Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Ударный вертолет AH-1W Super Cobra

Производитель: Bell Helicopter (США) Государство: СШАГосударство: ТурцияГосударство: Тайвань

Весьма вероятно, что их просто не было. Есть основания полагать, что к середине октября, наряду с другой боевой техникой, американскими военно-транспортными самолетами в Израиль были переброшены "Хью Кобры". Возможно, те самые, которые гоняли "Леопардов" по Баварии, не исключено, что и их экипажи были те же. Существует и еще одна версия появления "Кобр" в Израиле: в одном из журналов промелькнуло сообщение, что шесть "Кобр", официально поставленных в 1974 г. еврейскому государству, принадлежали корпусу морской пехоты США. Они вполне могли перелететь туда годом раньше с одного из кораблей ВМС США, в изобилии находившихся вблизи восточного побережья Средиземного моря в 1973 г. (имеется достаточно достоверная информация, что "Фантомы" и "Скайхоки", взлетевшие с американских авианосцев, пополнили боевой состав ВВС Израиля). Кстати, в справочниках "Джэйн" 70-х годов указывается, что Израилю были проданы морские "Кобры" модели "J", но в более поздних изданиях указаны AH-1G. Официально участие "Кобр" в "войне судного дня" не подтверждено до сих пор. С 1973 г. боевые действия между Сирией и Израилем велись почти непрерывно. Как правило, это были столкновения диверсионных или мелких армейских подразделений; в небе периодически проходили воздушные бои. Последняя (пока последняя?) широкомасштабная арабо-израильская война разгорелась в 1982 г. Боевые действия проходили на территории Ливана. В борьбе с сирийскими танками Израиль использовал 12 вертолетов АН-1S и 30 MD-500, вооруженных ПТУР "Toy". За время боевых действий вертолеты совершили 130 вылетов и уничтожили 29 танков, 22 БТР, 30 грузовиков и значительное количество других целей, в том числе ПТУР был сбит сирийский вертолет SA-342 "Газель".

Было выпущено 137 ПТУР "Toy", из них в цель попали 99 ракет (72%), в 19 случаях отказала техника и 19 ракет промазали. Один из старших офицеров ВВС Израиля в интервью журналу "Флайт" достаточно высоко оценил действия противотанковых вертолетов в ливанской войне, но подчеркнул, что они использовались ограниченно и с большой осторожностью. Живучесть вертолета-штурмовика в конкретных боевых условиях Ближнего Востока оказалась ниже, чем у истребителя-бомбардировщика. По данным некоторых западных изданий, в ходе боевых действий было потеряно в общей сложности четыре вертолета, но израильский офицер признал потерю только одной "Кобры"; он подчеркнул, что для Израиля и это много. В принципе, в своем интервью он подтвердил выводы, к которым пришел в 1973 г. обозреватель журнала "Авиэйшн уик", анализируя игру в "кошки-мышки" на территории Германии. Если бы 4 000 танков сирийцев прорвались в районе Голандских высот, то вертолеты "Кобра" и "Дефендер" были бы наилучшим оружием в первые несколько часов, но в наступательной (для Израиля) войне в Ливане вертолетам пришлось летать над занятой противником территорией, и их живучесть оказалась ниже, чем, к примеру, живучесть истребителей-бомбардировщиков "Кфир". "Вертолет Кобра может быть эффективным в качестве оружия, чего нельзя сказать о его живучести". "Вьетнамское" происхождение Кобры дало о себе знать. С 1982 г. по настоящее время израильские "Кобры" время от времени привлекаются для штурмов лагерей палестинцев или устрашающих рейдов по арабским деревням. Например, 3 ноября 1994 г. две "Кобры" атаковали деревню на юге Ливана, в которой якобы размещался лагерь бойцов Организации освобождения Палестины.

В результате налета погибли несколько мирных жителей, судя по всему никакого отношения к ООП или террористическим организациям типа "Хезболлах" не имеющих. К сожалению, последние события на Ближнем Востоке, связанные с приостановкой процесса мирного урегулирования израильско-палестинских противоречий, обострили обстановку на древней земле Галилеи, и, видимо, последняя точка в боевой карьере израильских "Кобр" еще не поставлена. Спустя несколько лет в операции против армии Саддама Хусейна приняли участие все четыре вертолетные эскадрильи корпуса морской пехоты, оснащенные "Супер Кобрами": HML/A-267, 269, 367, 369 и две резервные эскадрильи HML/A-773 и HML/A-775. Боевые эскадрильи имели на вооружении "Супер Кобры" AH-1W (в 267-й и 269-й эскадрильях имелось по два вертолета АН-1T), резервные -- АН-1J. Вертолеты ыли переброшены в Саудовскую Аравию на военно-транспортных самолетах и на транспортных судах. В ходе боевых действий морские винтокрылые штурмовики успешно конкурировали с давними соперниками - армейскими вертолетами "Апач" в общем деле: уничтожении иракских танков. По американским данным, "Супер Кобры" записали на свой боевой счет около 1 000 уничтоженных иракских танков, но надо помнить, что янки - очень большие фантазеры, когда дело касается потерь противника. Войну в Персидском заливе выиграла прежде всего пропагандистская машина США, умело разрекламировавшая боевую технику Запада и порой затушевывавшая явно провальные действия отдельных систем. В случае с боевыми вертолетами достаточно объективной информации также нет. Сразу надо сказать, что поставленные задачи вертолеты-штурмовики, и "Супер Кобры" и "Апачи", выполнили. HML/A-269 действовала на северо-западе Саудовской Аравии, HML/A-267 и 367 - в районе ирако-кувейтской границы, "Супер Кобры" резервных эскадрилий прикрывали действия вертолетов-тральщиков МН-53 в акватории Персидского залива.

Первый вертолет AH-1W был передан флоту для семимесячной программы квалификационных испытаний 27 марта 1986 г., вскоре за ним последовал второй, который был предназначен для трехмесячных испытаний на электромагнитную совместимость бортовых систем. В октябре того же года вертолеты "Супер Кобра" поступили на вооружение смешанной легкой/ударной эскадрильи HML/A-169, дислоцировавшейся в Кэмп-Пэндлтоне. Вскоре вертолеты поступили на вооружение HML/A-267, 367, 369 и в тренировочную эскадрилью НМТ-303. Всего в строевые подразделения корпуса морской пехоты было поставлено 154 вертолета AH-1W. В 1992 г. еще 36 "Супер Кобр" поступили на вооружение эскадрилий НМА-775 и НМА-773 резерва авиации морских пехотинцев. В том же 1992 г. 42 вертолета АН-IT были переоборудованы по стандарту AH-1W и поступили в эскадрильи HML/A-167 и HML/A-269. Параллельно с поставками серийных вертолетов подразделениям корпуса морской пехоты велись работы по оснащению вертолетов системами ночного видения. В 1988 г. две "Супер Кобры" (upgrade AH-1W) были оснащены системами FLIR израильской разработки. Собственно название FLIR, ставшее нарицательным для подобных вертолетных систем, относится к системе ночного видения только вертолета АН-64, а система "Супер Кобры" называется NTS. Система разработана специально под установку на вертолеты AH-1W корпуса морской пехоты США и АН-1S вооруженных сил Израиля; дневной оптический канал прицела М65 остался без изменений, но в дополнение к нему в прицел интегрированы тепловизор, низкоуровневая телекамера, сопряженная с видеомагнитофоном, и лазерный дальномер-целеуказатель.

Благодаря системе NTS экипажи боевых вертолетов получили возможность автономно применять ПТУР "Хеллфайр" как днем, так и ночью. На "Супер Кобре" систему NTS начали внедрять с 1992 г. В следующем году первые 25 вертолетов были оснащены системой NTSF-65 (система NTS с интегрированной в нее прицельной системой М-65 ПТУР "Toy"). Велись работы по расширению номенклатуры вооружения "Супер Кобр": в августе 1990 г. с вертолетов проводились испытательные пуски УР "воздух - поверхность" AGM-65D "Майверик", которые прошли успешно. К 1996 г. двенадцать "Супер Кобр" были оснащены " Майвериками ". В 1997 г. началась модернизация вертолетов AH-1W в соответствии с программой "тип 1686" ("Mod 1686"), предусматривающей установку аппаратуры противодействия радиопомехам ARC-120, систему "закрытой" радиосвязи Have Quick, завязку в единый бортовой комплекс инер-циальной навигационной системы, приемника спутниковой навигационной системы и обзорно-прицельной системы NTS (необходимо отметить, что не все вертолеты, оснащенные системой NTS, прошли модернизацию в "тип 1686", в свою очередь - не все AH-1W "тип 1686" оборудованы системами NTS). В кабинах летчика и стрелка вертолетов "тип 1686" установлены 10-разрядные цифровые дисплеи CDU (Cockpit Display Unit) с "электронными" страницами; информация о частотах и позывных радиосвязи и навигационные данные (маршрут полета, координаты промежуточных и поворотных точек маршрута, координаты целей) выводятся на отдельные электронные страницы. Внешне вертолеты "тип 1686" отличаются от немодернизированных машин наличием антенны над обтекателем перед валом несущего винта, двумя антеннами над гондолами двигателей (по одной на каждом обтекателе).

С 1998 г. все вертолеты AH-1W по программе "Number 321" оборудуются строевыми полосками, различимыми в ИК диапазоне спектра. Понятно, что все улучшения базовой модели не прошли бесследно для массы вертолета. Подобно ребенку, летательный аппарат с момента рождения начинает набирать вес, но если у хороших родителей ребенок набирает в весе быстро, то у хороших конструкторов их "дите" растет медленно, но все-таки растет. В вертолете АН-1T возможности нового несущего винта по увеличению подъемной силы не позволяли реализовать двигатели, установка новых движков перевернула ситуацию. Двухлопастный несущий винт, верой и правдой служивший на бел-ловских вертолетах с 1947 г., винт, ставший визитной карточкой фирмы, себя исчерпал. "Супер Кобра" выбрала все резервы массы, заложенные в первоначальную конструкцию, дальше увеличивать подъемную силу несущего винта, удлиняя размах и хорду лопасти, было уже нельзя. В подобной ситуации оказались не только "Супер Кобры", но и гражданские вертолеты фирмы, поэтому с середины 80-х годов начала проводиться обширная исследовательская программа по созданию четырехлопастного бесшарнирного несущего винта нового поколения - базового для всех вертолетов с маркой "Белл". Летные характеристики "Супер Кобры" с винтом 4BW резко улучшились: в ходе летных испытаний летчики совершали "бочки", ранее на "Кобрах" не выполнявшиеся, кроме того, четырехлопастный несущий винт имеет меньший на 70% уровень вибраций и больший диапазон допустимых перегрузок (от - 0,5 до + 3,0 д). Лопасти винта выполнены из КМ и рассчитаны на срок службы около 10 000 ч, что примерно соответствует 37 годам эксплуатации вертолета в корпусе морской пехоты США.

Компания "Белл" продолжила серию вертолетов AH-1. Заказ на поставку флоту 22 вертолетов АН-1Т+ "Супер Кобра", переделанных из АН-1T, и на 22 вновь построенных уже лежал в кармане фирмы, работы по модернизации были запланированы на 1984-1985 годы. Применение мощных двигателей дало ожидаемый эффект: на высоте 900 м полностью заправленный АН-1Т+ "Супер Кобра" свободно зависал с восемью ПТУР "Toy" и полным боезапасом к пушке. Однако для победы в пока еще заочном соревновании с "Апачем" этого было мало, требовалось пересмотреть состав бортовой электроники и вооружения. Электронное оборудование системы управления огнем ПТУР "Toy" было перенесено из задней части фюзеляжа в переднюю, в СУО интегрированы более мощные ПТУР "Хеллфайр" с лазерным наведением, однако лазерный дальномер-целеуказатель не устанавливался. Использование ПТУР "Хеллфайр" по точечным целям возможно только с подсветкой лазером от внешнего источника. Корпус морской пехоты, в отличие от армии США, придавал большое значение возможности использования вертолетов для ведения воздушных боев, поэтому вертолеты "Супер Кобра" получили возможность применять авиационные УР "воздух-воздух" ближнего радиуса действия AIM-9M "Сайдуиндер". Для поражения РЛС противника в состав вооружения AH-1W включены продиворадиолокацион-ные ракеты AGM-122 "Сайдарм". УР "Сайдуиндер" и "Сайдарм" подвешиваются на рельсовые пусковые устройства LAU-7. Максимально вертолет может нести две ракеты AIM-9 или AGM-122 или же одну AIM-9 и одну AGM-122. В случае подвески под крылом одной управляемой ракеты другое вооружение на пилоны этого крыла не подвешивается.

Стационарное стрелковое вооружение вертолета "Супер Кобра", как и на прежних морских вариантах АН-1, состоит из трехствольной 20-мм пушки M197 с боезапасом 750 снарядов; на практике боезапас, как правило, ограничен 650 снарядами. В состав боекомплекта входят бронебойные, фугасные и практические снаряды. Стандартным режимом стрельбы считаются 100-снарядные (и менее) очереди продолжительностью 9 с. После стрельбы максимально допустимой очередью из 450 снарядов стволам пушки требуется охлаждение в течение шести минут. Сообщается, что пушка используется, главным образом, для стрельбы по площадям ("не дать противнику поднять головы"), а не для поражения точечных целей. Наведение пушки осуществляется с помощью нашлемного прицела поворотом головы летчика или стрелка; на некоторых вертолетах возможно использование для прицеливания пушки системы NTS. Часть парка "Супер Кобр" корпуса морской пехоты оснащена инфракрасными маркерами AIM-1 IR (аналогичные лазерным), облегчающими визуальное наведение турель-ного оружия; прицельный луч виден только через очки ночного видения. Пушка была квалифицирована для стрельбы бронебойными снарядами "Фаланкс" с урановыми сердечниками. В руководстве по эксплуатации вертолета АН-1 W "Супер Кобра" указывается на возможность использования свободнопадающих 500-фунтовых авиабомб Mk.82, однако с тактической точки зрения использование свободнопадающих авиабомб с боевого вертолета нецелесообразно.

Изменения коснулись радиосвязного оборудования: радиостанцию AN/ARC 159 заменили на более мощную AN/ARC-182. Особое внимание было уделено пассивным средствам защиты: на сопла двигателей установлена новая система уменьшения ИК излучения, вертолет оснащен системами постановки активных и пассивных тепловых головок самонаведения зенитных ракет. Одним из важнейших требований к новой модели было обеспечение всепогодности применения вертолета. Радикальным решением стала бы установка ИК и телевизионной систем обзора передней полусферы, подобной системе FLIR вертолета "Апач". Но на такую работу не было ни времени, ни денег. Первым шагом стало оснащение членов экипажа очками ночного видения, а поскольку спектр излучения, воспринимаемый очками, отличается от спектра, который воспринимает человеческий глаз (именно на восприятие глазами рассчитаны приборные доски), пришлось доработать приборное оборудование кабин летчика и стрелка, чтобы показания приборов можно было свободно считывать как в очках, так и без них. Разработка более совершенной, чем планировалось вначале, модели отодвинула срок принятия вертолета на вооружение примерно на год. Между тем конкурс между "Си Апачем" и "Супер Коброй" канул в небытие. Точные причины отказа флота от совместных испытаний неизвестны. Среди вероятных - более высокая стоимость "Апача", большой объем работ по "маринизации" вертолета фирмы "Макдоннелл-Дуглас", традиционный антагонизм между флотом и армией и, конечно, подковерная деятельность "специалистов" фирмы "Белл". Сыграли свою роль и большие габаритные размеры "Апача" - на кораблях свободным местом очень дорожат.

Лазерный дальномер прицельной системы ПТУР позволял осуществлять точное наведение при пуске НАР. После пуска летчики получили возможность резким маневром выходить из атаки, не думая о наведении ракеты на цель. Вертолетная эскадрилья имела на вооружении девять вертолетов АН-1F и 15 ОН-58А/С. Обычно в воздухе находились две "Кобры" и две "Кайовы", в то время как другая команда такого же состава дозаправлялась топливом и боеприпасами. В первый день вертолеты отлетали от точек базирования на 6 - 7 км, вскоре танки ушли вперед, и "Кобрам" приходилось летать за 40 км, чтобы отыскивать цели. Главным недостатком и "Кобр", и "Кайов" было отсутствие на них систем ночного видения, подобных системе TADS/PNVS, установленной на "Апачах". Положение усугублялось тем, что дым от пожаров нефтепромыслов и мельчайшая песчаная пыль сильно ограничивали видимость и в дневное время. Все экипажи имели очки ночного видения, но использовали их только для полетов по маршруту. Экипажи "Супер Кобр" корпуса морской пехоты были оснащены более совершенными очками и имели меньше проблем при атаках наземных целей в условиях плохой видимости. В какой-то мере положение улучшилось с установкой на невращающейся части 20-мм пушки лазерной системы AIM-1XL, которая проецировала точку прицеливания пушки на местность и воспроизводила ее на очках ночного видения, дальность системы была 3-4 км. Этими системами к началу войны успели оборудовать только "Кобры" 1-й бронетанковой дивизии. Песчаные бури не только ухудшали видимость, песок стирал лопатки компрессоров двигателей Т53.

Для эксплуатации в условиях пустыни на воздухозаборники двигателей планировалось установить специальные фильтры, но к началу войны сделать этого не успели. В среднем движки меняли после 35 часов работы. На всех армейских "Кобрах" за время боевых действий по крайней мере один раз меняли двигатели. Эрозия лопаток компрессора могла стоить жизни летчику Гарри Мартину. 26 февраля 1991 г. вертолет под его командованием в условиях песчаной бури осуществлял наведение на иракские танки Республиканской гвардии самолетов F-16 и А-10А. Компрессор заклинило, когда "Кобра" находилась всего лишь в километре от ближайшего иракского Т-72. Мартин совершил вынужденную посадку с перегревшимся двигателем. Его и стрелка спасла великолепно налаженная поисково-спасательная служба. Верный спутник "Кобры" вертолет ОН-58 кружил над местом посадки и наводил по радио на иракские танки ударные самолеты, которые отсекали их огнем, не давая приблизиться к потерпевшей аварию "Кобре". Вскоре подоспела помощь в лице дальнего разведывательного патруля на БМП "Брэдли" и автомобилях "Хаммер". Экипаж был эвакуирован, но вертолетом пришлось пожертвовать. Всего, по американским данным, в результате летных происшествий были потеряны три вертолета АН-1F, по их же информации, потерь от средств ПВО не было. Всего в операции "Буря в пустыне" армейские "Кобры" налетали 8 000 часов и выпустили более 1 000 ПТУР "Toy".

В армии Израиля. Ситуация на Ближнем Востоке напоминала противостояние НАТО и стран Варшавского Договора в Европе, но была менее масштабной по последствиям военных столкновений и более "пожароопасной". Арабы горели желанием отомстить за разгром в шестидневной войне 1967 г. и активно готовились к реваншу. Предстоящая война должна была стать наступательной, на острие главного удара - танки. Это понимали и в Израиле. Война разразилась год спустя, после знаменитых учений "вертолеты против танков" 1972 г. У Израиля было время проанализировать их результаты. Официально на вооружении еврейской армии не было "Кобр", оснащенных ПТУР "Toy" (шесть вертолетов поставлены в 1974 г., после окончания войны), но имелись "Хью", вооруженные ПТУР. Война началась 6 октября 1973 г. (в этот день отмечался еврейский праздник "Иом-Киппура" - день искупления, отсюда и название - "война судного дня") скоординированными ударами египетских и сирийских вооруженных сил. В последующие дни арабы широко использовали на острие главных ударов танковые бригады. Израильской армии удалось остановить танковые армады, а на сирийском фронте перейти в наступление. 14 октября египтяне перешли в наступление с плацдарма на восточном берегу Суэцкого канала. Этот день стал триумфом вертолетов, вооруженных ПТУР. Восемнадцать израильских вертолетов уничтожили 90 египетских танков, почти половину из принимавших участие в наступлении, а ведь в обороне стояло около 200 закопанных в землю танков, артиллерия и наземные установки ПТУР. Но основную роль сыграли вертолеты. И здесь вполне уместно задать вопрос: "А где были вертолеты раньше, к примеру 12 октября, когда израильское наступление на сирийском фронте было остановлено контрударом иракской и иорданской танковых бригад?"

В 4.00 24 февраля 1991 г., после многонедельной авиационной подготовки, началось наступление сухопутных войск многонациональных сил. В воздухе потемнело от вертолетов, так, 101-ю воздушно-десантную дивизию прикрывали без малого 300 винтокрылых машин - "Чинуки", "Апачи", "Блэк Хоуки" и, конечно, ветераны вертолетных войн - "Кобры". Условия не располагали к легкой прогулке: жара, песчаные бури, из-за дыма от горящих нефтяных скважин и хранилищ экипажам вертолетов даже днем приходилось пользоваться очками ночного видения. ПВО Ирака отнюдь не была подавлена, как об этом сообщалось в газетах и по ТВ, у Саддама оставалось достаточно "Шилок", не говоря о 12,7-мм ДШК, чтобы нанести чувствительные потери вертолетчикам. Наступление в глубь Ирака развивалось стремительно, чтобы остановить его, иракцы на нескольких участках нанесли контрудары силами танковых бригад Республиканской гвардии - элиты армии Саддама. В районе авиабазы Джабер правый фланг дивизии морской пехоты США атаковали танковая и механизированная бригады армии Ирака. Контрудар был сорван массированным огнем дивизионной артиллерии и "Супер Кобрами". Вертолеты уничтожили около 30 единиц боевой техники. "Супер Кобры" из HML/A-269 взаимодействовали с армейскими вертолетами OH-58D AHIP. Командир 269-й эскадрильи полковник Хилл высоко оценил совместную работу. Он подчеркнул, что, хотя вертолет OH-58D был разработан для поддержки армейских "Хью Кобр", а боевые вертолеты флота не отрабатывали специально тактику совместного применения, было достигнуто тесное взаимодействие между экипажами боевых и разведывательных вертолетов.

Отдельные проблемы были на уровне пилотов, но не на уровне эскадрилий. Вместе применять "Кобры" и "Кайовы" заставила обстановка, облака черного дыма от пылающих нефтяных скважин стерли разницу между днем и ночью. Очки ночного видения, которыми пользовались экипажи морских вертолетов, не могли сравниться с мощной системой ночного видения FLIR, "Супер Кобра" - это в первую очередь дневной вертолет. Взаимодействие с самой совершенной моделью "Кайовы", оснащенной системой ночного видения и точной навигационной системой, значительно повысило эффективность боевого применения "Кобр". Боевая работа была очень напряженной, порой экипажи совершали до 12 вылетов в сутки, большинство из них в ночное время. "Супер Кобры" чаще всего летали на боевые задания, имея на внешней подвеске четыре ПТУР "Хеллфайр" на внутреннем пилоне одного крыла и четыре ПТУР "усовершенствованный Toy" - на внутреннем пилоне другого крыла; на внешние пилоны подвешивались блоки НАР. Отмечались случаи подвески УР "Сайдуиндер", однако иракские вертолеты встреч с американцами избегали, и необходимость в подвеске "Сайдуиндеров" отпала. Вообще среди морской пехоты отношение к "Сайдуиндерам" весьма неодна-значное. С одной стороны, эскортирование транспортных вертолетов предполагает возможность ведения воздушного боя и использование ракет "воздух -воздух", с другой - подвеска "Сайдуиндеров" резко снижает боевую нагрузку "Супер Кобр". В случае подвески под крылом одной управляемой ракеты другое вооружение на пилоны этого крыла подвешиваться уже не может.

Поскольку боевые возможности вертолета "Супер Кобра", вооруженного ракетами "воздух -воздух", при действиях по наземным целям ограничены, разработан следующий тактический порядок - один вертолет прикрытия с УР "Сайдуиндер" и два вертолета АН-1 W с вооружением "воздух -поверхность". А вообще отношение к "Сайдуиндерам" один летчик "Кобры" выразил так: "Ракета AIM-9 является роскошью, в то время как вооружение класса "воздух -поверхность" - необходимостью". Непосредственно после окончания войны в заливе Пентагон признал потерю лишь одной "Супер Кобры" из 269-й эскадрильи в результате летного происшествия, случившегося еще в США, перед переброской в Саудовскую Аравию. Впоследствии стало известно, что еще два вертолета были потеряны от огня средств ПВО Ирака. В Персидском заливе "Кобры" продемонстрировали очень высокую боеготовность - 92%, для сравнения - у "Апачей" готовность к выполнению боевых заданий составила всего 63%. В составе армии Ирана вертолеты AH-1J "Твин Кобра" приняли участие в затяжной ирано-иракской войне, как уже говорилось выше. Более подробно об этом можно прочитать в журнале "А и В". Турецкие "Супер Кобры" периодически принимают участие в боевых операциях армейских частей против курдов на севере Ирака. (источник: сайт Бразд)

На базе "Кобры" 4BW разработан еще более совершенный вертолет - модель 449, получившая в 1999 г. официальный индекс AH-1Z. На AH-1Z планируется установить новые трансмиссию, хвостовую балку, четырехлопастные несущий и рулевые винты (несущий винт предусмотрено оснастить полуавтоматической системой складывания лопастей), радикально обновить приборное оборудование обоих кабин. Двигатели останутся прежними - T700-GE-401. На вертолетах "Кобра" корпуса морской пехоты предыдущих модификаций отмечались проблемы, связанные с запуском ГТД от аккумуляторных батарей, на AH-1G для запуска основных ГТД предусмотрено использование вспомогательной силовой установки. ВСУ будет ставиться в обтекатели за валом несущего винта. Предполагается установить трансмиссию, рассчитанную на передачу мощности в 2 625 л. с.; для уменьшения коррозии корпус главного редуктора будет выполнен из сплава с большим, чем обычно, содержанием алюминия и уменьшенным в процентном отношении содержанием магния. Для улучшения путевой устойчивости на концах стабилизатора, расположенного в оконечности хвостовой балки, предусмотрено установить вертикальные шайбы. Дальность полета вертолета будет увеличена за счет оборудования в крыльях интегральных топливных баков емкостью по 190 л (по одному в каждом крыле). На пилонах под каждым крылом предусмотрена возможность подвески универсальных направляющих для восьми ПТУР "Хеллфайр", УР "Сайдуиндер" или "Сайдарм" (на торце крыла), топливных баков емкостью 378 или 291 л. Общее количество подкрыльевых пилонов увеличено до шести (плюс два на торцах - для ракет "воздух - воздух").

Одним из приоритетных направлений модернизации вертолета "Супер Кобра" с учетом опыта, полученного в операции "Буря в пустыне", стало обновление приборного оборудования кабин и интеграция вооружения в единую систему IWS (Integrated Weapon System - интегрированная система управления оружием). Система IWS разрабатывалась совместно фирмами "Белл" и "GEC-Маркони" в рамках программы разработки вертолета "Кобра Веном", предназначенного для участия в конкурсе на боевой вертолет для вооруженных сил Великобритании. Конкурс на вертолет для английской армии выиграла фирма "Макдоннелл-Дуглас" (в настоящее время - "Боинг"), предложив свой вертолет AH-64D "Апач Лонгбоу". Данный факт, наряду с перераспределением средств, отпущенных на авиационные программы ВМС, в пользу программы конвертируемого летательного аппарата "Белл-Боинг V-22" послужил причиной аннулирования программы IWS. Модернизация БРЭО вертолета AH-1Z будет гораздо более радикальной, нежели предусматривалось по программе IWS. Кабины членов экипажа будут абсолютно идентичными. На сегодняшний день общей тенденцией является приведение приборного оборудования и органов управления кабин летчика и стрелка на боевых вертолетах к единому стандарту. На вертолете "Супер Кобра" аппаратура приемника предупреждения о радиолокационном обнаружении установлена только в задней кабине, а стрелок оповещается о работе радиолокатора противника только звуковым сигналом. Летчик вертолета AH-1W может вести стрельбу из пушки, пускать ракеты, но он лишен возможности программировать режим применения ПТУР "Хеллфайр", а прицельное оснащение второй кабины сильно уступает первой (во второй кабине отсутствуют датчики системы NTS). С другой стороны - стрелок не может осуществлять пуск УР "Сайдуиндер" и "Сайдарм".

Еще одним нареканием в отношении системы прицеливания и применения оружия на вертолете "Супер Кобра" является трудоемкость, так для подготовки и пуска ПТУР "Хеллфайр" требуется переключить 52 тумблера. Ожидается, что новое оборудование кабин вертолета AH-1Z позволит резко уменьшить нагрузку на членов экипажа и позволит им сосредоточиться на выполнении боевого задания. Не последнюю роль в снижении нагрузки играет замена большинства шкальных приборов многофункциональными матричными цветными жидкокристаллическими индикаторами размером 15x20 см (по два в каждой кабине). Индикатог ры предназначены для отображения пилотажно-нави-гационной информации, цифровой карты местности, данных о работе систем вертолета и информации, необходимой для применения оружия. Летчик и оператор вооружения при необходимости могут меняться местами. Однако поскольку стандартным считается расположение летчика на заднем сиденье, то и органы управления в задней кабине размещены более удобно для пилотирования вертолета; рукоятки управления циклическим шагом в обеих кабинах предполагается установить на левой бортовой консоли. Разработка и интеграция перспективного электронного комплекса вертолета AH-1Z осуществляется фирмой "Литтон" при участии фирм "Коллинз" и "Сит Индастриз". БРЭО вертолета строится по принципу открытой архитектуры с использованием интерфейса MilStd 1553B. Повышения боевых возможностей в темное время суток вертолета планируется добиться за счет установки новой обзорно-прицельной системы "Локхид Мартин" TSS (Target Sight System - обзорно-прицельная система) и оснащения обоих членов экипажа бинокулярными нашлемными прицельными системами "Кентрон/Пилдкингтон" "Страйкер" с электронно-оптическими усилителями изображения; нашлемный прицел также выполняет функции индикатора на фоне лобового стекла - в поле зрения прицела выводится информация, необходимая для пилотирования вертолета.

Если карьеру армейских "Кобр" можно считать законченной, то в морской пехоте ветеранам еще служить и служить, реальной замены "Супер Кобрам" в обозримом будущем не предвидится (существуют проекты ударных АА на базе конвертируемого транспортного летательного аппарата "Белл V-22", но пока это все еще планы). При нынешней политической ситуации в мире музыку во многом заказывают США, а непосредственным исполнителем часто выступает корпус морской пехоты. Куда идет морская пехота? Ирак, Сомали, Босния, Югославия, кто следующий? Вместе с пехотинцами и боевые вертолеты. По состоянию на начало 2000 г. вертолеты AH-1W находятся на вооружении девяти эскадрилий (по 18 вертолетов в эскадрилье) корпуса морской пехоты США, включая две эскадрильи резерва (HML/A-773 и 775). Шесть боевых эскадрилий сведены в два авиакрыла. Штаб-квартирой 2-го авиакрыла (эскадрильи HML/A-167, 269) является Нью-Ривер, штат Северная Каролина, 3-е авиакрыло (эскадрильи HML/A-169, 267, 367, 369) дислоцируется в Кэмп-Пенделтоне, штат Калифорния. Большую часть времени вертолеты 3-го авиакрыла находятся на заморских базах (Окинаве) или на десантных кораблях, вертолеты и личный состав 2-го авиакрыла привлекаются к таким "командировкам" на ротационной основе. Половина "Супер Кобр" из Нью-Ривер базируется на десантных кораблях, половина - в Северной Каролине, ротация осуществляется каждые шесть месяцев. На базе эскадрильи НМТ-303 (Кэмп-Пенделтон) осуществляется обучение и тренировка экипажей боевых вертолетов. Эскадрильи резерва сведены в 4-е авиакрыло.

Боевое применение. Зимой 1992/93 года десантный корабль-док "Триполи" поддерживал действия американских войск из состава сил ООН в Сомали. На его борту находились и "Супер Кобры". Их участие в боевых действиях свелось к рутинному эскортированию армейских "Блэк Хоуков" и "Си Найтов" корпуса морской пехоты, летавших между столицей страны и вертолетоносцем. В отличие от сухопутных АН-1F, непосредственного участия в боевых действиях они не принимали. Ожидалось, что первый полет вертолета AH-1Z состоится в октябре 2000 г., поставки модернизированных вертолетов корпусу морской пехоты США начнутся в 2003 г. Текущей программой модернизации авиации морской пехоты предусмотрено переоборудование 180 вертолетов AH-1W в вариант AH-1Z, программа модернизации вертолетов рассчитана на 2003-2011 годы. В летных испытаниях предполагается задействовать три вертолета AH-1Z. Наивысший темп переоборудования вертолетов (24 в год) должен быть достигнут в 2004 г. Заинтересованность в новой модели "Кобры" проявили и за пределами США. Армия Турции закупила пять вертолетов AH-1W в 1990 г. и пять в 1993 г., турки не против прикупить еще немного "Супер Кобр", но этим планам противится Конгресс США, увязывая продажу вооружений с "правами человека" - турецкие "Кобры" активно используются для борьбы с курдами в Северном Ираке. Вооруженные силы Тайваня закупили 42 вертолета "Супер Кобра". Специально для участия в конкурсе на боевой вертолет для армии Великобритании фирма "Белл" модифицировала "Супер Кобру", установив другое электронное оборудование.

Но на этот раз в конкурсе взял верх старый конкурент - "Апач", летом 1996 г. было объявлено, что английская армия будет закупать вертолеты "Уэстленд/Макдоннелл-Дуглас" WAH-54D "Апач Лонгбоу". После пятнадцатилетней мирной передышки американские "Хью Кобры" вступили в бой жаркой зимой 1990/91 г. Боевые вертолеты 1-й кавалерийской и 1-й бронетанковой дивизий были переброшены военно-транспортными самолетами из Европы и Штатов в Саудовскую Аравию, где приняли активное участие в операции "Буря в пустыне". До начала вторжения союзных сил в Кувейт экипажи вертолетов тренировались в полетах над пустыней и патрулировали свои тылы. В первый день наступления "Кобры" вместе с "Кайовами" вели разведку в интересах танкистов 1-й бронетанковой дивизии и прикрывали боевые машины с воздуха. В этот день "Кобры" загружались топливом и боеприпасами под самую завязку. Под крылья подвешивалось по четыре ПТУР "Toy". Одного дня оказалось вполне достаточно, чтобы убедиться в несоответствии этих ракет требованиям современной войны. ПВО Ирака полностью подавлена не была, на переднем крае находилось значительное количество самоходных ЗРК с автономным радиолокационным наведением и ЗСУ-23-4. Плоская поверхность пустыни позволяла издалека обнаруживать вертолеты, которые к тому же при пуске "Toy" имели крайне ограниченные возможности по маневрированию. Ракета, запущенная на максимальной дальности, летит 21 с, а время реакции "Шилки" после обнаружения цели 6 -7 с. Поэтому уже на следующий день на вертолеты стали подвешивать вместо четырех ПТУР два блока НАР с 14 ракетами "Гидра-70" с кассетной боевой частью и две "Toy".

экипаж, человек2
длина с вращающимися винтами, м17.67
диаметр несущего винта, м14.62
диаметр хвостового винта, мнет данных
количество * тип силовой установки2 * General Electric T700-GE-401
мощность силовой установки, л.с.2 * 1 775
масса пустого, кгнет данных
масса взлетная, кгнет данных
масса максимальная, кг6 697
масса нагрузки, кгнет данных
скорость максимальная, км/ч272
практический потолок, м5 703
радиус действия, км547
максимальная эксплуатационная перегрузка+3.5/-0.5
вооружение встроенное20-мм трехствольная пушка M197 Vulcan (750 патронов)
вооружение подвесноеПТУР AGM-114 Hellfire, AGM-122 Sidearm, TOW, УР AIM-9 Sidewinder, AIM-92 Stinger, НУР 70 и 127 мм
AH-1W Super Cobra корпуса морской пехоты AH-1W Super Cobra над берегом Двойка AH-1W Super Cobra в воздухе AH-1W Super Cobra, перевернутое пике Выгрузка AH-1W Super Cobra из самолета AH-1W Super Cobra на выставке AH-1W Super Cobra, крупный план AH-1W Super Cobra, посадка на авианосец AH-1W Super Cobra над рекой AH-1W Super Cobra на палубе AH-1W Super Cobra, посадка на палубу AH-1W Super Cobra на палубе авианосца Схема вертолета AH-1W Super Cobra AH-1W Super Cobra на палубе Кабина AH-1W Super Cobra крупным планом AH-1W Super Cobra над горами AH-1W Super Cobra на фоне облаков AH-1W Super Cobra, очистка фюзеляжа AH-1W Super Cobra зимой Двойка AH-1W Super Cobra в воздухе AH-1W Super Cobra транспортируют по аэродрому AH-1W Super Cobra загружают в самолет Двойка AH-1W Super Cobra над холмами
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь