Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Учебно-боевой самолет MAKO

Государство: Германия

Среди экспонатов международной авиационной выставки "Дубай-2001". - хорошо известных и уже "намозоливших глаз" F-15, F-16, "Миражей" и вариаций на тему "Су-27" - выделялась небольшая изящная машина граненых "стелсовских" очертаний, чем-то отдаленно напоминавшая американские истребители пятого поколения F-22 и F-35, а также наш "родной" Як-130. Только подойдя вплотную к "самолету", можно было обнаружить, что это лишь полноразмерный макет, выполненный с высоким уровнем детализации. "Почти настоящий" "Мако", представленный на выставке в Эмиратах, стал первым "залпом" в схватке за получение очередного средневосточного заказа: европейский концерн EADS - предложил свой перспективный самолет военно-воздушным силам ОАЭ. История "Мако" берет начало в апреле 1989 года, когда германская фирма DASA совместно с итальянской фирмой Аэрмакки приступила к инициативным работам по созданию учебно-тренировочного комплекса PTS-2000, включающего сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет АТ-2000 (способный использоваться и в качестве легкого ударного истребителя), а также наземные тренажеры и другое компьютерное обучающее оборудование. Самолет предлагался в качестве общеевропейского перспективного УТС ENJJFT (European Nations Joint Jet Fighter Training - единый учебно-тренировочный истребитель для европейских стран). Однако в 1994 году, после отказа от реализации этой программы, итальянская сторона отказалась и от продолжения работ по АТ-2000, отдав предпочтение более реалистичному и менее дорогостоящему российско-итальянскому проекту Як-130.

В этих условиях фирма DASA, не получившая поддержки со стороны Люфтваффе, но заинтересованная в продолжении работ по теме, приступила к поискам других зарубежных партнеров, заинтересованных в самолете типа АТ-2000. Наиболее перспективным был признан Азиатско-тихоокеанский регион, страны которого располагали большим числом стареющих американских сверхзвуковых учебно-тренировочных самолетов Нортроп Грумман Т-38 "Тэлон", а также испытывали определенную потребность в легком и более дешевом, чем F-16 и МиГ-29, современном многоцелевом истребителе. Проект АТ-2000 был предложен Южной Корее, искавшей в то время партнеров для реализации программы собственного многоцелевого самолета КТХ-И, по своим основным параметрам весьма близкого к АТ-2000. В 1996 году модель германской машины была впервые продемонстрирована на международной авиационной выставке "Сеул-96". Но в том же году правительство Южной Кореи выбрало в качестве основного субподрядчика по программе КТХ-И американскую фирму Локхид-Мартин, достаточно прочно утвердившуюся в этой стране после заключения соглашения о лицензионном производстве истребителей F-16С на заводе фирмы Самсунг. Однако первые неудачи не остановили упорных немцев. Параллельно с поисками других международных партнеров по программе АТ-2000 продолжались и работы по формированию облика самолета.

После сравнения ряда вариантов компоновок и продувок в аэродинамических трубах, к октябрю 1996 года окончательно определилась конфигурация машины - нормальная аэродинамическая схема с однокилевым вертикальным оперением, обеспечивающая относительно высокие летные характеристики и малую радиолокационную заметность. Следует заметить, что германские авиастроители - далеко не новички в области технологии "стелc". Еще в 1980-х г. в ФРГ рядом предприятий авиационной промышленности и научных центров велись секретные работы по ряду проектов малозаметных боевых самолетов. В частности, концерном МВБ разрабатывался сверхзвуковой легкий истребитель-перехватчик "Лампирида" ("Светлячек"), имеющий ЭПР в передней полусфере, не большую, чем у американского F-117 (при значительно более высоких летных характеристиках). Самолет предназначался для перехвата фронтовых бомбардировщиков и истребителей-бомбардировщиков, имеющих мощное истребительное прикрытие. Малая радиолокационная заметность должна была обеспечить ему возможность скрытного сближения с боевыми порядками противника. Был изготовлен натурный макет этого самолета, проведена серия испытаний на радиолокационную заметность, однако в дальнейшем (безусловно, не без давления США, не желавших появления нового конкурента в лице германской авиапромышленности) работы по программе "Лампирида" были прекращены, а информация о ней, причем в весьма ограниченном объеме, появилась на страницах германской авиационной печати лишь в 1990-е годы.

Таким образом, потенциальным заказчикам предоставлялась широкая гамма боевых и учебных самолетов, способная решать практически все задачи, стоящие перед боевой авиацией небольшого государства. В дальнейшем усилия разработчиков были сконцентрированы на двух наиболее приоритетных направлениях программы: двухместном учебно-тренировочном самолете углубленной подготовки, предназначенном для замены УТС Норт-роп Грумман Т-38 "Тэлон" -AT (Advanced Treiner); а также одноместном многофункциональном боевом самолете - LCA (Light Combat Aircraft). EADS ведутся исследования и беспилотного боевого варианта самолета "Мако", соответствующего американской концепции UCAV. Однако следует отметить, что в других странах, активно развивающих беспилотную тематику, пришли к выводу, что оптимальным решением проблемы создания беспилотного боевого самолета-"робота" является создание специального летательного аппарата (позволяющего наиболее полно использовать возможности "беспплотников", в частности - способность маневрировать с 12-20 кратными перегрузками), а не модернизация пилотируемых машин. Ожидается, что пик маркетинговой компании самолета "Мако" придется на 2005-2015 гг. Одно время в качестве первого потенциального покупателя самолета "Мако" рассматривалась ЮАР, которой требовалось несколько десятков истребителей ALF (Advanced Light Fighter - перспективный легкий истребитель) для замены самолетов Дассо "Мираж"F.1 и ранних модификаций "Читы" с началом поставок в 2003 году. Однако в конце 1990-х годов Южная Африка выбрала в качестве ALF шведский "Грипен", заказав 28 самолетов этого типа. Сегодня концерн EADS рассчитывает выйти с самолетом "Мако" на Ближ-не- и Средневосточные авиационные рынки. В частности, "Мако" уже предлагается концерном в качестве перспективного легкого ударного истребителя и УТС углубленной подготовки для ВВС Объединенных Арабских Эмиратов (переговоры о закупке "Мако" предполагалось начать в ходе работы выставки "Дубай-2001", однако они были отложены из-за внешнеполитической обстановки в регионе).

Всего же, по оценкам экспертов, мировой рынок самолетов класса "Мако" до 2020 года определен в 800 единиц (80% из которых - двухместные и 20% - одноместные. Общая стоимость программы оценивается в 1,3 млрд.долл., а стоимость одного серийного самолета - в 15 млн.долл. После 2005 года, когда должна закончиться объединенная "общенатовская" программа обучения в США летчиков-истребителей западноевропейских стран, заинтересованность в "Мако" могут проявить и ВВС Германии, а также другие европейские государства. Предполагается, что учебные и учебно-боевые варианты "Мако" займут как бы промежуточное положение между учебными машинами "Хоук" и "Алфа Джет" и многофункциональными истребителями F-16C Block 60 и JSF. Демонстрация на выставке в Дубае нового натурного макета самолета "Мако" стало и своеобразным ответом EADS на выкатку в октябре 2001 г. нового южнокорейского сверхзвукового учебно-боевого и легкого боевого самолета А-50/Т-50 "Голден Игл", являющего ближайшим аналогом и основным потенциальным конкурентом самолета "Мако". Эта машина, оснащенная одним ТРДДФ Дженерал Электрик F404-GE-402 (1x8000 кгс), имеет максимальную взлетную массу 12000 кг. Она способна выполнять полет с максимальной скоростью, соответствующей М=1,4, и маневрировать с восьмикратными перегрузками. В создании "Голден Игла" непосредственное участие принимала американская фирма Локхид Мартин, что и определило облик этого самолета, весьма напоминающий F-16. Хотя "Мако" по срокам создания несколько отстает от своего дальневосточного соперника, европейские авиастроители полны оптимизма. Они считают, что их самолет, относящийся к новому, пятому, поколению, в конечном итоге окажется более предпочтительным для потенциальных заказчиков, чем "Голден Игл", являющийся как бы "редуцированным F-16".

Проектом самолета АТ-2000 (в первую очередь - в боевом варианте) удалось заинтересовать южно-африканскую фирму Денел Авиэйшн. Образованная в 1964 году и ранее известная под названием Атлас, эта фирма к 1990-м годам приобрела достаточно большой опыт в области военного авиастроения: Денел осуществляла лицензионный выпуск легких штурмовиков и УТС "Импала" (Аэрмакки МВ-326), проводила модернизацию истребителей Дассо "Мираж'ЧП в вариант "Чита" (по своему боевому потенциалу соответствующий израильскому многоцелевому истребителю IAI "Кфир"С.7), а также разработала и организовала выпуск боевого вертолета "Руйвалк". В соответствии с соглашением о разделении ответственности, южноафриканская фирма должна была разрабатывать для боевого самолета БРЭО с использованием научно-технического задела, полученного в ходе реализации программы вертолета "Руйвалк", а также создать систему управления вооружением с элементами аналогичной системы многоцелевого истребителя "Чита"О. Осенью 1998 года программа АТ-2000 вступила в новый этап: между фирмами DASA и Хундай Спейс энд Эркрафт (Южная Корея) был подписан меморандум о взаимопонимании, предусматривающий совместное производство самолета, которому было присвоено имя "Мако". Переговоры с южнокорейской фирмой были начаты фирмой DASA еще зимой 1997 года. Было решено, что на корейскую сторону будет возложено производство центральной и хвостовой части фюзеляжа (за исключением деталей, выполненных из композиционных материалов), а также хвостового оперения самолета.

Доля финансового участия Южной Кореи в программе должна была составить 20%. По словам руководства фирмы Хундай, участие в разработке самолета "Мако" (так называется один из видов тихоокеанских акул, отличающийся повышенной "резвостью") позволило бы южнокорейской авиационной промышленности приобщиться к наиболее передовым технологиям (причем не только американским) - разработке и производстве автоматизированной системы управления самолетом, средств уменьшения радиолокационной и тепловой заметности, конструкции планера из углепластика (в частности, цельнокомпозитного крыла) и т.п. Еще одним потенциальным участником проекта, получившего название "Мако", стала бразильская фирма Эмбраер, с которой германской стороной в 1998 году были начаты переговоры о сотрудничестве. Однако речь шла лишь о выпуске самолетов для "третьих стран": ВВС Бразилии пока не проявили интереса к программе. К концу 1997 года в Германии были завершены испытания моделей перспективного самолета в аэродинамических трубах, а также на специальном стенде, служащем для определения эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) в радиолокационном диапазоне. Руководством фирмы МВБ было объявлено, что если "удастся обеспечить ритмичное финансирование" (знакомая фраза, не так ли?), первый полет опытного самолета "Мако" состоится в 2000 году, а поставки заказчикам могут начаться уже в 2002 году (что, впрочем, и тогда представлялось несколько оптимистичным). Самолет "Мако" в учебно-тренировочном двухместном варианте рассматривается как преемник американского сверхзвукового УТС Нортроп-Грумман Т-38 "Тэлон". В боевом одноместном варианте он может составить конкуренцию таким истребителям, как JAS 39 "Грипен", F-7, F-16 и LCA.

При этом к основным достоинствам "Мако", дающим ему преимущество перед соперниками, следует отнести, в первую очередь, малую радиолокационную заметность (ЭПР порядка 1 м2), обусловленную как миниатюрностью самого самолета, так и комплексом специальных мер по уменьшению ЭПР (оребрение поверхностей планера, применение радиопог-лощающих и радиорассеивающих покрытий и материалов и т.п.). Согласно первоначальному проекту, "Мако" должен был иметь следующие основные модификации:
двухместный учебно-тренировочный самолет, предназначенный для углубленной подготовки летного состава;
двухместный учебно-боевой самолет для углубленной и тактической подготовки летного состава (с встроенным пушечным вооружением и БРЛС);
двухместный многофункциональный легкий истребитель с встроенной пушкой и комплексом РЭБ;
одно- или двухместный разведчик с комплексом РЭБ и встроенным разведоборудованием;
одноместный легкий многофункциональный истребитель с комплексом РЭБ и увеличенным запасом топлива во внутренних баках.

Особенности конструкции

Самолет "Мако" выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным крылом относительно малого удлинения, цельноповоротным горизонтальным оперением и однокилевым вертикальным оперением. Если не считать оперения, компоновка АТ-2000 весьма близка компоновке американского истребителя Локхид Мартин F-22 (по словам коммерческого директора фирмы DASA Уве Тимке, за это сходство создатели нового самолета прозвали свое детище "F-11", т.е. как бы половинка F-22). Прослеживается и определенная компоновочная близость германского "мини стелса" с УБС Як-130. Впрочем, германские конструкторы обижаются на обвинения в плагиате. По их словам, законы физики едины и в России, и в Соединенных Штатах, и в Германии, а выбрать оптимальную форму носовой части фюзеляжа им помогло "тщательное компьютерное моделирование". Для ускорения работ в конструкции "Мако" использован ряд элементов истребителя EADS (Еврофайтер) EF2000 "Тайфун", в частности - верхняя секция средней части фюзеляжа, а также ряд конструкционных материалов. Центральная часть фюзеляжа выполнена из алюминиевого сплава. Крыло, воздухозаборник и оперение изготовлены, в основном, из углепластика. Крыло самолета имеет стреловидность по передней кромке 45 град. Удлинение крыла 2,4. Оно оснащено од-носекционными флаперонами и отклоняемыми односекционными носками. Передней части фюзеляжа придана оребренная форма, снижающая ЭПР. Фонарь кабины (в одноместном и двухместном вариантах) - трехсекционный, с лобовым козырьком, обеспечивающий экипажу улучшенный обзор (15 град, вперед-вниз и 40 град. - вбок-вниз).

У двухместного варианта машины при открывании фонаря его передняя секция (вместе с козырьком) выдвигается далеко вперед, а хвостовая сдвигается назад. Катапультные кресла летчиков установлены с углом наклона спинки, равным 18 град. Катапультирование осуществляется через остекление фонаря. Шасси самолета "Мако" - трехопор-ное, разработанное на базе шасси истребителя JAS 39 "Грипен". Все опоры - одноколесные. Основные опоры убираются в ниши по бокам каналов воздухозаборника, а передняя опора - в фюзеляж поворотом вперед. База шасси - 4,8 м, колея - 2,4 м.

Силовая установка

Самолет оснащен одним ТРДДФ, установленным в хвостовой части фюзеляжа. Имеется ВСУ. Воздухозаборники - боковые нерегулируемые, гармонично вписанные в корневые крыльевые наплывы. Конфигурация воздухозаборников обеспечивает минимизацию ЭПР. В настоящее время окончательный выбор конкретного типа двигателя еще не сделан. Однако наибольшие шансы имеет, безусловно, ТРДДФ EADS (Ев-роджет) EJ200 с тягой 6125 кгс на режиме "максимал" и 9165 кгс - на полном форсаже. Рассматривалась и возможность разработки специально для учебно-тренировочного варианта "Мако" модификации этого двигателя, имеющего уменьшенную до 7650 кгс форсажную тягу или вовсе лишенного форсажной камеры. Другими вариантами двигателя для "Мако" являются ТРДДФ Дженерал Электрик F404-GE-402 или F414, а также SNECMA M88-2 или М88-3. В дальнейшем самолет может получить систему управления вектором тяги (при ее разработке предполагается реализовать научно-технический задел, достигнутый в ходе германо-американской программы экспериментального самолета Х-31). Боевые варианты самолета предполагается оснастить топливоприемником системы дозаправки в воздухе (возможна организация системы дозаправки как по схеме с телескопической штангой, принятой на американских самолетах, так и по российско-европейской схеме типа "шланг-конус"). "Мако может нести три подвесных топливных бака по 1250 л или два ПТБ по 1500 л.

Вооружение

Боевые и учебно-боевые варианты самолета "Мако" планируется оснастить встроенной пушкой Маузер ВК 27 (27 мм). Имеется семь узлов внешней подвески. Вооружение класса "воздух-воздух" может включать УР средней дальности AGM-120 SRAAM (до четырех единиц), ракеты увеличенной дальности MRAAM (до четырех УР) или комбинацию из шести ракет обоих типов. Для ведения ближнего маневренного воздушного боя самолет может нести ракеты с ТГС AIM-9L "Сайдуин-дер", AIM-9X или IRST-T (до шести единиц). Ударное вооружение самолета - до 12 авиабомб калибром 225 кг (на четырех подкрыльевых и центральном подфюзеляжном узлах подвески), две авиабомбы калибром 900 кг, до пяти УР класса "воздух-поверхность" типа AGM-65 "Мейврик", две противокора-бельные ракеты, до четырех блоков НАР. На выставке в Дубае демонстрировалась и компьютерная модель "Мако" с более "солидным" вооружением - двумя крылатыми ракетами класса KEPD-350. Самолет может комплектоваться тремя ПТБ малого объема или двумя подвесными топливными баками по 1500 л на внутренних подкрыльевых узлах подвески, или тремя ПТБ меньшей емкости. УР или КАБ класса "воздух-поверхность" могут включать до 10 единиц вооружения. На внешней подвеске должно быть размещено управляемое оружие класса "воздух-воздух", а также управляемое и неуправляемое оружие класса "воздух-поверхность". Параллельно с разработкой самолета предполагается создание тренажерного комплекса, а также средств компьютерного обучения.

(источник: сайт Brazd.ru)

экипаж, человек1 (в тренировочном варианте - 2)
длина, м13.75
размах крыльев, м8.25 (без ракет на концевых АПУ)
высота, м4.50
количество / тип силовой установки1 * ТРД Eurojet EJ200 или General Electric F404 или Snecma M88
тяга бесфорсажная * форсажная, кгс1 * 6 800 / 1 * 8 080
масса пустого, кгAT - 5 800, LCA - 6 200
масса, взлетная, кгAT - 8 100, LCA - 9 400
масса максимальная, кг13 000
масса нагрузки, кг4 500
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч - / 1 600
практический потолок, м15 250
радиус действия, кмнет данных
дальность полета перегоночная, км3 700 (с ПТБ)
максимальная эксплуатационная перегрузка+9/-3
вооружение встроенное27-мм пушка Маузер ВК 27
вооружение подвесноена 7 узлах подвески: УР Сайнуиндер, AGM-120 SRAAM, MRAAM, AGM-65, бомбы калибром 225-900 кг, НАР
MAKO на аэродроме MAKO крупным планом MAKO транспортируют к месту взлета MAKO на фоне ангара Макет MAKO на выставке Демонстрация оборудования MAKO на стенде Самолеты MAKO в воздухе (рисунок) Макет MAKO в аэродинамической трубе MAKO, вид спереди MAKO, схемы кабин истребителя и УТС MAKO в полете (рисунок) Проекции MAKO Макет MAKO на выставке, вид сзади
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь