Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Бомбардировщик Mirage IV

Производитель: Dassault (Франция) Государство: Франция

К середине 1993 г. на вооружении ВВС Франции оставалось 15 самолетов Мираж IVP, помимо которых в составе стратегических сил имелось 45 самолетов Мираж 2000N, обладающих несколько меньшей дальностью полета, но также вооруженных ракетами ASMP и оснащенных, в отличие от Миража IV, системой следования рельефу местности. Предполагалось, что Миражи IV будут полностью заменены самолетами Мираж 2000N в 1996-1997 гг.

В 1956 г. Франция приступила к разработке собственного ядерного оружия, в результате чего были созданы так называемые ядерные силы устрашения. Первое поколение соответствующих средств было приведено в готовность в середине 1966 г.: в их состав вошли стратегические бомбардировщики Мираж IVA (носители атомных бомб) и самолеты-заправщики Боинг KC-135F. В конце 70-х годов планировалось заменить их вторым поколением сил устрашения - баллистическими ракетамии. Час рождения французской атомной бомбы и носителя для нее - самолета Мираж IV - пробил после Суэцкого кризиса 1956 г., когда США заняли нейтральную позицию и отказались поддержать англо-франко-израильскую агрессию против Египта. Руководство Франции для выполнения своей ядерной программы выбрало уже существующий проект Миража IV, предложенный фирмой Дассо в 1955-1956 гг. и предусматривающий создание тяжелого истребителя. Но вместо этого Мираж IV стал легким бомбардировщиком, предназначенным для нанесения ядерных ударов: вначале с осуществлением сверхзвукового "броска" в зоне цели на большой высоте, а после модификации в 1967 г. - с преодолением ПВО на малой высоте.

Требования к самолету - носителю ядерного оружия были выпущены в 1956 г., контракт на его разработку заключен в апреле 1957 г. Опытный образец с обозначением Мираж IV-01 (два двигателя 'Атар' 09В, взлетная масса около 25000 кг) был построен в декабре 1958 г., наземные испытания были проведены в феврале 1959. Первый полет Мираж IV-01 совершил 17 июня 1959 г. в Melun-Villaroche ( департамент Seine-et-Marne ), пилотируемый Роландом Главани. Во время 33-го полета были достигнуты М=2.0 и высота 18 000 м. На опытном образце 01 в 1960 г. был установлен рекорд скорости (1822,0 км/ч) в полете по замкнутому 1 000-км маршруту. Ввиду хороших летных качеств самолета в 1960 г. были заказаны еще 3 предсерииных образца, nepвый из которых был облетан 12.10.1961 г., а последний - 23.01.1963 г. У этого самолета было 2 двигателя 'Атар' 9C' он был больше по размеру, под центральной частью фюзеляжа перед находившейся в нише ядерной бомбой был расположен большой круглый обтекатель радиолокационной антенны. Серийное производство самолета началось в 1963 г. Первый полет первой серийной машины - 7 декабря 1963 г. Поступление на вооружение ВВС Франции первой эскадрильи из 12 машин - октябрь 1964 г., окончание серийного производства - 1967 г. Всего построено 66 самолетов, включая один опытный, три предсерийных и 62 серийных Мираж IVA. Цена одного самолета около 40 млн фр. Проект модификации В, с большей взлетной массой и новой силовой установкой, так и не был реализован.

Хотя самолеты Мираж IV ВВС Франции были тяжелыми и довольно трудными в управлении, они могли быстро подниматься в воздух по тревоге прямо из укрепленных укрытий или с коротких неподготовленных полос (с помощью стартовых ракетных ускорителей). Вначале самолет Мираж IV считался промежуточным бомбардировщиком. Предполагалось заменить его впоследствии вновь разработанным бомбардировщиком с увеличенными втрое размерами. Но от создания нового бомбардировщика было решено отказаться из-за его высокой стоимости, а также в связи с успешным созданием и принятием на вооружение в 1971 г. других компонентов ядерной триады Франции: первых ПЛАРБ типа Редутабль (с ракетами типа М-1) и шахтных баллистических ракет средней дальности S-2.

Также не осуществлены предлагавшиеся глубокие модификации самолета. Например, по проекту 'Минерва', предусматривавшему оснащение самолета новыми двигателями с увеличенной до 88 кН (9 тc) тягой для уменьшения взлетной дистанции на 25% и повышения дальности полета на 15%. Не реализованы планы вооружения самолета свободнопадающей бомбой мощностью, увеличенной до 200-300 кт, и планирующей бомбой мощностью 50 кт с дальностью полета более 285 км. Самолет цельнометаллический, выполнен по схеме "бесхвостка" и имеет среднерасположенное трехлонжеронное треугольное в плане крыло с относительной толщиной у корня /на концах 3,8/ 3,2% и запилом по передней кромке. Есть двухсекционные элевоны. На верхней и нижней поверхностях крыла установлены воздушные тормоза. Средства механизации и противообледенительная система крыла отсутствуют. Панели обшивки изготовлены с применением механического фрезерования, другие элементы - с применением химического фрезерования.

Фюзеляж полумонококовой конструкции выполнен в соответствии с правилом площадей. Киль стреловидный двухлонжеронной конструкции с отсеком для тормозного парашюта. Кабина двухместная, с катапультируемыми креслами. Шасси фирмы Месье состоит из двух основных стоек с четырехколесными тележками и передней двухколесной стойки, которая убирается назад. Внутренний запас топлива размещается в баках-отсеках, расположенных в крыле между лонжеронами, в киле и в центральной части фюзеляжа между кабиной и отсеком двигателей. Под крылом могут устанавливаться два подвесных топливных бака емкостью 2500 л. Для перегоночных полетов предусмотрена возможность установки под фюзеляжем вместо бомбы дополнительно третьего топливного бака. Имеется система перекачки топлива, обеспечивающая перекрестное питание двигателей. Работает система заправки топливом в полете от самолета Боинг С-135F. Под консолями крыла для обеспечения короткого взлета могут устанавливаться 12 стартовых ракетных ускорителей. Система управления дублированная бустсрная с электрогидравлическими приводами и автоматами загрузки. Гидравлическая система состоит из двух независимых систем с двумя гидронасосами производительностью по 140 л/мин. Она обеспечивает привод поверхностей управления, конусов воздухозаборников двигателей, шасси, воздушных и колесных тормозов, системы управления передней стойкой шасси, выпуска тормозного парашюта и т.д. Имеется и аварийная подсистема со своим гидронасосом.

Электрическая система переменного тока включает два генератора мощностью по 20 кВА. Система кондиционирования кабины экипажа и отсеков радиоэлектронного оборудования фирмы SEMCA с отбором воздуха от двигателей. Самолет Мираж IVA оснащен дрплеровской навигационно-бомбардировочной системой с многофункциональной РЛС "Сирано" II и оптическим прицелом. Имеется оборудование РЭБ, автопилот SFENA и контейнер с фотокамерами ОМERA. У Миража IVP - новая навигационно-бомбардировочная система с РЛС ARCANA фирмы tomcoh-csf. Предусмотрена станция предупреждения о радиолокационном облучении. В 1977 г. 12 бомбардировщиков модифицированы в стратегические разведчики для использования на больших высотах (16 700-18 200 м) при числе полета М>2 и на малых высотах (90-180 м) при скорости полета 880-1200 км/ч. В 1981 г. началась программа работ по модификации 18 самолетов Мираж IVA в вариант Мираж IVP, вооруженный ядерной ракетой ASMP. Первая эскадрилья самолетов Мираж IVP достигла боевой готовности в мае 1986 г., последний из 18 самолетов был поставлен в декабре 1987 г. Перед принятием самолета Мираж IVP на вооружение проводились испытания по оценке воздействия электромагнитного излучения на его системы и вооружение, по определению ЭПР самолета, испытания средств противомолниевой защиты.

экипаж, человек2
длина, м23.49
размах крыла, м11.85
высота, м5.4
количество * тип силовой установки2 / ТРДФ SNECMA Atar 9К-50
тяга бесфорсажная / форсажная, кгс2 * 5 000 / 2 * 7 200
масса пустого, кг14 500
масса взлетная, кг33 475
масса максимальная, кг -
масса нагрузки, кг7 200
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч1 350 / 2 340
практический потолок, м20 000
радиус действия, км1 240
перегоночная дальность, км4 000
максимальная эксплуатационная перегрузка -
вооружение оборонительноеотсутствует
вооружение наступательноеядерная УР ASMP (100-150 кт) или ядерная бомба AN-22 (60 кт), 6 1200-кг или 16 450-кг бомбы или 4 УР
Бомбардировщик Mirage IV на взлете Mirage IV взлетает с использованием реактивных ускорителей Схема бомбардировщика Mirage IV Mirage IVA над горами Хвостовая секция Mirage IV Стойка шасси Mirage IV Mirage IV на испытаниях Экспериментальный Мираж IV-01 Посадка Mirage IV Быстрый старт Mirage IV Быстрый старт Mirage IV Любительская съемка Mirage IV Mirage IV в ангаре Mirage IVP с ядерной УР ASMP Mirage IVA на аэродроме Вид снизу на Mirage IVP Mirage IVP над облаками Экстренный взлет бомбардировщика Mirage IV Mirage IV в полете Mirage IV у ангара Вид на двигатели Mirage IV в режиме форсажа Mirage IV перед взлетом Mirage IV на взлетно-посадочной полосе Mirage IVP в режиме крейсерского полета Mirage IV после взлета Рисунок Mirage IV
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь