Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Истребитель Hunter

Государство: ВеликобританияГосударство: ИндияГосударство: ИракГосударство: Чили

Этот изящный самолет с благородными очертаниями, в которых угадывается чисто английская "порода", можно включить в число наиболее удачных британских боевых самолетов послевоенного периода. Он получил широкое распространение в ВВС многих стран мира, став своеобразной "визитной карточкой" английской авиапромышленности 1950-х годов. Работы по созданию истребителя, предназначенного для замены первого английского серийного реактивного самолета Глостер "Метеор", начались на фирме Хоукер в 1948 г., после того, как британские ВВС выпустили новую спецификацию F.3/48, в соответствии с которой требовалось разработать высотный истребитель-перехватчик, по своим ТТХ близкий (хотя и несколько превосходящий) самолет Норт Америкэн F-86 "Сейбр". Предполагалось, что новая машина будет применяться, прежде всего, для отражения массированных атак реактивных бомбардировщиков на Британские острова. Ее максимальная скорость должна была соответствовать М=0,94, продолжительность боевого полета составлять 60 мин, а вооружение состоять из двух пушек "Аден" калибром 30 мм или четырех 20-мм пушек фирмы Испано-Сюиза. Самолет намечалось оснастить радиодальномером и силовой установкой, состоящей из одного ТРД Роллс-Ройс "Эвон" или Армстронг Сиддли "Сапфир". Параллельно над машиной аналогичного назначения начала работать фирма Супермарин. "Дальним предком" "Хантера" является палубный истребитель Хаукер Р.1040 "Си Хок", совершивший первый полет в 1947 г. и принятый на вооружение королевского флота в 1953 г. В 1948 г. на базе "Си Хока" был построен опытный самолет Р.1052 со стреловидным (35 град) крылом и прямым горизонтальным оперением.

Следующим шагом явилось создание в 1950 г. самолета Р.1081 с крылом от Р.1052 и стреловидным стабилизатором (в ходе испытаний этой машины 03.03.51г. погиб шеф-пилот фирмы Хоукер Уайд). Предполагалось, что самолет пойдет в серийное производство (к нему проявили интерес ВВС Австралии), однако катастрофа привела к прекращению работ над истребителем и все силы конструкторского коллектива фирмы, возглавляемого главным конструктором С. Кэммом, были брошены на завершение работ над более совершенной моделью, самолетом Р.1067, создающимся в соответствии со спецификацией F.3/48. Первоначально предполагалось, что самолет Р.1067 будет иметь носовой воздухозаборник с центральным конусом и Т-образное оперение с прямым или треугольным стабилизатором на стреловидном киле, однако в дальнейшем была выбрана компоновка, близкая компоновке самолета Р.1081. Первый полет опытного самолета Р.1067 состоялся 20.06.51 (летчик-испытатель - Н. Дьюк). Было построено три опытных самолета, один из которых в июне 1952 г. в пикировании превысил скорость звука. Серийный выпуск истребителей, получивших имя "Хантер" ("Охотник") начался в 1953 г. Первая серийная модификация, "Хантер"F.Mk.1, оснащалась ТРД Роллс-Ройс RA.7 (1 * 3 400 кгс) и поступила на вооружение британских ВВС в 1954г. 139 самолетов этой модификации было построено на заводах в Кингстоне и Блекпуле и использовались, главным образом, в учебных целях.

Высокие летные характеристики новой машины и ее явное преимущество перед основным конкурентом - истребителем Супермарин "Свифт", также созданным в соответствии со спецификацией F.3/48, побудили британские ВВС разместить заказы на серийный выпуск "Хантера" не только на фирме Хоукер, но и на заводе Армстронг Уитворт. В 1953г. там начался выпуск самолета "Хантер"F.Mk.2 с ТРД Армстронг Сиддли "Сапфир" ASSa.6 (1 * 3 630 кгс). 28 самолетов этой модификации поступили в строевые части в 1955 г. В 1953 г. первый опытный самолет "Хантер" был переоснащен ТРДФ Роллс-Ройс "Эвон"RA.7R с форсажной камерой (1 * 4 350 кгс). На этом самолете, получившем обозначение "Хантер"Mk.3, в сентябре 1953г. был установлен мировой рекорд скорости в горизонтальном полете - 1 164,2 км/ч на дистанции 3 км. Первые серийные модификации истребителя имели недостаточную емкость внутренних топливных баков, что ограничивало боевой радиус действия, кроме того, отсутствовали узлы подвески для ПТБ. Эти недостатки были устранены в модификации "Хантер"F.Mk.4, совершившей первый полет в 1954 г. Объем баков этого самолета возрос до 1864 л, кроме того, под крылом появилось два узла подвески, под которыми стало возможным размещение четырех пластмассовых ПТБ емкостью по 455 л (несколько позже были созданы стальные ПТБ по 1 054 л), пусковых балок НАР (всего восемь блоков рельсовых направляющих, на каждом - по три ракеты калибром 76 мм) или бомб. В дальнейшем число узлов подвески увеличилось до четырех. Самолет выпускался серийно (построено 365 единиц) и был оснащен ТРД Роллс-Ройс "Эвон"RA.21.

Вариант этого самолета, строившийся на заводе фирмы Армстронг Уитворт и оснащенный ТРД "Сапфир", получил обозначение "Хантер"F.Mk.5 и строился с 1954г. (было выпущено 105 машин). Дальнейшим развитием самолета "Хантер"F.Mk.4 стал истребитель "Хантер"F.Mk.б с ТРД Роллс-Ройс "Эвон"207, совершивший первый полет в 1954г. Было выпущено 415 самолетов этой модификации (383 поставлены ВВС Великобритании, а остальные - Индии). Постепенно характеристики "Хантера" перестали удовлетворять требованиям к перехватчику (самолет мог относительно успешно бороться с бомбардировщиками Ту-16, но скоростные машины Як-27, Ил-56 и Ту-22 были ему явно "не по зубам"). Истребитель стал переориентироваться на решение задач по борьбе с наземными целями. Первые истребительно-бомбардировочные эскадрильи "Хантеров"F.Mk.4 появились в составе "Рейнской армии" (контингент британских вооруженных сил, дислоцированный в Германии) уже в 1955 г. В 1960 г. 126 самолетов "Хантер"F.Mk.б были переоборудованы в вариант F.Mk.9, предназначенный, в первую очередь, для борьбы с наземными целями при помощи НАР (самолет получил тормозной парашют, усовершенствованную систему кондиционирования воздуха и стальные ПТБ емкостью 1 054 л). Вооружение самолета было усилено за счет установки новых НАР Матра SNEB (68 мм) или Испано SURA (80 мм). Истребители этой модификации до 1968 г. использовались в составе Британских ВВС в Адене и на Дальнем Востоке, а в дальнейшем часть их применялась в учебных целях и как летающие лаборатории.

Еще 34 самолета F.Mk.6 было переоборудовано в 1960г. в фоторазведчики F.Mk.4, оснащенные тремя АФА в носу фюзеляжа. Учебно-тренировочный двухместный вариант самолета F.Mk.4, выпущенный в 1955г. и получивший обозначение "Хантер"F.Mk.7, имел необычную для машин этого класса компоновку с сиденьями летчика и инструктора, расположенными рядом, в одной кабине. В 1957г. было построено 45 самолетов этого типа, еще 28 УТС было переоборудовано из истребителей F.Mk.4. Для ВМС был создан УТС T.Mk.8 с тормозным гаком (построено 10 новых самолетов и 31 переоборудован из F.Mk.4). В 1962-1963гг. 40 самолетов "Хантep"F.Mk.4 были переданы ВМС для использования в качестве тренировочных для отработки посадки на палубу корабля при помощи тормозного гака (который и был установлен в хвостовой части истребителей в процессе их модернизации). Кроме того, на самолетах, получивших обозначение GA.Mk.11., было демонтировано пушечное вооружение. "Хантеры" широко использовались в качестве летающих лабораторий. В частности, на самолете Р.1109В (модернизорованный F.Mk.6) отрабатывались УР "Файрстрик", на самолете Mk.12 (переоборудованный Т.Mk.8) в 1980-1981гг. испытывалась аналоговая ЭДСУ.

Конструкция. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным стреловидным крылом, стреловидным оперением и одним ТРД. Фюзеляж типа полумонокок. Носовой обтекатель выполнен из пластмассы, хвостовой обтекатель и сопло двигателя - съемные. На нижней поверхности, в хвостовой части фюзеляжа, установлен аэродинамический тормоз большой площади с гидравлическим приводом (в убранном положении щиток тормоза частично выступает за обводы фонаря). Одноместная кабина герметическая, основная часть фонаря сдвигается назад. Крыло двухлонжеронное, угол стреловидности по 1/4 хорд - 40 град, удлинение 3,3, относительная толщина профиля 8,5%. Корневые участки, примыкающие к фюзеляжу, утолщены для размещения воздухозаборников. Элероны с внутренней аэродинамической компенсацией и бустерным управлением. Закрылки щелевые, с гидравлическим управлением. Стабилизатор - управляемый. Руль высоты приводится при помощи гидравлической системы. Руль направления с весовой компенсацией снабжен триммером. Шасси убирается в крыло и фюзеляж. Стойки рассчитаны на посадку с вертикальной скоростью 4,3 м/с. Привод уборки и выпуска шасси - гидравлический (имеется аварийная пневматическая система). Давление в пневматиках -13,4 кгс/кв.см.

Силовая установка. ТРД Роллс-Ройс RA.7 (1 * 33,3 кН / 1 * 3 400 кгс), Роллс-Ройс "Эвон"RА.21 (1 * 35,8 кН / 1 * 3 650 кгс), "Эвон"207 (1 * 45,1 кН / 4 600 кгс, удельный расход 0,88 кгс/кг·ч) или Армстронг Сиддли "Сапфир"АSSа.6 (1 * 35,6 кН / 1 * 3 630 кгс) расположен в центральной части фюзеляжа, воздухозаборники - в корневых частях крыла. Топливные баки общей емкостью 1 500 л размещены в крыле и фюзеляже между кабиной и двигателем. Под крылом возможна подвеска четырех ПТБ.

Целевое оборудование. Самолет оснащен запросчиком DME ARI5849 или ARI23013, оптическим гироскопическим прицелом Mk.5 или Mk.8, сопряженным с радиолокационным дальномером ARI5820 (часть самолетов оснащалась прицелом для бомбометания с малых высот в режиме пикирования ВТ9).

Вооружение - четыре пушки "Аден" (30 мм, на УТС-две пушки) в носовой части фюзеляжа (объединены вместе с ящиками боеприпасов в единый съемный агрегат). Под крылом возможна подвеска 74 НАР калибром 50,8 мм, 24 - 76,2 мм или двух свободнопадающих бомб калибром до 450кг.

Летные данные. Максимальная скорость на высоте 11 000 м 1 130 км/ч, максимальная скорость у земли 1 150 км/ч, практический потолок 17 000 м, максимальная скороподъемность 62 м/с, практическая дальность (с ПТБ) 3 150 км, длина разбега 660 м, длина пробега 780 м.

