Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Истребитель JAS39 Gripen

Производитель: Saab (Швеция) Государство: Швеция

В июне 1980г. правительство Швеции приняло решение о финансировании предварительного проектирования нового многоцелевого истребителя JAS (Jakt/Attack/Spanning - истребитель, ударный самолет, разведчик), предназначенного для замены всех вариантов самолетов "Вигтен" и "Дракен". К самолету предъявлялись требования высокой эксплуатационной технологичности, возможности применения с ВПП длиной 800 м и с участков автострад аналогичной длины. 3 июня 1981г. консорциум JAS Индастри, образованный фирмами SAAB-Сканиа (возглавляет консорциум), Вольво Флюгмотор, Эриксон и FFV, представил техническое предложение министерству обороны Швеции. На конкурс были предложены также самолеты фирм из других стран (Макдоннелл-Дуглас F/A-18, Дженерал Дайнэмикс F-16, Нортроп F-18L, Дассо-Бреге Мираж 2000, Нортроп F-5S). В начале 1982г. был выбран проект самолета SAAB 2105, который в дальнейшем получил обозначение JAS39 Грипен.

Концепция самолета JAS39 оригинальна: в отличие от других зарубежных перспективных истребителей (F-22, Рафаль, EFA), которые должны обладать повышенными боевыми возможностями при сохранении взлетной массы примерно на уровне самолетов предыдущего поколения, самолет JAS39 должен иметь примерно такие же ЛТХ, что и предшествующий шведский истребитель Вигген, при существенно меньшей массе, что снижает его стоимость. Также в целях экономии самолет выполнен по однодвигательной схеме (как предыдущие шведские реактивные истребители), в то время как все остальные зарубежные перспективные истребители имеют двухдвигательную компоновку. 6 мая 1982г. правительство Швеции одобрило планы разработки и закупки до 2001г. пяти опытных и 140 серийных (в том числе 14 двухместных учебно-тренировочных) самолетов. Соответствующие контракты были заключены 30 июня 1982г. и 9 мая 1992г. В дальнейшем возможна постройка для ВВС Швеции еще 160-180 самолетов в усовершенствованном варианте.

Приход в Швеции к власти в 1991г. более правого правительства усилил программу самолета JAS39. Новая администрация объявила себя сторонницей сохранения независимой системы ПВО, несмотря на распад СССР и сообщила о поддержке программы самолета JAS39. Чтобы частично компенсировать расходы, связанные с созданием самолета, правительство Швеции решило ослабить свои традиционные ограничения в области торговли оружием и поддержать усилия концерна JAS Индастри по маркетингу самолета JAS39 на мировом рынке. Об этом, в частности, свидетельствует включение в состав шведской делегации на международном авиасалоне Фарнборо-92 короля Карла XVI Густафа, премьер-министра и министра обороны Швеции (такой представительной шведской делегации в Фарнборо не было с 1970-х гг., когда здесь впервые появился истребитель "Вигген"), причем министр обороны Андерс Бьорк прибыл на выставку на самолете "Вигген", чтобы "подчеркнуть свою веру в концепцию однодвигательного истребителя". Однако пока эти усилия не принесли успеха и некоторые западноевропейские страны (Швейцария, Финляндия), которые, как предполагали шведы, могли бы закупить JAS39, отдали предпочтение американскому самолету Макдоннелл-Дуглас F/A-18 Хорнит.

Цельноповоротное ПГО стреловидностью 43 град по передней кромке установлено по бокам фюзеляжа в верхней части воздухозаборников и имеет небольшое положительное поперечное V. Оно отклоняется для продольного управления самолетом в малоскоростном полете и при маневрировании, а также устанавливается носком вниз на полный ход на пробеге, играя роль воздушного тормоза. По бокам хвостовой части фюзеляжа размещены тормозные щитки, используемые в полете. Установлен стреловидный киль большого удлинения с рулем направления. Шасси трехопорное с одноколесными основными и двухколесной носовой стойками рассчитано на посадку с большой вертикальной скоростью. Основные стойки убираются вперед в фюзеляж, управляемая передняя стойка - назад с поворотом колеса на 90 град. Используются тормозные (на всех стойках) колеса фирмы Гудъир с углеродными дисковыми тормозами, установлен автомат торможения. Колея шасси 2,60 м, база 5,30 м.

Силовая установка. ТРДДФ RM12 разработан на основе американского двигателя Дженерал Электрик F404 и имеет по сравнению с исходным двигателем увеличенные на 5% расход воздуха и на 37? С температуру газов перед турбиной. Длина двигателя 4,04 м, диаметр 0,88 м, масса 1050 кг. Предполагается разработка вариантов с форсированной тягой в классе 88 кН (9 тс) и 98 кН (10 тс). Установлены ВСУ Микротурбо TGA15 и воздушный турбостартер DA15. Воздухозаборники боковые плоские с отсекателями пограничного слоя. Топливо размещается в протестированных фюзеляжных баках. Система регулирования подачи топлива обеспечивает управление центровкой самолета. Возможна установка подвесных топливных баков емкостью по 500 или 1 000 л.

Общесамолетные системы. Установлены две основные гидравлические системы фирмы Даути Ротол и одна резервная система. Основная система электроснабжения включает генератор фирмы Сандстренд (400Гц, 40 кВ * А), резервная - генератор малой мощности (10 кВ * А). Самолет аэродинамически неустойчив при большинстве вариантов нагрузок и режимов полета. Искусственная устойчивость обеспечивается цифровой ЭДСУ с трехканальной схемой резервирования, разработанной американской фирмой Лир Астроникс. Имеется также резервная строенная аналоговая система, резервная механическая проводка отсутствует. Отклонение органов управления осуществляется с помощью гидроприводов фирмы Муг. ЭДСУ прошла испытания на модифицированном самолете "Виг-ген". Она обеспечивает демпфирование движения самолета, ослабление воздействия порывов ветра, стабилизацию углового положения, высоты и скорости полета, предотвращает штопор, автоматически ограничивая перегрузку, углы атаки и скольжения, угловую скорость рыскания с учетом подвесок. Ручка управления центрального расположения с уменьшенным ходом.

Целевое оборудование. Предусмотрена многорежимная поисковая система Эриксон/GEC Ферранти PS-05A, включающая импульсно-доплеровскую РЛС с плоской волноводно-щелевой антенной решеткой в носовой части фюзеляжа и контейнер с ИК системой переднего обзора или лазерным дальномером. РЛС имеет передатчик на ЛБВ с жидкостным охлаждением и может выполнять большее в три раза число функций по сравнению с РЛС PS-46/A самолета JA37 при меньшем на 40% объеме (0,14 м без антенны) и существенно меньшей массе (161 кг в сравнении с 273 кг). Она обеспечивает обнаружение целей на фоне земной и водной поверхности и имеет повышенную помехозащищенность. Система PS-05A имеет следующие режимы работы: при перехвате - быстрый захват целей на большой дальности, поиск и сопровождение целей при сканировании, быстрое сканирование и захват целей на малой дальности, автоматическое управление ракетно-пушечным огнем; при атаке наземных и надводных целей и разведке - поиск целей, сопровождение целей при сканировании, картографирование с нормальным и повышенным разрешением, управление огнем, обход наземных препятствий и навигация. РЛС должна обеспечивать лобовую атаку воздушных целей с использованием ракет с полуактивным радиолокационным наведением. Контейнер с ИК системой устанавливается под правым воздухозаборником и предназначен для выполнения ударных и разведывательных задач в темное время суток. Установлена станция предупреждения о радиолокационном облучении с датчиком, размещенным у конца киля.

Используется вычислительная система Эриксон SDS 80, состоящая из 40 микроЭВМ (по сравнению с семью на самолете AJ37) и имеющая три шины данных, соответствующих стандарту MIL-STD-1553. Установлены связная аппаратура Бофор Аэротроникс AMR 345, лазерная инерциальная навигационная система фирмы Ханиуэлл, бесплатформенная курсовертикаль фирмы BAe, электронная система индикации Эриксон EP 17, включающая широкоугольный дифракционный ИЛС фирмы Хьюз с видеокамерой GEC Ферранти FD5040 и три программируемых монохромных индикатора на ЭЛТ фирмы Эриксон на приборной доске. Левый экранный индикатор - пилотажный, центральный - картографический с отображением тактической обстановки, на правый экранный индикатор выводятся изображения от видеокамеры, РЛС и ИК обзорной системы.

Вооружение включает встроенную пушку Маузер ВК27 (27 мм) и подвесное оружие на семи наружных узлах (два под каждой консолью крыла, два на концах крыла, один центральный подфюзеляжный), которое может состоять из УР класса воздух-воздух RB71 ("Скай Флеш"), RB74 (AIM-9L "Сайдуиндер") или AIM-120, а также УР класса воздух-поверхность RB75 ("Мейврик"), противокорабельных ракет SAAB RBS15F, бомб, HAP и кассетного оружия.

Размеры. Размах крыла 8,00 м; длина самолета 14,10 м; высота самолета 4,70 м; площадь крыла 30,5 кв.м.; угол стреловидности крыла по передней кромке 45 град.

Двигатель. Число и тип - 1 ТРДДФ Дженерал Электрик-Вольво Флюгмотор RM12 (F404-GE-400); статическая форсированная/нефорсированная тяга 80,5 / 54,0 кН (8 210 кгс / 5 510 кгс).

Массы и нагрузки, кг: взлетная масса максимальная 12 470, нормальная 9 160 кг, масса пустого снаряженного самолета 6 620; запас топлива во внутренних баках 2 270.

Летные данные. Число M полета на всех высотах 1,0; потребная длина ВПП около 800 м; максимальная эксплуатационная перегрузка 9.

Постройка первого опытного самолета JAS39 была завершена 26 апреля 1987г., его первый полет состоялся 9 декабря 1988г. (на полтора года позже первоначально запланированного срока). В шестом полете 2 февраля 1989г. этот самолет разбился вследствие недоработки электродистанционной системы управления полетом (ЭДСУ). После потери первого опытного самолета шведским специалистам пришлось переработать законы управления и программное обеспечение ЭДСУ (а всего за время разработки самолета блок аэродинамических данных для ЭДСУ изменялся по меньшей мере шесть раз, что привело к удорожанию ЭДСУ в 2,5 раза). В связи с этим график программы был пересмотрен, летные испытания опытных самолетов возобновились только в мае 1990г. и начало поставок серийных самолетов ВВС Швеции, первоначально намечавшееся на 1992г., сдвинуто на 1993г. Первый серийный самолет поднялся впервые в воздух 10 сентября 1992г. Первый полет первого опытного двухместного самолета JAS39B намечен на 1996г. Исследуется возможность создания начиная с 1996г. усовершенствованного одноместного варианта JAS39C и экспортного варианта JAS39X.

К концу 1992г. пять опытных самолетов совершили 580 полетов. В испытаниях достигался угол атаки 20 град, разрешен выход на угол атаки 26 град, достигнута перегрузка 9. Однако, по-видимому, JAS39 по маневренным характеристикам уступает не только перспективным, но и лучшим современным истребителям. По свидетельству начальника ЦАГИ Г.И. Загайнова, наблюдавшего показательное выступление JAS39 на выставке Фарнборо-92, от этого самолета с электродистанционной системой управления можно было ожидать значительно более эффектных демонстрационных маневров. Приняв решение о разработке JAS39 Швеция сохранила свою традицию самостоятельного создания новых боевых самолетов, однако "степень независимости" в программе новой машины существенно уменьшилась: в состав бортовых систем истребителя JAS39 входит в два раза больше зарубежных компонентов, чем на предыдущем шведском самолете "Вигген" (40% в сравнении с 20%). Например, американские фирмы играют ведущую роль в разработке двигателя самолета и системы управления полетом, английские фирмы поставляют катапультируемые кресла, системы кондиционирования и шасси, французские фирмы изготавливают топливную систему и вспомогательную силовую установку, германские - пушку. Гидравлическая система изготавливается немецкой и английской фирмами. Трудоемкость разработки самолета с 1980г. до первого полета опытного самолета составила 20 млн чел.-ч. В 1982г. парламент Швеции одобрил предельно допустимую стоимость программы разработки и постройки 140 серийных самолетов в размере 25,7 млрд крон по курсу 1981г. (включая стоимость вооружения, оборудования и запчастей). Однако реальные расходы должны быть существенно выше, так как стоимость лишь последних 110 (из заказанных 140) самолетов составит согласно контракту 57,7 млрд шведских крон (более 9,6 млрд долл. США) по курсу 1992г.

Конструкция. JAS39 представляет собой одноместный самолет схемы "утка" с одним двигателем, расположенным в фюзеляже. Планер рассчитан на максимальную эксплуатационную перегрузку 9 и примерно на 30% (по массе) выпалнен из углепластика, который применен в конструкции крыла, ПГО, киля и створок люков. Среднерасположенное треугольное крыло удлинением 2,1 имеет срезанные законцовки и уступ по передней кромке. Крыло разработано английской фирмой BAe и первые три экземпляра крыльев изготовлены в Англии. Имеются двухсекционные элевоны (внутренние секции элевонов - зависающие) и предкрылки. Герметическая кабина летчика с каплевидным фонарем. Катапультируемое кресло Мартин-Бейкер SlOLS обеспечивает аварийное покидание летчиком самолета на стоянке.

экипаж, человек1
длина, м14.1
размах крыльев, м8.0
высота, м4.7
количество * тип силовой установки1 / ТРДДФ Дженерал Электрик-Вольво Флюгмотор RM12 (F404-GE-400)
тяга бесфорсажная / форсажная, кгс8 210 / 5 510
масса пустого, кг6 620
масса, взлетная, кг9 160
масса максимальная, кг12 470
масса нагрузки, кг6 500 (предельно допустимая - 8 000)
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч1.0 M / 1/0 M
практический потолок, м19 000
радиус действия, км -
дальность полета перегоночная, км3 300
максимальная эксплуатационная перегрузка9
вооружение встроенноепушка Маузер ВК27 (27 мм)
вооружение подвесноена 7 узлах подвески: УР RB71 (Скай Флеш), RB74 (AIM-9L Сайдуиндер) или AIM-120, RB75, бомбы, HAP
Двойка JAS39 Gripen в полете JAS39 Gripen после взлета JAS39 Gripen на ВПП Взлет истребителя JAS39 Gripen Вид снизу на JAS39 Gripen JAS39 Gripen набирает высоту JAS39 Gripen с УР AIM-9 и Sparrow JAS39 Gripen с тяжелыми ракетами и ПТБ JAS39 Gripen маневрирует над лесом JAS39 Gripen над Северным морем JAS39 Gripen убирает шасси после взлета ПГО истребителя JAS39 Gripen в режиме торможения Арсенал истребителя JAS39 Gripen УР и ПТБ на пилонах JAS39 Gripen Подвесна блока НУРС на пилон истребителя JAS39 Gripen Перезаряжение пушки истребителя JAS39 Gripen JAS39 Gripen отрывается от земли Приборная панель JAS39 Gripen РЛС истребителя JAS39 Gripen Схема истребителя JAS39 Gripen Вид спереди на истребитель JAS39 Gripen Нагретый воздух превращает взлетающий JAS39 Gripen в мираж JAS39 Gripen очень фотогиничен! Вид спереди-сверху на JAS39 Gripen JAS39 Gripen над городом Эскадрилия истребителей JAS39 Gripen на аэродроме Подвеска тяжелых УР на пилоны JAS39 Gripen Проверка БРЭО истребителя JAS39 Gripen Замена двигателя на истребителе JAS39 Gripen Установка УР на крыльевой пилон JAS39 Gripen Двойка JAS39 Gripen над морем JAS39 Gripen в максимальной загрузке JAS39 Gripen в национальных цветах Швеции JAS39 Gripen на международном авиасалоне в Чехии Двойка JAS39 Gripen переходит в пикирование Хвостовая секция JAS39 Gripen Сопло двигателя JAS39 Gripen Вид на тормозной щиток JAS39 Gripen Дозаправка JAS39 Gripen в воздухе УР на крыльевых пилонах JAS39 Gripen Блоки НУРС на пилонах JAS39 Gripen Носовая стойка шасси истребителя JAS39 Gripen Шасси истребителей JAS39 Gripen УБС JAS39B Gripen Двойка JAS39 Gripen над горами JAS39 Gripen над облаками Звено JAS39 Gripen на аэродроме JAS39 Gripen над озером JAS39 Gripen в полете
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь