Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Транспортный вертолет SA.330 Puma

Государство: ФранцияГосударство: ВеликобританияГосударство: ОАЭГосударство: ЮАРГосударство: ПортугалияГосударство: Румыния

Разработка вертолета была начата фирмой Sud Aviacion (Aerospatiale) в начале 60-х годов по заказу французского правительства. 15 апреля 1965 г. совершил первый полет первый из двух прототипов, а 30 июля 1968 г. поднялся в воздух последний из шести предсерийных образцов вертолета SA.330 Puma. Вертолеты Puma используются в вооруженных силах Франции, Великобритании и ряда других стран мира в основном для переброски войск на поле боя и тылового обеспечения соединений и частей, а при оснащении соответствующим вооружением и оборудованием - для огневой поддержки сухопутных войск, противолодочной обороны и воздушной разведки. Поставка серийных вертолетов этого типа в вооруженные силы Франции началась в 1969 году, а в ВВС Великобритании - в 1970 году (решение о принятии их на вооружение ВВС Великобритании была принято в 1967 году, в связи с чем английская фирма Westland приняла участие в разработке и производстве вертолета). Всего было построено около 700 вертолетов Puma для 46 стран мира. SA.330 Puma относится к вертолетам одновинтовой схемы с рулевым винтом. Несущий винт имеет четыре лопасти, крепление которых осуществляется посредством шарниров. Рулевой винт пятилопастный.

Цельнометаллический фюзеляж полумонококовой конструкции разделен на двухместную кабину экипажа и грузовую кабину длиной 6.05 м. В грузовой кабине могут разместиться до 18 десантников с оружием (в модификациях с удлиненным фюзеляжем число десантников увеличено до 25). На внешней подвеске могут перевозиться крупногабаритные грузы массой до 2500 кг. Кабина экипажа и грузовая кабина имеют по одной двери с каждой стороны фюзеляжа. Кроме того, в задней части фюзеляжа имеется аварийный люк. В верхней части фюзеляжа размещена силовая установка в составе двух газотурбинных двигателей с воздухозаборниками, снабженными пылезащитными устройствами. На вертолетах Puma устанавливались двигатели Turbomeca Turmo различных модификаций. В частности, использовались двигатели Turmo III с4 с взлетной мощностью 955 кВт и Turmo IV А мощностью 1 030 кВт. Запас топлива во внутри фюзеляжных баках составляет 1 560 л. Все модификации вертолетов Puma снабжены трсхстоечным убирающимся в полете колесным шасси, конструкция которого выдерживает жесткую посадку с вертикальной скоростью до 3м/с. Вертолет выпускался по лицензии в Румынии под обозначением IAR-330 и собирался в Индонезии из деталей, поставленных из Франции.

В ЮАР государственная корпорация АРМСКОР производила свой вариант Пумы, получивший обозначение ХТР-1. В отличие от французского прототипа, этот вертолет имеет крыло малого удлинения, на каждой из консолей которого установлены два пилона с пусковыми установками неуправляемых ракет калибром 68мм. Конструкция пилонов обеспечивает отклонение пусковых установок в вертикальной плоскости. Вертолет вооружен также 20-мм пушкой GA-1, установленной под фюзеляжем. Прицеливание осуществляется с помощью нашлемного прицела. Для придания большей устойчивости машине при сопровождении цели и ведении огня конструкция стабилизатора усовершенствована, а под хвостовой балкой установлен дополнительный нижний киль.

Модификации вертолета:

SA.330А - прототип вертолета.
SA.330В - первая серийная модификация для французских вооруженных сил.
SA.330С - экспортная версия с ГТД Turmo IVC.
SA.330Е - модификация английской фирмы Westland.
Puma HC.Mk.1 - обозначение SA.330Е после принятие в 1971 году на вооружение английских ВВС.
SA.330F - гражданская версия.
SA.330G - модификация транспортного вертолета SA.330F с ГТД Turmo IVC.

SA.330Н - модификация SA.330С с ГТД Turmo IVC.
SA.330J - гражданская версия на базе SA.330F с ГТД Turmo IVC.
SA.330L - экспортная многоцелевая версия. Существует ударно-транспорная версия вертолета с системой наведения и оружием с вертолета CSH-2 Rooivalk (AH-2), на 2 узлах подвески на концах крыльев и 4 подкрылевых узлах. Вооружение включает УР "воздух-воздух" Armscor Darter, 4 ПТУР Atlas Swift.
IAR-330H - румынский транспортный вариант фирмы IAR на базе SA.330H.
IAR-330L - румынский ударно-транспортный вариант с 2 20-мм пушками, 4 ПТУР Малютка, или 4 ПУ 16х55-мм или 8 ПУ 122-мм НУР, или 4 100 кг бомб, или 2-4 контейнера ГМП-2 с 2 7.62-мм пулеметами и 550 патронами.
Oryx - гибридная версия разработанная фирмой Atlas(ЮАР) на базе SA.330L, но с двигательной системой вертолета SA.332.

экипаж, человек2-3
длина, м14.06
высота, м5.14
диаметр главного винта, м15.0
диаметр хвостового винта, м3.04
количество * тип силовой установки2 * ГТД Turbomeca Turmo IVC
мощность силовой установки, л.с.2 * 1 600
масса пустого, кг3 615
масса взлетная, кг7 400
масса максимальная, кг7 500
масса нагрузки, кг3 000 (или 3 200 на подвеске)
скорость максимальная, км/ч271
практический потолок, м6 000
радиус действия, км570
вооружение встроенное20-мм пушка GIAT M621 или 2 * 7.62-мм пулемет
вооружение подвесное2 ПУ Matra 155, Thomson-Brandt 68-22 или Thomson-Brandt 68-36 c 18, 32 или 36 68-мм НУР
Вертолет SA.330 Puma ВМС Франции на палубе Вертолет SA.330 Puma в НАТО Вертолет SA.330 Puma ВМС Великобритании Вертолет SA.330 Puma ВМС Великобритании над берегом Вертолет SA.330H Puma ВВС Румынии Вертолет SA.330J Puma перед взлетом Вертолет SA.330 Puma, вид снизу крупным планом Вертолет SA.330 Puma на выставке Схема вертолета SA.330 Puma Вертолет SA.330 Puma ВМС Португалии Вертолет SA.330 Puma ВМС Португалии Вертолет SA.330 Puma ВМС Португалии Вертолет SA.330 Puma ВМС Португалии Вертолет SA.330 Puma ВМС Португалии Вертолет SA.330 Puma ВМС Португалии Вертолет SA.330 Puma ВМС Португалии крупным планом Вертолет SA.330 Puma ВМС Португалии Вертолет SA.330 Puma, стабилизирующий винт Вертолет SA.330 Puma ВМС Португалии Вертолет SA.330 Puma ВВС ЮАР Вертолет SA.330J Puma Вертолет SA.330 Puma ВМС Португалии
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь