Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Истребитель J-7 Fishbed

Производитель: Shenyang Aircraft Company (КНР) Государство: КитайГосударство: АлбанияГосударство: Танзания

Конструкция самолета J-7 соответствует конструкции российского самолета МиГ-21 и описана в главе, посвященной этому самолету.

Размеры. Размах крыла 7,15 м (J-7), 7,92 м (Супер-7); длина самолета 13,46 м (J-7), 13,95 м (J-7II, J-7M), 14,56 м (FT-7P), 15,04 (Супер-7); высота 4.1 м; площадь крыла 23 кв.м., 24,62 кв.м. (Супер-7).

Массы и нагрузки, кг: пустого 5 145 (J-7II), 5275 (J-7M), 8 800 (Супер-7); нормальная взлетная максимальная 7570 (J-7), 7 372 (J-711), 7531 (J-7M), 10 800 (Супер-7); топлива во внутренних баках 1 860 (2 385 л).

Летные данные. Максимальная скорость горизонтального полета 2 121 (J-7), 2 175 км/ч (J-7II, J-7M), 1 900 (Супер-7); максимальная скороподъемность у земли 180 м/с; практический потолок 18 700 м, 18 000 м (Супер-7); практическая дальность без ПТБ 1 300 км (J-7), 1 200 км (J-7II), практическая дальность с ПТБ 1 580 км (J-7), 1 490км (J-7II), 1 470км (J-7M), 1 340 км (FT-7P), перегоночная дальность 2 200 км (FT-7P), длина разбега 700-900 м; длина пробега с тормозным парашютом 750-800 м, максимальная эксплуатационная перегрузка - 8,0-8,5 (УТС - 7,0).

Боевое применение. Сразу после поступления на вооружение ВВС КНР истребители J-7 включились в активную "охоту" за американскими самолетами, нарушающими воздушное пространство Китая. До 1971г. самолеты J-7 сбили шесть пилотируемых самолетов-нарушителей, кроме того, совместно с J-6 было уничтожено более 300 разведывательных и агитационных аэростатов. Самолеты J-7 поставлялись ВВС Египта, где пополнили парк истребителей МиГ-21. По оценкам египетских летчиков, китайские самолеты в целом соответствовали уровню советских истребителей МиГ-21Ф-13, превосходя последние по мощности пушечного вооружения. Прекращение выпуска в СССР самолетов МиГ-21, а в США Нортроп F-5 (а также отказ от производства истребителя F-21) создало благоприятные условия для заполнения "экологической ниши" в классе легкого многоцелевого истребителя китайским вариантом самолета МиГ-21. В восьмидесятых годах истребители J-7 пополнили ВВС Ирана, Ирака и ряда других стран "третьего мира". Предпринимались попытки (правда, неудачные) выхода на южноамериканский рынок. Самолет J-7 использовался на заключительном этапе ирано-иракской войны, а также в ходе боевых действий в районе Персидского залива, где два самолета J-7-II ВВС Ирака были сбиты истребителями ВВС США F-15C, применившими УР "Сайдуиндер".

Максимальная скорость установившегося разворота составляет 14,7 град/с (М=0,7, h=0) и 9,5 град/с (М=0,8, h=5 000 м), со скоростью, соответствующей М=0,9 до М=1,2 на высоте 5 000 м самолет разгоняется за 35 с. Истребитель J-7PM имеет усовершенствованное кабинное оборудование, а также радионавигационное оборудование фирмы Коллинз. В сентябре 1988г. с фирмой Данлоп было заключено соглашение о налаживании с 1991г. выпуска углеродных тормозов шасси для самолетов J-7PM. Потребность ВВС во всепогодном истребителе-перехватчике заставила китайскую авиационную промышленность в 1981г. приступить к работам по проектированию самолета J-7-III, оснащенного радиоприцелом и в общих чертах соответствующего советскому истребителю МиГ-21ПФМ. Сборка первого самолета J-7-III, занявшая 30 дней, завершилась в феврале 1984г., первый полет самолета состоялся 26 апреля 1984г. (самолет пилотировал Ю Мингуэн). Программа летных испытаний завершилась в декабре 1984г. Самолет оснащен многоцелевой РЛС JL-7, обеспечивающей действие как по воздушным, так и по наземным радиоконтактным целям (созданию станции предшествовала разработка опытных РЛС "317" и "317А"). Сведений о поставках истребителя J-7-III на экспорт не имеется. Поступление на вооружение ВВС Китая сверхзвуковых истребителей потребовало создания усовершенствованного учебно-тренировочного самолета. В 1979г. на базе истребителя J-7-II началась разработка УТС JJ-7, близкого к советскому самолету МиГ-21УТИ. Первый полет нового УТС состоялся 5 июля 1985г. В отличие от исходного истребителя J-7-II, на самолете JJ-7 штанга ПВД была установлена справа над воздухозаборником, введена подсветка приборов красным цветом.