Боевое применение. Самолеты "Хантер" выпускались по лицензии в Нидерландах и Бельгии. Они поставлялись ВВС Абу-Даби, Дании, Иордании, Индии, Ирака, Катара, Кении, Кувейта, Ливана, Перу, Родезии, Саудовской Аравии, Сингапура, Швейцарии, Швеции и Чили. Истребители широко применялись в многочисленных региональных конфликтах 1969-1970-хгг., однако по своему прямому назначению - в качестве дневного истребителя-перехватчика ПВО, для борьбы с такими самолетами, как Ту-16 и Ил-28, они не были использованы. Зато как тактические истребители и истребители-бомбардировщики "Хантеры" проявили отличные боевые качества. В ходе индо-пакистанской войны индийским истребителям "Хантер" противостояли пакистанские самолеты F-86F, вооруженные УР AIM-9B "Сайдуиндер". Индийские самолеты, используя свое превосходство перед "Сейбрами" в скоростных и разгонных характеристиках, навязывали противнику ведение боя на ближних дистанциях, где ракеты пакистанских самолетов были неэффективны, зато в полной мере проявлялась огромная огневая мощь четырех пушек "Аден", установленных на "Хантере". В индо-пакистанской войне 1971г. "Хантеры" использовались, главным образом, в качестве дальних истребителей-бомбрдировщиков, нанося вместе с бомбардировщиками "Канберра" удары по тылам и аэродромам пакистанцев. По данным пакистанских ВВС, 5 самолетов "Миражами" и 3 - истребителями F-6, еще 5 "Хантеров" уничтожено огнем зенитной артиллерии. Самолеты "Хантер" применялись иракскими ВВС в ходе ближневосточных конфликтов, а также в начальный период ирано-иракской войны. В войне в районе Персидского залива зимой 1991 г. уже отлетавшие свое и отбуксированные на обочины иракских аэродромов "Хантеры" стали отличной мишенью для авиации союзников, пополнив счет "боевых" потерь иракских ВВС.

экипаж, человек1
длина, м13.98
размах крыльев, м10.25
высота, м4.02
количество * тип силовой установки1 * ТРД Роллс-Ройс Эвон 207
тяга бесфорсажная / форсажная, кгс1 * 4 600 / -
масса пустого, кг6 404
масса, взлетная, кг8 122
масса максимальная, кг9 830 (с ПТБ - 10 795)
масса нагрузки, кгнет данных
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч1 150 / 1 130
практический потолок, м17 000
радиус действия, кмнет данных
дальность полета перегоночная, км3 150 (с ПТБ)
максимальная эксплуатационная перегрузканет данных
вооружение встроенное4 * 30-мм пушка Аден
вооружение подвесное74 НАР калибром 50,8 мм, 24 - 76,2 мм или две свободнопадающие бомбы калибром до 450 кг
Истребитель Hunter на взлете Истребитель Hunter ВВС Швеции Истребитель Hunter ВВС Иордании Истребитель Hunter атакует пакистанскую танковую колонну Истребитель Hunter ВВС Чили Истребитель Hunter отрывается от земли Истребители Hunter индийской эскадрилии Молния Истребитель Hunter в оригинальной окраске Истребитель Hunter в оригинальной окраске Истребитель Hunter в оригинальной окраске Истребители Hunter и Gnat в демонстрационном полете Истребитель Hunter в шведском музее Истребитель Hunter в шведском музее Схема истребителя Hunter Истребитель Hunter ВВС Иордании Истребитель Hunter ВВС Индии на постаменте Истребитель Hunter ВВС Индии в полете Истребитель Hunter ВВС Великобритании Истребитель Hunter после взлета Истребитель Hunter, вид на воздухозаборник Истребитель Hunter, вид на ПТБ Истребитель Hunter, крупный план Эмблема ВВС Швейцарии на крыле истребителя Hunter Истребитель Hunter, вид на киль Истребитель Hunter, рисунок Истребитель Hunter в демонстрационном полете Истребитель Hunter на постаменте Истребитель Hunter на постаменте Истребитель Hunter на постаменте Истребитель Hunter, носовая секция Истребитель Hunter Пилоты на фоне истребителя Hunter Истребитель Hunter в музее
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь