Истребитель Hunter
Государство: ВеликобританияГосударство: ИндияГосударство: ИракГосударство: ЧилиЭтот изящный самолет с благородными очертаниями, в которых угадывается чисто английская "порода", можно включить в число наиболее удачных британских боевых самолетов послевоенного периода. Он получил широкое распространение в ВВС многих стран мира, став своеобразной "визитной карточкой" английской авиапромышленности 1950-х годов. Работы по созданию истребителя, предназначенного для замены первого английского серийного реактивного самолета Глостер "Метеор", начались на фирме Хоукер в 1948 г., после того, как британские ВВС выпустили новую спецификацию F.3/48, в соответствии с которой требовалось разработать высотный истребитель-перехватчик, по своим ТТХ близкий (хотя и несколько превосходящий) самолет Норт Америкэн F-86 "Сейбр". Предполагалось, что новая машина будет применяться, прежде всего, для отражения массированных атак реактивных бомбардировщиков на Британские острова. Ее максимальная скорость должна была соответствовать М=0,94, продолжительность боевого полета составлять 60 мин, а вооружение состоять из двух пушек "Аден" калибром 30 мм или четырех 20-мм пушек фирмы Испано-Сюиза. Самолет намечалось оснастить радиодальномером и силовой установкой, состоящей из одного ТРД Роллс-Ройс "Эвон" или Армстронг Сиддли "Сапфир". Параллельно над машиной аналогичного назначения начала работать фирма Супермарин. "Дальним предком" "Хантера" является палубный истребитель Хаукер Р.1040 "Си Хок", совершивший первый полет в 1947 г. и принятый на вооружение королевского флота в 1953 г. В 1948 г. на базе "Си Хока" был построен опытный самолет Р.1052 со стреловидным (35 град) крылом и прямым горизонтальным оперением.
Следующим шагом явилось создание в 1950 г. самолета Р.1081 с крылом от Р.1052 и стреловидным стабилизатором (в ходе испытаний этой машины 03.03.51г. погиб шеф-пилот фирмы Хоукер Уайд). Предполагалось, что самолет пойдет в серийное производство (к нему проявили интерес ВВС Австралии), однако катастрофа привела к прекращению работ над истребителем и все силы конструкторского коллектива фирмы, возглавляемого главным конструктором С. Кэммом, были брошены на завершение работ над более совершенной моделью, самолетом Р.1067, создающимся в соответствии со спецификацией F.3/48. Первоначально предполагалось, что самолет Р.1067 будет иметь носовой воздухозаборник с центральным конусом и Т-образное оперение с прямым или треугольным стабилизатором на стреловидном киле, однако в дальнейшем была выбрана компоновка, близкая компоновке самолета Р.1081. Первый полет опытного самолета Р.1067 состоялся 20.06.51 (летчик-испытатель - Н. Дьюк). Было построено три опытных самолета, один из которых в июне 1952 г. в пикировании превысил скорость звука. Серийный выпуск истребителей, получивших имя "Хантер" ("Охотник") начался в 1953 г. Первая серийная модификация, "Хантер"F.Mk.1, оснащалась ТРД Роллс-Ройс RA.7 (1 * 3 400 кгс) и поступила на вооружение британских ВВС в 1954г. 139 самолетов этой модификации было построено на заводах в Кингстоне и Блекпуле и использовались, главным образом, в учебных целях.
Высокие летные характеристики новой машины и ее явное преимущество перед основным конкурентом - истребителем Супермарин "Свифт", также созданным в соответствии со спецификацией F.3/48, побудили британские ВВС разместить заказы на серийный выпуск "Хантера" не только на фирме Хоукер, но и на заводе Армстронг Уитворт. В 1953г. там начался выпуск самолета "Хантер"F.Mk.2 с ТРД Армстронг Сиддли "Сапфир" ASSa.6 (1 * 3 630 кгс). 28 самолетов этой модификации поступили в строевые части в 1955 г. В 1953 г. первый опытный самолет "Хантер" был переоснащен ТРДФ Роллс-Ройс "Эвон"RA.7R с форсажной камерой (1 * 4 350 кгс). На этом самолете, получившем обозначение "Хантер"Mk.3, в сентябре 1953г. был установлен мировой рекорд скорости в горизонтальном полете - 1 164,2 км/ч на дистанции 3 км. Первые серийные модификации истребителя имели недостаточную емкость внутренних топливных баков, что ограничивало боевой радиус действия, кроме того, отсутствовали узлы подвески для ПТБ. Эти недостатки были устранены в модификации "Хантер"F.Mk.4, совершившей первый полет в 1954 г. Объем баков этого самолета возрос до 1864 л, кроме того, под крылом появилось два узла подвески, под которыми стало возможным размещение четырех пластмассовых ПТБ емкостью по 455 л (несколько позже были созданы стальные ПТБ по 1 054 л), пусковых балок НАР (всего восемь блоков рельсовых направляющих, на каждом - по три ракеты калибром 76 мм) или бомб. В дальнейшем число узлов подвески увеличилось до четырех. Самолет выпускался серийно (построено 365 единиц) и был оснащен ТРД Роллс-Ройс "Эвон"RA.21.
Вариант этого самолета, строившийся на заводе фирмы Армстронг Уитворт и оснащенный ТРД "Сапфир", получил обозначение "Хантер"F.Mk.5 и строился с 1954г. (было выпущено 105 машин). Дальнейшим развитием самолета "Хантер"F.Mk.4 стал истребитель "Хантер"F.Mk.б с ТРД Роллс-Ройс "Эвон"207, совершивший первый полет в 1954г. Было выпущено 415 самолетов этой модификации (383 поставлены ВВС Великобритании, а остальные - Индии). Постепенно характеристики "Хантера" перестали удовлетворять требованиям к перехватчику (самолет мог относительно успешно бороться с бомбардировщиками Ту-16, но скоростные машины Як-27, Ил-56 и Ту-22 были ему явно "не по зубам"). Истребитель стал переориентироваться на решение задач по борьбе с наземными целями. Первые истребительно-бомбардировочные эскадрильи "Хантеров"F.Mk.4 появились в составе "Рейнской армии" (контингент британских вооруженных сил, дислоцированный в Германии) уже в 1955 г. В 1960 г. 126 самолетов "Хантер"F.Mk.б были переоборудованы в вариант F.Mk.9, предназначенный, в первую очередь, для борьбы с наземными целями при помощи НАР (самолет получил тормозной парашют, усовершенствованную систему кондиционирования воздуха и стальные ПТБ емкостью 1 054 л). Вооружение самолета было усилено за счет установки новых НАР Матра SNEB (68 мм) или Испано SURA (80 мм). Истребители этой модификации до 1968 г. использовались в составе Британских ВВС в Адене и на Дальнем Востоке, а в дальнейшем часть их применялась в учебных целях и как летающие лаборатории.
Еще 34 самолета F.Mk.6 было переоборудовано в 1960г. в фоторазведчики F.Mk.4, оснащенные тремя АФА в носу фюзеляжа. Учебно-тренировочный двухместный вариант самолета F.Mk.4, выпущенный в 1955г. и получивший обозначение "Хантер"F.Mk.7, имел необычную для машин этого класса компоновку с сиденьями летчика и инструктора, расположенными рядом, в одной кабине. В 1957г. было построено 45 самолетов этого типа, еще 28 УТС было переоборудовано из истребителей F.Mk.4. Для ВМС был создан УТС T.Mk.8 с тормозным гаком (построено 10 новых самолетов и 31 переоборудован из F.Mk.4). В 1962-1963гг. 40 самолетов "Хантep"F.Mk.4 были переданы ВМС для использования в качестве тренировочных для отработки посадки на палубу корабля при помощи тормозного гака (который и был установлен в хвостовой части истребителей в процессе их модернизации). Кроме того, на самолетах, получивших обозначение GA.Mk.11., было демонтировано пушечное вооружение. "Хантеры" широко использовались в качестве летающих лабораторий. В частности, на самолете Р.1109В (модернизорованный F.Mk.6) отрабатывались УР "Файрстрик", на самолете Mk.12 (переоборудованный Т.Mk.8) в 1980-1981гг. испытывалась аналоговая ЭДСУ.
Конструкция. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным стреловидным крылом, стреловидным оперением и одним ТРД. Фюзеляж типа полумонокок. Носовой обтекатель выполнен из пластмассы, хвостовой обтекатель и сопло двигателя - съемные. На нижней поверхности, в хвостовой части фюзеляжа, установлен аэродинамический тормоз большой площади с гидравлическим приводом (в убранном положении щиток тормоза частично выступает за обводы фонаря). Одноместная кабина герметическая, основная часть фонаря сдвигается назад. Крыло двухлонжеронное, угол стреловидности по 1/4 хорд - 40 град, удлинение 3,3, относительная толщина профиля 8,5%. Корневые участки, примыкающие к фюзеляжу, утолщены для размещения воздухозаборников. Элероны с внутренней аэродинамической компенсацией и бустерным управлением. Закрылки щелевые, с гидравлическим управлением. Стабилизатор - управляемый. Руль высоты приводится при помощи гидравлической системы. Руль направления с весовой компенсацией снабжен триммером. Шасси убирается в крыло и фюзеляж. Стойки рассчитаны на посадку с вертикальной скоростью 4,3 м/с. Привод уборки и выпуска шасси - гидравлический (имеется аварийная пневматическая система). Давление в пневматиках -13,4 кгс/кв.см.
Силовая установка. ТРД Роллс-Ройс RA.7 (1 * 33,3 кН / 1 * 3 400 кгс), Роллс-Ройс "Эвон"RА.21 (1 * 35,8 кН / 1 * 3 650 кгс), "Эвон"207 (1 * 45,1 кН / 4 600 кгс, удельный расход 0,88 кгс/кг·ч) или Армстронг Сиддли "Сапфир"АSSа.6 (1 * 35,6 кН / 1 * 3 630 кгс) расположен в центральной части фюзеляжа, воздухозаборники - в корневых частях крыла. Топливные баки общей емкостью 1 500 л размещены в крыле и фюзеляже между кабиной и двигателем. Под крылом возможна подвеска четырех ПТБ.
Целевое оборудование. Самолет оснащен запросчиком DME ARI5849 или ARI23013, оптическим гироскопическим прицелом Mk.5 или Mk.8, сопряженным с радиолокационным дальномером ARI5820 (часть самолетов оснащалась прицелом для бомбометания с малых высот в режиме пикирования ВТ9).
Вооружение - четыре пушки "Аден" (30 мм, на УТС-две пушки) в носовой части фюзеляжа (объединены вместе с ящиками боеприпасов в единый съемный агрегат). Под крылом возможна подвеска 74 НАР калибром 50,8 мм, 24 - 76,2 мм или двух свободнопадающих бомб калибром до 450кг.
Летные данные. Максимальная скорость на высоте 11 000 м 1 130 км/ч, максимальная скорость у земли 1 150 км/ч, практический потолок 17 000 м, максимальная скороподъемность 62 м/с, практическая дальность (с ПТБ) 3 150 км, длина разбега 660 м, длина пробега 780 м.
Боевое применение. Самолеты "Хантер" выпускались по лицензии в Нидерландах и Бельгии. Они поставлялись ВВС Абу-Даби, Дании, Иордании, Индии, Ирака, Катара, Кении, Кувейта, Ливана, Перу, Родезии, Саудовской Аравии, Сингапура, Швейцарии, Швеции и Чили. Истребители широко применялись в многочисленных региональных конфликтах 1969-1970-хгг., однако по своему прямому назначению - в качестве дневного истребителя-перехватчика ПВО, для борьбы с такими самолетами, как Ту-16 и Ил-28, они не были использованы. Зато как тактические истребители и истребители-бомбардировщики "Хантеры" проявили отличные боевые качества. В ходе индо-пакистанской войны индийским истребителям "Хантер" противостояли пакистанские самолеты F-86F, вооруженные УР AIM-9B "Сайдуиндер". Индийские самолеты, используя свое превосходство перед "Сейбрами" в скоростных и разгонных характеристиках, навязывали противнику ведение боя на ближних дистанциях, где ракеты пакистанских самолетов были неэффективны, зато в полной мере проявлялась огромная огневая мощь четырех пушек "Аден", установленных на "Хантере". В индо-пакистанской войне 1971г. "Хантеры" использовались, главным образом, в качестве дальних истребителей-бомбрдировщиков, нанося вместе с бомбардировщиками "Канберра" удары по тылам и аэродромам пакистанцев. По данным пакистанских ВВС, 5 самолетов "Миражами" и 3 - истребителями F-6, еще 5 "Хантеров" уничтожено огнем зенитной артиллерии. Самолеты "Хантер" применялись иракскими ВВС в ходе ближневосточных конфликтов, а также в начальный период ирано-иракской войны. В войне в районе Персидского залива зимой 1991 г. уже отлетавшие свое и отбуксированные на обочины иракских аэродромов "Хантеры" стали отличной мишенью для авиации союзников, пополнив счет "боевых" потерь иракских ВВС.
экипаж, человек | 1 |
длина, м | 13.98 |
размах крыльев, м | 10.25 |
высота, м | 4.02 |
количество * тип силовой установки | 1 * ТРД Роллс-Ройс Эвон 207 |
тяга бесфорсажная / форсажная, кгс | 1 * 4 600 / - |
масса пустого, кг | 6 404 |
масса, взлетная, кг | 8 122 |
масса максимальная, кг | 9 830 (с ПТБ - 10 795) |
масса нагрузки, кг | нет данных |
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч | 1 150 / 1 130 |
практический потолок, м | 17 000 |
радиус действия, км | нет данных |
дальность полета перегоночная, км | 3 150 (с ПТБ) |
максимальная эксплуатационная перегрузка | нет данных |
вооружение встроенное | 4 * 30-мм пушка Аден |
вооружение подвесное | 74 НАР калибром 50,8 мм, 24 - 76,2 мм или две свободнопадающие бомбы калибром до 450 кг |