Для подготовки летчиков был создан УТС JJ-7 (экспортный вариант FT-7, вариант для ВВС Пакистана - FT-7P), имеющий усовершенствованный ТРД WP7B и фюзеляж, удлиненный на 610 мм. Разработка самолета начата в 1989г., первый полет состоялся в ноябре 1990г. УТС оснащен ИЛС "956", радиодальномером 7М, радиовысотомером HRA/2, кинофотопулеметом "2032", системой "свой-чужой" АРХ-101. Вооружение УТС размещается на двух подкрыльевых узлах подвески и состоит из УР PL-2/2B, блоков HF-5A (18 НАР калибром 57 мм), бомб калибром до 250 кг и двухствольной пушки 23-3 (23 мм, копия российской пушки ГШ-23Л), установленной в контейнере на подфюзеляжном узле подвески. Вооружение самолета FT-7P включает пушку 23-3 с боекомплектом 186 снарядов, а также ракетное и бомбовое вооружение максимальной массой 1 650 кг на пяти узлах внешней подвески (УР класса воздух-воздух AIM-9P и R.550, HAP LAP-68, бомбы Mk.82). Стремясь увеличить экспортный потенциал истребителя J-7, правительство КНР заключило 21 октября 1988г. соглашение с американской фирмой Грумман о совместной разработке усовершенствованного истребителя CATIC/Грумман "Супер"-7. Были выполнены предварительные исследования и продувки модели истребителя в АДТ, однако охлаждение отношений между Китаем и США привели к замедлению работ по проекту, переориентации на более широкое использование китайского научного и технического потенциала, а также привлечению новых партнеров по программе (России и Великобритании).

В отличие от исходного самолета, новый истребитель имеет боковые нерегулируемые воздухозаборники, крыло oувеличенной площади с предкрылками и наплывами, новый фонарь кабины увеличенных размеров с улучшенным обзором, гаргрот с накладным топливным баком, ТРДДФ Дженерал Электрик F404/RM12 (1 * 80,4кН / 1 * 8 200 кгс) Р-33 (1 * 8 300 кгс) или Турбо Юнион RB199 (1 * 80,4кН / 1 * 8 200 кгс), единый заправочный узел, тормозной гак, вертикальное оперение большей площади, шасси с колесами увеличенного размера и управляемым передним колесом. Самолет предполагается оснастить РЛС Вестингауз APG-66 (аналогичная РЛС устанавливается на истребителях Дженерал Дайнэмикс F-16A), ИЛС, ИНС, современным связным оборудованием. Вооружение самолета Супер-7 должно включать двухствольную пушку 23-2 (23 мм). На четырех подкрыльевых узлах внешней подвески предполагается разместить УР класса воздух-воздух PL-2, PL-2А, PL-5B, PL-7, R.550 "Мажик", блоки НАР 57-2 (57 мм) и 90-1 (90 мм), свободнопадающие бомбы калибром 50, 150, 250 и 500 кг. На концах крыла будут установлены дополнительные узлы подвески для УР с ИК системой самонаведения. На подфюзеляжном и крайних под-крыльевых узлах внешней подвески предполагается разместить ПТБ. По утверждению китайских специалистов, боевые возможности самолетов Супер-7 должны приближаться к возможностям американского истребителя F-16A. В приобретении самолетов Супер-7 выразило заинтаересованность правительство Пакистана.

В 1958г. в СССР началось серийное производство истребителя МиГ-21, который рассматривался как основной фронтовой истребитель стран "социалистического лагеря". В 1961г. с китайским правительством было заключено соглашение о налаживании серийного выпуска самолета МиГ-21Ф-13 и ТРДФ Р-11 на китайских заводах по советской лицензии. Однако охлаждение отношений между СССР и КНР в начале 1960-х годов привело к тому, что Китай не получил часть технологической документации, что затруднило освоение производства нового МиГа. Постройка китайского варианта самолета МиГ-21Ф-13, получившего в КНР обозначение J-7, началась на заводе в Шеньяне в начале 1964г., статиспытания завершились к ноябрю 1965г., а 17 января самолет, пилотируемый летчиком Ге Венронгом, совершил первый полет. В ходе летных испытаний была достигнута скорость, соответствующая М=2,02. В июне 1967г. начался серийный выпуск J-7. Несколько позже постройка самолетов этого типа была освоена на заводах в Ченгду и Гуанджоу. Во второй половине 1960-хгг. серийный выпуск самолетов J-7 существенно замедлился из-за дезорганизации китайской экономики, вызванной "Великой культурной революцией". Кроме того, сказывались трудности самостоятельного (без советской технической помощи) освоения сложнейшей, по тем временам, техники, соответствующей уровню высших мировых достижений. Первоначально ресурс двигателей, установленных на истребителях ранних серий (WP7, 1х50кН/1х5100 кгс) не превышал 100 ч. Кроме ВВС КНР, небольшое число самолетов J-7 было поставлено союзникам Китая - Албании и Танзании.

