Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Истребитель Lavi

Производитель: Israel Aircraft Industries (Израиль) Государство: Израиль

К началу 1980-х годов уровень авиационной промышленности Израиля значительно вырос в связи с опытом, полученным при создании истребителя Кфир на основе французского самолета Мираж 5. Это позволило поставить задачу создания более совершенного боевого самолета полностью оригинальной конструкции, который бы еще более уменьшил зависимость Израиля от зарубежных поставок оружия. Новый самолет, получивший название Лави, предназначался для выполнения ударных операций (непосредственная авиационная поддержка и изоляция поля боя) со способностью вести воздушный бой для самообороны. Он должен был заменить в ВВС Израиля боевые самолеты А-4 Скайхок и Кфир С.2/С.7.

Программа проектных исследований самолета Лави началась в феврале 1980г., рабочее проектирование - в октябре 1982г., первый опытный самолет впервые поднялся в воздух 31 декабря 1986г., второй - 30 марта 1987г. Предусматривалась постройка пяти опытных самолетов и 300 серийных, включая 60 двухместных учебно-боевых, с началом поставок в 1990г. и достижением начальной боеготовности в 1992г. Однако США, с помощью которых осуществлялась разработка "Лави", не выражали желания оказывать значительную финансовую поддержку и на этапе его серийного производства. А без такой поддержки серийный выпуск был невозможен из-за требовавшихся крупных финансовых вложений. В результате в августе 1987г., после выполнения опытными самолетами 82 полетов, израильское правительство приняло решение отказаться от дальнейшего осуществления программы самолета Лави. Взамен Лави Израилю была предоставлена возможность закупить дополнительное число американских истребителей F-16. Однако история "Лави" на этом не завершилась. Израиль сумел достроить третий (двухместный) опытный самолет, который был впервые поднят в воздух 25 сентября 1989г. и с тех пор используется в качестве летающей лаборатории TD (Technology Demonstrator) для доводки бортового электронного оборудования и других перспективных самолетных систем израильской разработки.

Конструкция. Одноместный однодвигательный самолет Лави выполнен по схеме утка с треугольным низкорасположенным крылом. В конструкции широко используются композиты, доля которых достигает около 22% (по массе). Из углепластика выполнены обшивка и несиловые элементы конструкции крыла, киль, ПГО, поверхности управления, крышки лючков. Стреловидность крыла по передней кромке 54 град. Самолет имеет девять поверхностей управления: две консоли цельноповоротного ПГО, два отклоняемых носка крыла на внешней части консолей крыла, два внутренних и два внешних элевона, а также руль направления. Шасси трехопорное с убирающимися в фюзеляж одноколесными стойками. Колея шасси 2,31 м, база 3,86 м.

Силовая установка. ТРДДФ PW1120 разработан американской фирмой Пратт-Уитни и должен был производиться по лицензии израильской фирмой Бет Шемеш. Воздухозаборник подфюзеляжный односкачковый, аналогичен по схеме воздухозаборнику американского истребителя F-16.

Общесамолетные системы. Система управления полетом цифровая электродистанционная с четырехканальной схемой резервирования и без резервной механической проводки, разработана американской фирмой Лир Астроникс и израильской МВТ. Ручка управления полетом с центральным расположением. Спинка катапультируемого кресла летчика (Мартин-Бейкер Mk10) имеет небольшой наклон (10 град). От большого наклона, как, например, на истребителе F-16, было решено отказаться вследствие того, что израильские летчики при полетах на F-16 сталкивались с чрезмерной напряженностью мышц плечевого пояса и шеи.

Целевое оборудование. Комплекс БРЭО на 60-70% состоит из компонентов израильской разработки. Фирма Элта спроектировала РЛС, систему РЭБ и связное оборудование. Многорежимная импульсно-доплеровская РЛС EL/M-2032 (которую предполагалось установить на самолете TD в 1991г.) создавалась на основе разработанной в 1970-х годах РЛС EL/M-2021B. Ожидалось, что она будет сравнима по характеристикам с РЛС APG-68, применяемой на самолете F-16C, и будет иметь режимы сопровождения воздушных целей на проходе, картографирования местности с высокой разрешающей способностью и обхода наземных препятствий при доплеровском сужении луча, обнаружения надводных целей. Максимальная дальность обнаружения целей 56 км. Вычислительный комплекс представляет собой распределенную систему из 17 процессоров. Центральная бортовая компактная ЭВМ АСЕ-4 фирмы Элбит имеет массу 5 кг, быстродействие до 600 тыс.опер./с и большой объем памяти (128 Кб) при средней наработке на отказ 2 500 ч. ЭВМ совместима с шиной данных, соответствующей стандарту MIL-STD-1553B. Установлена система управления подвесным вооружением SMS-86. В 1991г. предполагалось установить ИНС TINS 1700 фирмы Тамам и приемник спутниковой навигационной системы. Кабина самолета оборудована тремя многофункциональными индикаторами на приборной доске (один с цветной ЭЛТ, два - с монохромными ЭЛТ) израильских фирм Элбит и Астронотикс и широкоугольным дифракционным ИЛС фирмы Хьюз. Фирма Элоп разрабатывала нашлемный индикатор с волоконно-оптическим кабелем, имеющий поле зрения 30x30 град.

Вооружение. Установлена встроенная пушка калибром 30 мм. Имеется 11 точек подвески внешних грузов (семь под фюзеляжем с размещением вооружения без пилонов непосредственно у поверхности фюзеляжа и четыре под консолями крыла) плюс рельсовые направляющие на концах крыла для УР класса воздух-воздух.

Расчетные характеристики самолета Лави:

Размеры. Размах крыла 8,78 м; длина самолета 14,57 м; высота самолета 4,78 м; площадь крыла 33,05 кв.м.

Двигатели. Число и тип 1 ТРДДФ Пратт-Уитни PW1120; форсированная/ нефорсированная тяга 82,7 / 55,6 кН (8 440 / 5 670 кгс).

Массы и нагрузки, кг: взлетная максимальная 18 370, нормальная 9 990; максимальная расчетная нагрузка на внешних узлах 7 260; максимальная боевая нагрузка без ракет класса воздух-воздух 2 720; запас топлива во внутренних баках (вырабатываемый) 2 625, в подвесных баках 4 165.

Летные данные. Максимальное число М полета на высоте более 11 000 м - 1,85; скорость проникновения к наземной цели на малой высоте с 2 УР с ИК ГСН и 8 бомбами M117 по 340 кг - 997 км/ч, с 2 УР с ИК ГСН и 2 бомбами Mk84 по 910 кг - 1 106 км/ч; угловая скорость при М=0,8 на высоте 4 575 м: установившегося разворота 13,2 град/с, неустановившегося разворота 24,3 град/с; длина разбега около 300 м; дальность полета: с 2 бомбами Mk84 по 910 кг или 6 бомбами Mk82 по 227 кг по профилю большая-малая-большая высота 2 130 км, при боевом патрулировании для обеспечения ПВО 1 855 км; максимальная угловая скорость крена 300 град/с; максимальные эксплуатационные перегрузки +9/-3 (+7,2 для варианта TD).

экипаж, человек1 (в варианте TD - 2)
длина, м14.57
размах крыльев, м8.78
высота, м4.78
количество * тип силовой установки1 / ТРДДФ Пратт-Уитни PW1120
тяга бесфорсажная / форсажная, кгс5 670 / 8 440
масса пустого, кг9 990
масса, взлетная, кг -
масса максимальная, кг18 370
масса нагрузки, кг7 260
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч997 / 1.85M
практический потолок, м18 000
радиус действия, км1 855
дальность полета перегоночная, км2 130
максимальная эксплуатационная перегрузка+9 / -3
вооружение встроенноепушка калибром 30 мм
вооружение подвесноена 11 узлах подвески: УР, бомбы MK82 и MK84
Lavi над городом Lavi в авиамузее Lavi - экспонат музея Двойка Lavi в полете Lavi у ангара Lavi на фоне заката Lavi на взлете Приборная панель Lavi Сборка Lavi Вид сзади на Lavi Lavi на испытаниях Вид на ПГО Lavi Дозаправка Lavi от Boeing 707 Lavi, вид спереди Дозаправка Lavi от A-4 Skyhawk
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь