигационная система, АФА F.95 и F.97 (PR.Mk.7), специальное оборудование (в зависимости от модификации). В ходе эксплуатации многие самолеты были переоснащены различным разведывательным оборудованием, системами РЭБ, РЛСБО и т. п.
Силовая установка. На различных модификациях самолета ставились ТРД Роллс-Ройс "Эвон" RA.3 (2 * 2 950 кгс), RA.7 (2 * 3 400 кгс), "Эвон" 109 (2 * 3 400 кгс), "Эвон"206 (2 * 5 100 кгс, RA.Mk.9), Райт J65-W-1/5 (2 * 3 270 кгс).
Боевое применение. Бомбардировщики "Канберра" в составе британских ВВС применялись в боевых действиях на Ближнем Востоке в 1956 г., в индо-пакистанских конфликтах 1966 и 1971 гг. ("Канберра" - в составе индийских ВВС и В-57 - в составе ВВС Пакистана, самолеты использовались в основном в качестве дальних бомбардировщиков), во Вьетнаме, в Родезии и англо-аргентинском конфликте 1982 г. В 1950-х годах самолеты-разведчики "Канберра" выполняли успешные разведывательные полеты над территорией СССР.
Модификации:
А.1 - самолет опытной серии;
B.Mk.2 - серийный бомбардировщик;
B.Mk.6 - серийный бомбардировщик;
B.(1)Mk.8 (1954 г.) - серийный бомбардировщик;
B.Mk.20 - серийный бомбардировщик;
В.15 - серийный бомбардировщик;
PR.Mk.3 - высотный фоторазведчик;
PR.Mk.7 - высотный фоторазведчик;
PR.Mk.9 (1958 г.) - высотный фоторазведчик;
B.Mk.5 - самолет-лидер, предназначенный для наведения на цель группы бомбардировщиков (серийно не строился);
T.Mk.4 - учебно-тренировочный бомбардировщик;
В-57А - серийный бомбардировщик (США);
В-57В - серийный бомбардировщик (США);
В-57Е - серийный бомбардировщик (США);
RB-57A - самолет-разведчик (США);
RB-57D - самолет-разведчик (США);
RB-57F - высотный разведчик (США);
В-57С - учебно-тренировочный бомбардировщик (США).
(источник: сайт Бразд)
Один из наиболее удачных английских реактивных боевых самолетов первого поколения, создававшийся как высотный бомбардировщик, не имеющий оборонительного вооружения - преемник знаменитого самолета второй мировой войны Де Хэвилленд "Москито". Работы над "Канберрой" начались в 1945 г. под руководством главного конструктора Тедди Петтера. Контракт на постройку четырех опытных бомбардировщиков был заключен в 1946 г. Первый полет опытного самолета A.1 "Канберра" состоялся в 1949 г., а на третьем опытном самолете в 1950 г. был установлен мировой рекорд высоты - 15 240 м. Предполагалось, что "Канберра" будет выполнять высотное бомбометание с использованием радиоприцела, однако существовавшие в то время типы бомбардировочных РЛС не позволили установить их на столь легком самолете, поэтому серийные самолеты пришлось оснастить оптическим бомбардировочным прицелом. Летчик, сидящий в катапультном кресле, размещался в одноместной кабине, фонарь которой обеспечивал улучшенный обзор. Сзади летчика и несколько ниже его в фюзеляже на катапультных креслах располагались штурман и бомбардир. В боевом положении бомбардир перемещался в носовую часть самолета, к оптическому прицелу, и ложился горизонтально. Доступ в самолет осуществлялся через люк в правом борту. Появившийся в 1954 г. бомбардировщик В.(1)Мк.8 в отличие от самолетов первых серий был оптимизирован для действий с малых высот - сказался опыт боевого применения авиации в Корее, где большая высота не являлась гарантией неуязвимости.
Экипаж самолета был уменьшен до двух человек: летчик и штурман-бомбардир располагались в двухместной кабине тандемом, смещенной влево относительно продольной оси фюзеляжа для улучшения обзора вниз. Перед бомбометанием штурман-бомбардир перебирался в нос самолета. Катапультное кресло имелось лишь у летчика: второй член экипажа в случае аварии выбрасывался через боковой люк. Поставки бомбардировщиков ВВС Великобритании и на экспорт начались в 1951 г. и завершились в 1961 г. (всего было построено около 1 000 самолетов). Высотный разведчик PR.Mk.9 рассматривался британскими ВВС как эквивалент самолета Локхид U-2. В 1951 г., в разгар войны в Корее, ВВС США, неудовлетворенные характеристиками своего реактивного бомбардировщика первого поколения Норт Америкой В-45, а также в связи с неудачной попыткой создания нового тактического штурмовика-бомбардировщика Мартин ХВ-51 со стреловидным крылом, обратились к Великобритании с просьбой предоставить им лицензию на постройку самолетов "Канберра" (решение, совершенно нехарактерное для американцев, всегда предпочитавших оказывать поддержку собственной авиапромышленности, а не "кормить" зарубежных разработчиков). В 1953 г. первый самолет, получивший обозначение В-57А и выпущенный фирмой Мартин, впервые поднялся в воздух-Бомбардировщик серийно строился в США в 1952- 1956 гг., было выпущено 403 самолета. В 1964-1970 гг. часть бомбардировщиков В-57 была переоборудована в штурмовики.
В 1966 г. в США был создан высотный стратегический разведывательный самолет RB-57F с крылом увеличенного размаха (37,19 м), двумя ТРДД Пратт-Уитни TF33-11 (2 х 8200 кгс) и двумя дополнительными ТРД Пратт-Уитни J60-9 (2 * 1 500 кгс) на подкрыльевых пилонах. Этот самолет, предназначенный для полетов на высотах более 20 000 м, служил дополнением высотному разведчику Локхид U-2, имеющему недостаточную массу полезной нагрузки. В 1969 г. 60 бомбардировщиков В-57 было модифицировано в вариант B-57G, оснащенный системами ночного видения FLIR, низкоуровневым телевизионным оборудованием и корректируемыми бомбами - эти самолеты предназначались для использования во Вьетнаме в качестве ночных "рейдеров". Состоит или состоял на вооружении ВВС Великобритании, Аргентины, Эквадора, Эфиопии, Индии, Перу, Родезии, ЮАР, Венесуэлы. Самолеты В-57 поставлялись ВВС США, Тайваня и Пакистана.
экипаж, человек | 2-3 (пилот и штурман-бомбардир или пилот, штурман/радист и бомбардир) |
длина, м | 19.96 |
размах крыла, м | 19.3 |
высота, м | 4.74 |
количество * тип силовой установки | 2 * ТРД Роллс-Ройс Эвон RA.3 (RA.7, Эвон 109, Эвон 206, Райт J65-W-1/5) |
тяга бесфорсажная / форсажная, кгс | 2 * 2 950 (3 400, 3 400, 5 100, 3 270) |
масса пустого, кг | 10 510 |
масса взлетная, кг | 21 319 |
масса максимальная, кг | 23 134 |
масса нагрузки, кг | 3 629 |
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч | 821 / 901 |
практический потолок, м | 14 630 |
радиус действия, км | 1 300 |
перегоночная дальность, км | 5 840 |
максимальная эксплуатационная перегрузка | нет данных |
вооружение оборонительное | 4 * 20-мм пушка Aden Mk.4 (500 патронов на ствол) |
вооружение наступательное | 8 * 400-кг авиабомба (6 - в бомботтеке и 2 - на пилонах), УР воздух-поверхность AS.30 |