Завод в Ченгду стал базовым предприятием по созданию новых модификаций истребителя J-7. Там был разработан усовершенствованный вариант самолета, получивший обозначение J-7-I. В 1976г. началась работа над модификацией J-7-II. По сравнению с исходным истребителем новый самолет имел нерегулируемый воздухозаборник с центральным конусом, усовершенствованный ТРДФ WP7B с увеличенной тягой (1 * 60кН / 1 * 6 100 кгс) и ресурсом, вторую пушку (30 мм) и более вместительный подфюзеляжный ПТБ емкостью 720 л. Тормозной парашют был перемещен из отсека в нижней задней части фюзеляжа в контейнер, установленный за килем (аналогичное изменение ранее было сделано значительно раньше и на советских самолетах МиГ-21). На истребителе было применено новое катапультное кресло, установленное вместо системы "СК", использовавшейся на ранних модификациях самолета МиГ-21. Кресло обеспечило возможность покидания самолета на малой высоте в диапазоне скоростей 250-850 км/ч. Применение нового катапультного кресла потребовало изменения конструкции фонаря кабины (аналогичные изменения были сделаны и на советских самолетах МиГ-21 при переходе на кресло КМ-1). Впервые для спасения летчика новое кресло было успешно применено в 1984г., до конца 1985г. было осуществлено пять катапультирований, закончившихся успешно. В 1985г. катапультное кресло, впервые установленное на самолете J-7-II, удостоено "Национальной золотой медали качества".

Первый полет самолета J-7-II состоялся 30 декабря 1978г. (летчик - Ю Мингуэн). Истребитель J-7-II состоит на воружении ВВС КНР, а также поставляется на экспорт. Машины, поставленные в Египет (а также советские самолеты МиГ-21, имеющиеся в ВВС этой страны) были переоснащены ИЛС фирмы GEC-Эвионикс и американскими УР AIM-9P "Сайдуиндер". Самолеты J-7-II ВВС КНР оснащены оптическим прицелом SM-3A или AFS3A (на самолетах более позднего выпуска устанавливается ИЛС китайской разработки), радиокомпасами СТ-3 и WL-7, радиовысотомером "262", радиодальномером "222", системой свой-чужой "602", Вооружение включает две пушки 30-1 (30 мм, боекомплект 60 снарядов на ствол), на двух под-крыльевых узлах подвески могут размещаться УР с ИК системой самонаведения PL-2, HAP и свободнопадающие бомбы калибром до 250 кг (в перегрузочном варианте - до 500 кг). С 1979г. на авиазаводе в Ченгду ведутся работы по созданию специальных экспортных вариантов самолета J-7, в рамках которых были построены истребители J-7A, J-7B, J-7M и J-7PM. Техническое проектирование самолета J-7M началось в 1981г. под руководством главного конструктора Ту Джида. Самолет оснащен радиодальномером "226", ИЛС "956", возможно применение оружия западного производства, в том числе УР R.550 "Мажик" и AIM-9 "Сайдуиндер".

экипаж, человек1
длина, м13.46
размах крыльев, м7.15
высота, м4.1
количество * тип силовой установки1 / ТРДФ WP7B
тяга бесфорсажная / форсажная, кгс1 * 6 100 / -
масса пустого, кг5 145
масса, взлетная, кг7 570
масса максимальная, кг10 800
масса нагрузки, кг1 650
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч - / 2 121
практический потолок, м18 700
радиус действия, км1 300 (с ПТБ - 1 580)
дальность полета перегоночная, км2 200
максимальная эксплуатационная перегрузка8.5
вооружение встроенноедве пушки 23-1 (23 мм, копия российской пушки ГШ-23)
вооружение подвесноеУР PL-2/2B, блоки HF-5A (18 НАР калибром 57 мм), бомбы калибром до 250 кг
J-7 Fishbed на взлете J-7 Fishbed на авиасалоне J-7 Fishbed ВВС КНР J-7 Fishbed с ПТБ и УР УТС JJ-7 Fishbed J-7 Fishbed ВВС Вьетнама Истребители J-7 Fishbed на аэродроме F-7MG Fishbed - экспортный вариант J-7 J-7 Fishbed на выставке JJ-7 Fishbed - учебно-тренировочный вариант истребителя Эскадрилия J-7 Fishbed на аэродроме Самолеты J-7 Fishbed на аэродроме Зачехленные J-7 Fishbed J-7 Fishbed у ангара Предполетная подготовка J-7 Fishbed Истребитель J-7 Fishbed и его арсенал Двойка J-7 Fishbed в полете J-7 Fishbed на ночном аэродроме F-7MG, экспортная модификация истребителя J-7 Fishbed Двойка J-7 Fishbed ВВС КНР
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь