Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Истребитель МиГ-33 (МиГ-29М) Fulcrum

Производитель: ОКБ имени Микояна (Россия) Государство: Россия

Массы и нагрузки, кг: нормальная взлетная 15 100; максимальная боевая нагрузка 4 500.

Летные данные. Время барражирования с 3 500 кг боевой нагрузки на удалении 520 км 22 мин; дальность полета на крейсерской скорости и высоте без ПТБ 2 000 км, перегоночная с тремя ПТБ (2 * 1 150 л + 1 520 л) 3 200 км.

Целевое оборудование. По словам главного конструктора М.Р.Вальденберга, новая система управления вооружением, установленная на МиГ-29М, отличается улучшенной эффективностью при действиях по воздушным целям и пятикратным повышением возможностей при действиях по наземным целям. Применена многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС "Жук" с плоской щелевой фазированной антенной решеткой с электронным сканированием по углу места, программируемым сигнальным процессором и быстродействующей цифровой ЭВМ. Новая РЛС, разработанная концерном "Фазотрон" для МиГ-29М, С и К и размещающаяся в измененном обтекателе одинарной кривизны, работает с высокой, средней и низкой частотами повторения импульсов. РЛС "Жук" имеет дальность обнаружения цели типа истребителя 100 км, т.е. не выше, чем у РЛС, установленной на ранних модификациях самолета МиГ-29. Ее основное преимущество состоит в увеличении числа режимов работы, сопряжении с дополнительным оружием (в том числе с УР Р-77) и повышении степени автоматизации, в частности, в улучшении защиты от преднамеренных помех. Она позволяет осуществлять скрытное сопровождение на проходе до десяти целей одновременно и вести одновременный обстрел до четырех воздушных целей (РЛС РП-29 исходного МиГ-29 обеспечивает одноканальный обстрел) при использовании ракет с активной ГСН. В режиме воздух-поверхность возможно картографирование действительным лучом или синтезированной апертурой, обеспечение маловысотного полета с автоматическим облетом и обходом препятствий.

Установлен новый оптико-электронный локатор, аналогичный используемому на МиГ-29К. Входящая в состав локатора И К система поиска и сопровождения целей имеет улучшенное охлаждение и увеличенную в результате дальность обнаружения целей. ИК система сопряжена с телекамерой и лазерным устройством. Все три оптических канала имеют общую оптическую систему, размещенную перед фонарем кабины в шаровом обтекателе. Лазерная станция может выдавать дальность до воздушных целей для ракет класса воздух-воздух (на МиГ-29 лазер дает прицельную информацию только для воздушной стрельбы из пушки), обнаруживать подсвеченные с других ЛА или с земли цели и осуществлять подсвет целей для ракет с полуактивной лазерной ГСН Х-29Л и Х-25МЛ. ТВ канал увеличивает дальность опознавания воздушных и наземных целей и обеспечивает автоматическое сопровождение оптически контрастных целей с передачей прицельных данных на ТВ ГСН ракет Х-29Т или корректируемых бомб КАБ-500Кр. Возможен залповый пуск оружия с ТВ наведением. Был модифицирован также нашлемный прицел, главным образом для снижения его массы.

В кабине летчика по бокам приборной доски установлены два монохромных (в дальнейшем возможна установка цветных) многофункциональных индикатора с экранами больших размеров, на индикаторах отображаются пилотажные данные и информация от системы управления вооружением. На экранный индикатор может выводиться ТВ изображение для управления ракетами с ТВ наведением. Переключатели системы управления вооружением полностью находятся на РУД и ручке управления. Используется также новый ИЛС, который служит главным пилотажным прибором. Сохранившиеся в кабине приборы с круглыми шкалами играют роль резервных. Кресло летчика несколько приподнято и обзор из кабины вперед-вниз увеличен на 1,5 град до величины 15 град. По сравнению с МиГ-29 на МиГ-29М улучшены возможности подавления ПВО противника. Самолет снабжен станцией активных помех "Гардения-1", приемником предупреждения о РЛ облучении и контейнером на 120 (вдвое больше, чем на МиГ-29) патронов с дипольными отражателями и ИК ЛЦ. Патроны выстреливаются вверх из фюзеляжа. Приемники предупреждения о РЛ облучении обеспечивают выдачу целеуказания для противорадиолокационных ракет.

Вооружение. Сохранена пушка ГШ-301, но боекомплект уменьшен на треть до 100 патронов в связи с тем, что точность пушки оказалась выше, чем предполагалось (для поражения цели требуется 4-6 снарядов). МиГ-29М имеет под крылом восемь узлов подвески (вместо шести на исходном МиГ-29), а с учетом центрального подфюзеляжного узла всего имеется девять узлов, на каждом из которых может подвешиваться одна бомба калибра 500 кг. Вооружение включает ракеты класса воздух-поверхность и корректируемые бомбы с лазерным (Х-29Л, X-25МЛ) и ТВ (Х-29Т, КАБ-500Кр) наведением. В состав вооружения могут входить до четырех противокорабельных/противорадиолокационных УР X-31. Максимальное число ракет средней дальности Р-27 было увеличено до четырех, две из которых могут быть в варианте Р-27РЭ с увеличенной дальностью пуска (при пусках с МиГ-29М максимальная дальность ракеты Р-27РЭ не может быть реализована из-за ограниченных возможностей РЛС, но проявляется такое преимущество ракеты, как повышенная средняя скорость полета). Возможно применение УР класса воздух-воздух малой дальности Р-73 с ИК ГСН и новой УР класса воздух-воздух средней дальности Р-77.

Удачная схема истребителя МиГ-29 обусловила большие резервы его совершенствования. Это имеет большое значение в условиях, когда работа над принципиально новыми машинами затянулась из-за бюджетных ограничений (по словам генерального конструктора Р. А. Белякова, МиГ пятого поколения, изготовленный еще в 1991 г., до начала 1993 г. так и не поднялся в воздух из-за нехватки средств на доводку двигателей). Реализуя присущие самолету МиГ-29 возможности дальнейшего развития, ОКБ им. А. И. Микояна создало вариант МиГ-29М (М - "модифицированный") с улучшенными возможноcтями при действиях по наземным целям. В конструкции новой машины воплощены достижения в области конструкционных материалов, двигателестроения и электроники конца 1980-х годов. Новый самолет отличается использованием электродистанционной системы управления, улучшенного оборудования, двигателей повышенной тяги. Увеличены боевая нагрузка и дальность полета самолета. Первый опытный образец совершил первый полет в конце 1989 г. Самолет впервые демонстрировался представителям прессы в феврале 1992 г. в Мачулищах (близ Минска) во время показа авиационной техники главам стран СНГ, а осенью этого же года был показан на авиасалоне Фарнборо-92 в Великобритании. К концу 1992 г. построены шесть опытных самолетов и были близки к завершению летно-конструкторские испытания, государственные сдаточные испытания могут быть завершены в 1993 г. В МАПО им. П. Дементьева ведется подготовка к серийному производству. После принятия самолета на вооружение ему может быть присвоено новое обозначение - МиГ-33.

Р. А. Беляков считает, что МиГ-29М имеет большой экспортный потенциал в силу того, что это многоцелевой самолет с высокими характеристиками, способный эффективно действовать по воздушным и по наземным целям и оснащенный двумя двигателями - немаловажный фактор для стран, самолетам которых часто приходятся совершать полет над морем. ЭПР самолета МиГ-29М меньше, чем у ряда его соперников на экспорном рынке. А. А. Белосвет, первый заместитель генерального конструктора, уверен, что МиГу-29М не грозит участь американского истребителя Нортроп F-20 "Тайгершарк", который не нашел экспортных заказчиков главным образом потому, что он оказался не нужен американским ВВС. "Российские ВВС осуществляют руководство и контроль за программой МиГ-29М, чему мы придаем очень большое значение". При разработке варианта МиГ-29М вопросам надежности и эксплуатационной технологичности самолета придавалось такое же значение, как и летным свойствам и характеристикам системы управления оружием. МиГ-29М будет иметь среднюю наработку на отказ 8 ч, коэффициент готовности к выполнению задания 90% и трудоемкость техобслуживания 11,5 чел.-ч на 1 ч полета. Для обслуживания одного самолета требуется 7 чел. наземного технического персонала. Предполетная подготовка занимает 30 мин, время подготовки к повторному вылету 15-25 мин в зависимости от устанавливаемого оружия и нагрузки. Трудоемкость замены двигателя составляет 11,6 чел.-ч с временем замены 2,2 ч. Заявленное среднее время устранения отказа 11,2 ч.

Высокие противоштопорные характеристики исходного МиГ-29 на новом варианте еще более улучшены и генеральный конструктор уверен, что "в отношении штопора и сопротивляемости сваливанию МиГ-29М - лучший из существующих истребителей мира". МиГ-29М - это еще один шаг в направлении создания истребителя пятого поколения, который разрабатывается с 1988 г. и, по словам представителей ОКБ, при максимальной скорости не выше, чем у существующих самолетов, будет иметь повышенную дальность полета, увеличенную боевую нагрузку, а также новые формы и другие средства для существенного снижения заметности в радиолокационном, ИК и оптическом диапазонах. Возможно применение системы отклонения вектора тяги двигателей. В целом боевой потенциал истребителя будущего возрастет в 3-4 раза.

Конструкция. Аэродинамика самолета в основном не изменилась, хотя максимально допустимый угол атаки повышен с 24 град (у исходного МиГ-29) до 30 град вследствие применения ЭДСУ. В то же время конструкция фюзеляжа претерпела существенные изменения. Носовая часть фюзеляжа имеет два отличия: во-первых, она изготовлена из алюминиево-литиевого сплава 01420 и это привело к некоторому уменьшеию ее массы из-за более высокой удельной прочности такого сплава, а во-вторых, она выполнена сварной, что позволило отказаться от заклепок и, следовательно, от использования герметика в зоне кабины и топливных баков и дает возможность использовать под баки все свободные внутренние объемы. В конструкции самолета более широко используются композиционные материалы. Из КМ изготовлены тормозной щиток, воздухозаборники, обшивка отсека силовой установки и вертикальное оперение. Ресурс конструкции составит 2 500 ч с возможным его увеличением до 4 000ч.

Передние кромки корневых наплывов выполнены более острыми. Это повышает интенсивность вихре-образования на больших углах атаки и, вместе с элеронами увеличенного размаха улучшает характеристики управляемости самолета на малых скоростях полета. Над крылом отсутствуют надкрыльные форкили, в которых на предыдущих вариантах самолета размещались упаковки дипольных отражателей и ИК ловушек. К мелким изменениям относятся модификация обтекателя РЛС и более широкий надфюзеляжный гаргрот. Площадь горизонтального оперения (ГО) увеличена с целью повышения эффективности управления, введен уступ по передней кромке FO для улучшения обтекания ГО при больших углах его отклонения. Большой (площадь более 1 кв.м.) тормозной щиток перенесен и установлен сверху фюзеляжа, для компенсации изменения продольного момента при его отклонении автоматически отклоняется ГО. Вместо одного тормозного парашюта с площадью купола 17 кв.м., использовавшегося на предыдущих вариантах, на МиГ-29М установлены два парашюта с площадью куполов по 13 кв.м. Шасси усилено вследствие повышения посадочной массы и имеет более эффективные тормоза.

Силовая установка. Установлены два усовершенствованных ТРДД РД-ЗЗК, разработанных первоначально для корабельного истребителя МиГ-29К. По сравнению с исходным двигателем РД-33 вариант РД-ЗЗК отличается увеличенной тягой, новым вентилятором с повышенным до 82 кг/с расходом воздуха. Цифровая система управления с полной ответственностью обеспечивает регулирование двигателя и управление рампой воздухозаборника. Полный ресурс двигателя 1 400 ч, ресурс до капитального ремонта 700 ч. Система перекрытия на взлете входа воздухозаборников (для их защиты от попадания посторонних предметов) заменена на более легкие убирающиеся сетки, имеющие противообледенительную защиту. Вспомогательные верхние заборники устранены и вместо этого установлены дополнительные топливные баки, что позволило увеличить максимальный запас топлива во внутренних баках на 1 500 л до 5 700 л. Могут подвешиваться два крыльевых ПТБ по 1 150 л и центральный подфюзеляжный ПТБ (1 520 л). Установлена система дозаправки в воздухе с убирающейся штангой-топливоприемником.

Общесмолетные системы. В отличие от предыдущих вариантов самолета МиГ-29, на которых установлена система управления полетом с механической проводкой, вариант МиГ-29М оснащен аналоговой электродистанционной системой управления с полной ответственностью. ЭДСУ, которая разрабатывалась в течение трех лет, имеет четырехканальную схему резервирования в продольном контуре и двухканальную в контурах крена и рыскания. Для управления элеронами и рулями направления используется и третий канал, в котором применена механическая проводка, отклоняющая органы управления на угол до половины полного хода. Установка ЭДСУ позволила применить неустойчивую компоновку, что также увеличивает дальность самолета благодаря снижению балансировочного сопротивления в крейсерском полете.

экипаж, человек1
длина, м14.8
размах крыльев, м11.4
высота, м4.3
количество * тип силовой установки2 * ТРДД РД-ЗЗК
тяга бесфорсажная / форсажная, кгс - / 2 * 8 800
масса пустого, кг10 300
масса, взлетная, кг15 100
масса максимальная, кг -
масса нагрузки, кг4 500
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч - / 2 400
практический потолок, м18 000
радиус действия, км345 (на скорости М=1.5)
дальность полета перегоночная, км2 000 (с тремя ПТБ - 3 200)
максимальная эксплуатационная перегрузка9
вооружение встроенноеодноствольная пушка ГШ-301 (боекомплект - 100 выстрелов)
вооружение подвесноена восьми узлах подвески: УР Р-27, Х-31, бомбы Х-29Л, X-25МЛ, Х-29Т, КАБ-500Кр калибром до 500 кг
МиГ-33 Fulcrum на испытаниях новой ракеты Кабина МиГ-33 Fulcrum МиГ-33 Fulcrum над лесом МиГ-33 Fulcrum в Жуковском Вид спереди на МиГ-33 Fulcrum МиГ-33 Fulcrum на авиасалоне МАКС
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь