Истребитель FS-X/F2
Производитель: Mitsubishi (Япония) Государство: ЯпонияИзменение внешнеполитического статуса Японии, превращение этой страны во вторую промышленную державу мира привели к пересмотру политики японского правительства в области закупок вооружений. "Страна восходящего солнца" более не желает довольствоваться приобретением самолетов или лицензий на их производство в США, а намерена развивать свою собственную авиационную промышленность и обслуживающую ее научную базу. В середине 1980г. было принято решение о разработке для сил самообороны Японии многоцелевого самолета, способного вести борьбу с воздушными, наземными и морскими целями, удовлетворяющего самым современным требованиям (малая радиолокационная заметность, высокая маневренность, новейшее БРЭО, находящееся на уровне американского истребителя ATF). Предлагались различные конфигурации самолета, выполненные как по нормальной аэродинамической схеме, так и по схеме "утка", однако в конечном итоге японцы, всегда склонные к техническому плагиату, приняли в 1987г. решение взять за основу конструкцию американского самолета Дженерал Дайнэмикс F16, насытив ее современной электроникой и другими техническими усовершенствованиями, соответствующими уровню 1990-х годов. В ноябре 1988г. был выбран главный подрядчик по программе - фирма Мицубиси. Предварительный контракт на разработку конструкции самолета был подписан в марте 1989г. В декабре 1990 для истребителя был выбран ТРДДФ Дженерал Электрик F110-GE-129, который также предполагается выпускать в Японии по американской лицензии. БРЭО для самолета предполагается разрабатывать в Японии.
Весной 1992г. Фирма Мицубиси на заводе вг. Комаки (Нагойя) завершила изготовление натурного макета самолета FS-X. В мае 1992 г. макет был осмотрен представителями японского оборонного агентства технических исследований TRDI, которые рекомендовали внесение в конструкцию самолета более 300 изменений. Первый полет FS-X намечен на 1995г., самолет должен поступить на вооружение ВВС в 1999 г. и заменить истребитель-бомбардировщик Мицубиси F-1. Согласно первоначальным планам, общая стоимость программы разработки самолета FS-X оценивалась в 1,31 млрд долл., однако в период 1988-1992 гг. на нее уже было израсходовано 1,68 млрд долл. В 1992 ф.г. на работы по программе нового истребителя было выделено 598,8 млн долл. (76 млрд йен). НИОКР планируется завершить в 1998 г. или в начале 1999 г., намечается построить шесть опытных и 130 серийных самолетов FS-X, которые японские военные сравнивают с самолетами Мицубиси "Зеро" - лучшими истребители периода начала второй мировой войны на Тихом океане, позволившими Японии добиться господства в воздухе над авиацией союзников в 1941-1942 гг.
Конструкция. При создании истребителя FS-X за основу взят американский истребитель Дженерал Дайнэмикс F-16, однако по сравнению с исходным самолетом длина фюзеляжа и размах крыла увеличены на 1 м и составляют, соответственно, 16 и 11 м. Площадь крыла возросла на 25%, увеличена площадь стабилизатора, вертикального оперения, а также диаметр обтекателя РЛС, предназначенного для установки усовершенствованной ФАР японской разработки. Изменена конструкция фонаря кабины, который, в отличие от цельного фонаря самолета F-16, состоит из двух частей: неподвижного козырька, способного выдержать удар от попадания в него птицы при полете с большой скоростью на малой высоте и откидного назад-вверх основного остекления. 20% конструкции планера самолета по массе приходится на KM, 90% которых составляет углепластик. В частности, из KM выполнена часть конструкции крыла, обшивка верхней части фюзеляжа, а также горизонтальное оперение. Первоначально предполагалось снабдить самолет небольшими переднерасположенными управляющими поверхностями, однако в дальнейшем от их использования отказались. Система управления - цифровая ЭДСУ, отрабатывавшаяся фирмой Мицубиси на самолете-летающей лаборатории T-2CVV.
Силовая установка - ТРДДФ Дженерал Электрик F110-GE-129 (1 * 130,0 кН / 1 * 13 200 кгс).
Целевое оборудование. РЛС с активной фазированной решеткой, комплексная система радиоэлектронной разведки и радиопротиводействия, ЦЭВМ, ИК система обнаружения и слежения за воздушными целями (все БРЭО - японской разработки).
Вооружение. В состав вооружения предполагается включить две противокорабельные УР японского производства XASM-2 и УР касса воздух-воздух с ТГС Мицубиси ААМ-3.
экипаж, человек | 1 |
длина, м | 15.27 |
размах крыльев, м | 11.13 |
высота, м | 4.97 |
количество * тип силовой установки | 1 * ТРДДФ Дженерал Электрик F110-GE-129 |
тяга бесфорсажная / форсажная, кгс | - / 1 * 13 200 |
масса пустого, кг | 9 525 |
масса, взлетная, кг | нет данных |
масса максимальная, кг | 22 100 |
масса нагрузки, кг | 9 000 |
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч | 1.1M / 2М |
практический потолок, м | 20 000 |
радиус действия, км | 1 700 |
дальность полета перегоночная, км | нет данных |
максимальная эксплуатационная перегрузка | нет данных |
вооружение встроенное | 20-мм пушка М61 Вулкан (250 снарядов) |
вооружение подвесное | на 11 пилонах: ПКР XASM-2, УР ААМ-3, AIM-7F/M Sparrow, AIM-9 Sidewinder, бомбы Mk-82 |