Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Истребитель МФИ (1.44)

Производитель: ОКБ имени Микояна (Россия) Государство: Россия

Треугольное крыло имеет прямолинейную переднюю кромку без наплывов, оснащенную двухсекционным адаптивным отклоняемым носком. Механизация прямолинейной задней кромки каждой консоли крыла включает двухсекционные элевоны. Каждая консоль крыла оборудована развитым задним наплывом с дополнительной многофункциональной управляющей поверхностью и силовой килевой балкой, в которой размещается радиоэлектронная аппаратура. К килевой балке крепятся консоли вертикального оперения и подбалочных гребней. На нижней поверхности каждой консоли крыла имеются узлы для установки пилонов внешней подвески вооружения. Переднее горизонтальное оперение - цельноповоротное. Оно расположено выше плоскости хорд крыла. На его носке имеется вихреобразующий "клык". ПГО используется не только как орган аэродинамического управления самолетом. При полетах на больших углах атаки оно вместе с крылом участвует в создании подъемной силы. В хвостовой части самолета, между основаниями килей и соплами двигателей, размещено две дополнительных поверхности управления, использующиеся как рули высоты.

Вертикальное оперение самолета включает два широко разнесенных киля трапециевидной формы с небольшой отрицательной стреловидностью задней кромки, оснащенных рулями направления, и подбалочные гребни, также оборудованные рулями направления. "Развал" килей, имеющих относительно малую площадь, должен способствовать снижению эффективной отражающей поверхности самолета на боковых ракурсах облучения. Гребни установлены без 'развала'. Всего на динамически неустойчивом самолете имеется 16 различных управляющих поверхностей (включая ПГО), приводимых в действие комплексной системой дистанционного управления с многократным резервирование. Летчик размещается в катапультном кресле изменяемой геометрии, разработанном НПП 'Звезда' под руководством Г.И. Северина. В сочетании с новым противоперегрузочным костюмом это значительно повышает работоспособность летчика при ведении маневренного боя с высокими перегрузками.

Шасси самолета - трехопорное, убирающееся в фюзеляж. На передней опоре установлено два колеса размерами 620 * 180 мм, на основных опорах - по одному колесу размерами 1030 * 350 мм. Большого диаметр колес основных опор обеспечивает проходимость по грунтовым аэродромам. Передняя опора шасси убирается назад по полету в нишу в гондоле воздухозаборников, закрываемую двумя боковыми створками. Основных опоры убираются в ниши центральной части фюзеляжа вперед с разворотом колес. Каждая ниша закрывается парой створок. Допускается возможность взлета самолета с быстросборного трамплина, что позволяет эксплуатировать МФИ с коротких взлетных полос (в частности, участков ВПП, уцелевших после налета авиации противника).

Силовая установка. Самолет оснащен двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажной камерой двигателями АЛ-41Ф, установленными в хвостовой части фюзеляжа. Эти двигатели "двадцатитонного" класса с управляемым вектором тяги обеспечивают истребителю сверхманевренность в воздушном бою во всем диапазоне скоростей и длительный крейсерский полет на сверхзвуковых скоростях на бесфорсажном режиме. Воздухозаборник - подфюзеляжный, с управляемым входом. Каналы S-образной формы имеют радиопоглощающую облицовку, что обеспечивает экранирование лопаток компрессоров двигателей. Осесимметричные управляемые сопла двигателей могут отклоняться на углы +15? в вертикальной плоскости и на +8? - в горизонтальной. Внутренняя поверхность их створок покрыта высокотемпературной керамикой.

На внешних и внутрифюзеляжных узлах подвески могут быть размещены также перспективные ракеты класса 'воздух-поверхность'. Под крылом могут устанавливаться неуправляемые средства поражения наземных целей - блоки НАР и авиабомбы. Для ведения ближнего маневренного воздушного боя и поражения наземных целей самолет должен быть оснащен и стрелково-пушечным вооружением (усовершенствованная встроенная пушка калибра 30 мм).

Отработанная с участием специалистов ЦАГИ оригинальная аэродинамическая компоновка обеспечивала перспективному истребителю высокие маневренные характеристики как на дозвуковой, так и на сверхзвуковой скоростях, сочетающиеся со сверхзвуковой крейсерской скоростью и малой радиолокационной заметностью. Общее руководство работами по созданию МФИ осуществлял генеральный конструктор ОКБ им. А. И. Микояна Р.А. Беляков. Главным конструктором был назначен Герой Советского Союза, инженер и летчик-испытатель Г. А. Седов, а его заместителями - В. Н. Щепин и Б. П. Воротников (в 1997 г. Юрий Воротников сменил Георгия Седова на должности главного конструктора). Значительный вклад в создание МФИ внесли заместитель генерального конструктора Анатолий Белосвет, а также специалисты ЦАГИ (в частности, академик Г. С. Бюшгенс). Комплексная система управления МФИ разрабатывалась под руководством генерального конструктора В. М. Петрова, а электрогидравлические приводы органов управления - под руководством Б. В.Белевитина.При разработке истребителя была использована автоматизированная система проектирования.

В 1988 г. вышли тактико-технические требования ВВС на самолет МФИ, а в 1989 г. был выпущен полный комплект рабочих чертежей МФИ, что позволило начать постройку первой опытно-экспериментальной машины, получившей заводской индекс "1.44". Она предназначалась для оценки и отработки на летных испытаниях аэродинамики перспективного истребителя, определения основных летно-технических характеристик, характеристик устойчивости и управляемости, оценки прочности, испытаний и доводки комплексной системы управления (КСУ), силовой установки, систем и оборудования, а впоследствии и всего комплекса в целом. Серийное производство МФИ было решено организовать на Нижегородском авиационном производственном объединении "Сокол", который был задействован и в постройке опытных самолетов, а также самолетов для статиспытаний. В программе испытаний МФИ предполагалось использовать лишь 5 самолетов с постепенным наращиванием его функций, в то время как для доводки МиГ-29 построили 13 машин. Выполнение полной программы испытаний должно было занять не менее 1 000 летных часов. Большой объем работ провели специалисты НПО "Сатурн" им. А.М.Люльки, которые сумели изготовить более двух десятков двигателей АЛ-41Ф, испытывавшихся на стендах завода и ЦИАМ, а также на летающих лабораториях ЛИИ: дозвуковой - на базе бомбардировщика Ту-16 и сверхзвуковой - на базе перехватчика МиГ-25ПД (ЛЛ 20-84). Двигатель был оснащен системой управления вектором тяги.

Первоначально работы по программе шли быстрыми темпами, не уступая или даже опережая по срокам работы над американскими аналогами - Локхид YF-22 и Нортроп YF-23, создававшимися в рамках программы ATF. Однако экономическая и политическая ситуация в стране, сложившаяся в начале 1990-х годов, привела к замедлению хода реализации программы. В 1992 г. было резко сокращено финансирование работ по МФИ. Тем не менее, опытному производству АНПК МИГ удалось построить макет самолета, элементы планера для статических испытаний и, совместно с серийными заводами, создать задел для постройки опытных образцов. В начале 1994 г. завершилась сборка первого летного прототипа МФИ - опытно-экспериментального самолета 1.44, и летом того же года он был доставлен на летную станцию АНПК МИГ на аэродроме ЛИИ им. Громова в Жуковском, где была продолжена наземная отработка его систем и начата подготовка к летным испытаниям. В декабре того же года машина, управляемая летчиком-испытателем Романом Таскаевым, совершила первую скоростную рулежку по взлетно-посадочной полосе ЛИИ с отрывом передней опоры шасси. Однако из-за резкого сокращения бюджетных ассигнований по теме МФИ в связи с экономическими трудностями в стране довести истребитель до стадии летных испытаний тогда не удалось. В 1995 г. финансирование программы было практически прекращено. Лишь в 1998 г. удалось найти средства для возобновления испытаний.

Бортовые системы и оборудование. Бортовое радиоэлектронное оборудование боевого варианта самолета будет включать систему управления вооружением, навигационный комплекс, комплекс средств радиосвязи, комплекс РЭП, комплексную систему дистанционного управления аэродинамическими поверхностями (элевонами, щитками, носками крыла, ПГО, рулями направления) и двигателями (величиной и направлением вектора тяги). Бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования строится как иерархическая система, объединяемая мультиплексными каналами обмена информацией и 'руководимая' бортовой автоматической системой управления (БАСУ), основой которой являются сверхбыстродействующие вычислительные машины, обладающие огромным объемом памяти. БАСУ получает и перерабатывает информацию от всех систем самолета, бортового оборудования и силовой установки; диагностирует и и анализирует обстановку; оптимизирует выработку решений на земле, в полете и в процессе воздушного боя.

Основу бортового комплекса управления вооружением составляет импульсно-допплеровская многофункциональная БРЛС пятого поколения с фазированной антенной решеткой. Она способна обнаруживать и сопровождать большое число воздушных целей одновременно и обеспечивать обстрел ракетами нескольких (около 20) целей. Кроме того, в состав системы управления вооружением истребителя будут входить оптико-электронные системы обнаружения и сопровождения целей и нашлемная система целеуказания. Управление самолетом (в том числе и посредством системы УВТ двигателей) осуществляется при помощи цифровой комплексной системы. Использование комплексной системы управления позволило отказаться от аэродинамических тормозов, функции которых выполняют другие поверхности управления. Кабина оснащена современной системой индикации. Летчик по своему желанию может выбирать необходимый объем и вид представления информации на многофункциональных электронных индикаторах.

Реалистическое изображение в сочетании с режимом интерактивного управления позволит летчику эффективно взаимодействовать с бортовым оборудованием и средствами поражения. В состав кабинного оборудования планируется включить специальное бортовое устройство оценки физического состояния летчика КСЛ. Оно не только будет информировать летчика о выходе на запредельные для его организма уровни перегрузки, но и осуществит автоматический увод самолета на безопасный режим при потере летчиком сознания. Навигационное оборудование самолета будет включать системы инерциальной и спутниковой навигации, радиотехническую систему ближней навигации и посадки, радиовысотомер и другую аппаратуру, используемую на летательных аппаратах данного класса.

Вооружение. Опытно-экспериментальный образец самолета МФИ не имеет вооружения, но на боевом варианте истребителя будет обеспечено применение всей номенклатуры имеющихся сегодня на вооружении российской авиации управляемых и неуправляемых средств поражения, а также перспективных образцов высокоточного оружия, разрабатывавшихся специально для авиационных боевых комплексов 5-го поколения. Основной вариант вооружения самолета МФИ будет включать управляемые ракеты средней дальности РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения и ракеты ближнего воздушного боя Р-73 с тепловыми головками самонаведения, а также их дальнейшие модификации. Не исключается возможность применения ракет 'воздух-воздух' большой и сверхбольшой дальности, которые могут быть созданы на базе ракет (Р-37 и КС-172), используемых на истребителях-перехватчиках МиГ-31 и МиГ-31М, а также перспективных ракет малой дальности. По сообщениям печати основной состав вооружения класса 'воздух-воздух' размещается внутри конформного контейнера, подвешиваемого под фюзеляжем.

В конце 1998 г. руководителям фирмы было разрешено продемонстрировать опытный истребитель общественности. Такая демонстрация была призвана привлечь внимание к проекту и привести к выделению правительством дополнительных средств, необходимых для начала испытаний. Кроме того, показ новейшего самолета мог позволить ОКБ найти потенциальных зарубежных партнеров, заинтересованных в совместной с фирмой МИГ разработке перспективных истребителей. Публичная презентация самолета МФИ состоялась 12 января 1999 г., когда перспективный истребитель среди других самолетов АНПК МИГ был официально представлен российскому военному командованию, военным атташе ряда зарубежных стран и представителям средств массовой информации. Самолет прибыл на место показа своим ходом, запустив двигатели АЛ-41Ф и прорулив по взлетно-посадочной полосе Летно-исследовательского института. В финансировании доводочных работ принимали участие сами авиастроители: РСК МиГ, HПО "Родина", МHПК "Авионика", двигателестроительное объединение "Люлька-Сатурн".

Первый полет "1.44" состоялся 29 февраля 2000 г. на аэродроме ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском. 18 минутный полет проходил на скорости 500-600 км/час. Самолет пилотировал летчик-испытатель Герой России В. Горбунов. По словам летчика полет, которого мы все так ждали, прошел на удивление буднично. Машина вела себя послушно, хотя очевидно, что по своим пилотажным качествам это принципиально новый самолет. Так что вся работа еще впереди. 27 апреля 2000 г. "1.44" совершил второй 22-минутный испытательный полет. В полете был проверен ряд самолетных и двигательных систем, кроме того, в отличие от первого полета на истребителе выпускалось и убиралось шасси. Истребитель МФИ создавался как противовес самолетам Локхид-Мартин F-22A Рэптор (ATF), Еврофайтер EF2000 Тайфун и Дассо Рафаль. По оценкам специалистов НИИ ВВС российский истребитель превосходит лучший зарубежный аналог - F-22A - по летно-техническим и пилотажным характеристикам, а также по совокупной боевой эффективности. В частности, широкое применение средств снижения радиолокационной заметности позволило уменьшить ЭПР самолета до уровня, меньшего чем у Рэптора -. При этом российская машина обладает более высокими скоростными, высотными, разгонными и маневренными характеристиками, что обеспечивается, в частности, уникально высокой тяговооруженностью самолета (1,4 по сравнению с 1,15 у Рэптора).

По словам главнокомандующего ВВС Анатолия Корнукова самолет типа МФИ, несмотря на финансовые трудности, все же найдет свое место в Военно-Воздушных Силах России. Однако это машина даже не завтрашнего, а послезавтрашнего дня. По утверждению главкома поступление истребителей нового поколения в строевые части может начаться лишь в 2008-2010 гг., т.е. на пять-семь лет позже, чем ВВС США получат его ближайший аналог - F-22A Рэптор. В то же время следует иметь в виду, что американская машина идет на смену самолетам F-15C Игл, уже исчерпавшим свой модернизационный потенциал, тогда как российский многофункциональный фронтовой истребитель пятого поколения призван заменить более совершенные Су-27, которые в начале 2000-х годов должны пройти модернизацию, приближающую их боевые возможности к уровню истребителей пятого поколения.

Следует отметить тот факт, что потребность отечественных ВВС в тяжелом истребителе, имеющем большую дальность, обусловлена географическим положением страны-необходимостью прикрыть с воздуха огромные пространства Севера и Сибири, не имеющие развитой наземной инфраструктуры. Поэтому, в отличие от европейских стран, сделавших окончательный выбор в пользу однокомпонентного парка истребительной авиации, для России жизненно важно сохранить двухкомпонентную структуру, включающую легкий, дешевый и массовый многоцелевой фронтовой самолет с высоким экспортным потенциалом, а также тяжелый истребитель, предназначенный в основном для внутреннего пользования и противодействия американскому F-22. Высокая стоимость (по оценкам - $70 млн.) в сочетании с ограниченностью оборонного бюджета России, очевидно, не позволят заказать истребитель МФИ в количестве, соизмеримом с объемом выпуска истребителей предыдущего поколения (эта тенденция характерна и для США, где с 2001 по 2011 г. Пентагон намерен профинансировать закупку лишь 339 серийных F-22A, тогда как приблизительно за такой же временной интервал американские ВВС закупили 1 103 истребителя типа F-15). По причине высокой стоимости будет ограничен и экспортный потенциал МФИ. Однако МАПО МИГ и ВВС рассматривает самолет "1.44" в значительной степени и как своего рода летающий стенд, предназначенный для исследования и летной проверки передовых технологий, отработки элементов конструкции менее дорогостоящего и более "реального" по срокам легкого фронтового самолета ЛФС. Ход программы МФИ в значительной мере может ускорить международная кооперация: в печати сообщалось, что Китай предложил свое участие в финансировании работ по созданию этого истребителя при условии последующих поставок МФИ ВВС КНР, а на более позднем этапе - передачи лицензии на его серийное производство. Особенности конструкции

Конструкция. Самолет "1.44" выполнен по аэродинамической схеме "утка" со среднерасположенным крылом, размещенным на нем двухкилевым вертикальным оперением, цельноповоротным передним горизонтальным оперением (ПГО) относительно большой площади, а также органами поперечного управления в хвостовой части самолета. Крыло, фюзеляж и оперение в сочетании с системой управления тягой двигателей и комплексной системой управления образуют единую, адаптивную к режимам полета аэродинамическую структуру, обеспечивающую чрезвычайно высокое для маневренных сверхзвуковых самолетов аэродинамическое качество на дозвуковом и сверхзвуковом режимах. Планер выполнен с широким использованием крупногабаритных конструкций из композиционных материалов на основе углепластика и полимеров (26% по массе), а также алюминиево-литиевых сплавов, новых марок высокопрочных нержавеющих сталей, титановых сплавов. Широко применены средства снижения радиолокационной и тепловой заметности (конфигурация планера, радиопоглощающие материалы и покрытия, экранирование радиолокационно-контрастных элементов конструкции и т. п.). Носовая часть фюзеляжа имеет сечение, близкое к эллиптическому. Ряд поверхностей имеет оребрение, обеспечивающее снижение ЭПР.

Фюзеляж самолета выполнен из условия обеспечения минимальной омываемой поверхности и минимальных миделевых сечений. С этой целью воздухозаборники силовой установки, расположенные под головной частью фюзеляжа, максимально сближены друг с другом и образуют единую гондолу. Двигатели также максимально сближены. Спереди на носовом конусе устанавливаются штанги основного и вспомогательного (на период проведения испытаний) приемников воздушного давления. Кабина летчика снабжена фонарем с подвижной частью, открывающейся плоско-параллельным движением вверх-назад, чем должна обеспечиваться меньшая "парусность" фонаря на стоянке и рулежке. Фонарь самолета - двухсекционный, по конфигурации близкий фонарю истребителя МиГ-29. Фонарь плавно переходит в грот, заканчивающийся в районе сопел двигателей стекателем. В центральной части фюзеляжа расположены основные топливные баки, S-образные воздушные каналы двигателей и ниши уборки основных опор шасси. Подфюзеляжные воздухозаборники - сверхзвуковые, регулируемые. В гондоле воздухозаборников оборудована ниша для уборки передней опоры шасси.

Предварительные работы по созданию тяжелого истребителя пятого поколения для ВВС и ПВО начались в конце 1979 года в рамках программы И-90 (истребитель 1990-х годов). В 1981 г. Целевая комплексная программа создания истребителей 90-х гг. была утверждена Постановлением правительства. Помимо ММЗ им. А.И.Микояна, в ее выполнении приняли участие ведущие институты и разработчики самолетных систем министерств оборонных отраслей промышленности и Министерства обороны. Необходимость в такой программе объяснялась масштабностью поставленных задач: предстояло разработать не только сами самолеты нового поколения, но и весь комплекс средств их оснащения, включая перспективные двигатели, радиолокационную и оптико-электронную обзорно-прицельную аппаратуру, пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование, системы РЭП, управляемое ракетное вооружение. В 1981 г. ЦАГИ были выданы рекомендации по самолету, выполненному по схеме "утка" с треугольным адаптивным крылом и большим количеством отклоняемых поверхностей, обеспечивающих высокие значения аэродинамического качества как на дозвуковых, так и на сверхзвуковых режимах, а также полет на закритических углах атаки.

В 1983 г. была утверждена "Комплексная целевая программа" работ по самолету, силовой установке, БРЭО и вооружению, а также тактико-техническое задание ВВС и ПВО. Предэскизная разработка нового истребителя в ОКБ им. А. И. Микояна осуществлялась на конкурсной основе параллельно с работами ОКБ им. П.О.Сухого над истребителем с крылом обратной стреловидности (С-37). Аванпроект перспективного истребителя был выполнен специалистами ОКБ им. А.И.Микояна в 1985 г. Особенность его заключалось в том, что выполнялся он в двух частях - по многофункциональному фронтовому истребителю и истребителю ПВО, получившему название МФИ, и по легкому фронтовому истребителю - ЛФИ. При этом предполагалась высокая степень унификации между обоими самолетами. На этапе аванпроекта с учетом результатов продувок в аэродинамических трубах ЦАГИ, предварительных данных по характеристикам двигателя, оборудования, исследований по снижению радиолокационной заметности, были определены рациональные размерности МФИ и ЛФИ, выбрана аэродинамическая схема самолетов, приняты основные конструктивно-компоновочные решения, такие, как компоновка фюзеляжа, форма и размещение воздухозаборников, схема хвостового оперения, а также определены параметры основных систем истребителей.

В 1987 (по другим источникам - в 1986) г. ММЗ им. А.И.Микояна совместно с другими участниками работ успешно защитил аванпроект по самолетам МФИ и ЛФИ, выиграв конкурс у ОКБ им.Сухого. В том же году вышло совместное партийно-правительственное постановление, в соответствии с которым ММЗ им. А.И.Микояна поручалась разработка МФИ в весовой категории Су-27. В дальнейшем из-за недостатка финансов работы по программе ЛФИ, предназначенного для замены МиГ-29, были заморожены и все усилия ОКБ были сосредоточены на тяжелом истребителе. В 1991 г. состоялась успешная защита эскизного проекта и макета МФИ. Основными его особенностями должны были стать: сверхманевренность; способность к сверхзвуковому полету на бесфорсажном режиме; малая радиолокационная и тепловая заметность; улучшенные взлетно-посадочные характеристики; значительное сокращение стоимости летного часа, количества технического состава, объема и веса нестандартного оборудования, требующегося для обслуживания самолета; новая архитектура комплекса БРЭО, структура информационно-управляющего поля кабины, высокая степень интеграции. Параллельно с работами над многофункциональным фронтовым истребителем на основе базовой конструкции прорабатывались варианты самолета-разведчика, истребителя корабельного базирования и другие модификации.

экипаж, человек1
длина, м21.7
размах крыльев, м16.3
высота, м6.0
количество * тип силовой установки2 / ДТРДФ АЛ-41Ф
тяга бесфорсажная / форсажная, кгс - / 2 * 18 500
масса пустого, кг -
масса, взлетная, кг28 000
масса максимальная, кг35 000
масса нагрузки, кг6 000 - 7 000
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч - / 2.6 М
практический потолок, м -
радиус действия, км -
дальность полета перегоночная, км2 500 (на дозвуке - 4 500)
максимальная эксплуатационная перегрузка9
вооружение встроенное30-мм пушка
вооружение подвесноеУР КС-172, Р-37, Р-74, Р-77, НАР, бомбы
Рисунок МФИ (1.44) Истребитель МФИ (1.44) на аэродроме Вид спереди на истребитель МФИ (1.44) Первая официальная фотография МФИ (1.44) Вид на ПГО МФИ (1.44) Вид сзади на МФИ (1.44) МФИ (1.44) перед пробной рулежкой Схема истребителя МФИ (1.44) Сопла двигателей МФИ (1.44) Кили истребителя МФИ (1.44) Двигатели АЛ-41Ф истребителя МФИ (1.44) Вид спереди на МФИ (1.44) МФИ (1.44) демонстрируется представителям ВВС России МФИ (1.44) на ВПП МФИ (1.44) под открытым небом Вид сбоку на МФИ (1.44) МФИ (1.44) у ангара МФИ (1.44) буксируют на ВПП Вид сверху на МФИ (1.44) Масштабные модели истребителей МФИ (1.44) и С-37 Беркут Носовая секция истребителя МФИ (1.44)
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь