Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Истребитель МиГ-31 Foxhound

Производитель: ОКБ имени Микояна (Россия) Государство: РоссияГосударство: Китай

Массы и нагрузки, кг: нормальная взлетная 41 000, максимальная взлетная (с 2 ПТБ) 46 200.

Летные данные. Максимальная скорость на высоте 17 500 м 3 000 км/ч (М=2,82), на малой высоте 1 500 км/ч, крейсерская скорость соответствует М=2,3, практический потолок 20 600 м, максимальная дальность полета без подвесных баков 2 500 км, перегоночная дальность 3 300 км, боевой радиус действия при полете к рубежу перехвата на сверхзвуковой скорости (М=2,3): без подвесных топливных баков 720 км, с подвесными топливными баками 1 400 км, с дозаправкой в воздухе (М) 2 200 км, продолжительность барражирования с дозаправкой в воздухе 6 ч, максимальная эксплуатационная перегрузка 5.

Боевое применение. Самолет МиГ-31 ни разу не применялся против воздушных целей противника, однако в 1985г., после обострения советско-американских отношений в результате перехвата советскими истребителями северокорейского лайнера Боинг 747 в районе о.Сахалин, на Дальний Восток была направлена эскадрилья самолетов МиГ-31, одно появление которой привело к резкому уменьшению активности американской авиации в регионе. Косвенным следствием создания самолета МиГ-31 можно считать и снятие с вооружения в 1989г. американских высотных самолетов-разведчиков Локхид SR-71, характеристики которых, делавшие ранее эти крайне дорогостоящие самолеты неуязвимыми от истребителей ПВО, уже не могли спасать от атак МиГ-31.

Так что же представляет собой самолет, еще недавно считавшийся секретным и скрывавшийся за семью печатями? Проектирование его специалисты ОКБ имени А.И.Микояна начали еще в 1970 году, взяв за основу выпускавшийся серийно перехватчик МиГ-25, созданный в 60-е годы в ответ на появление в США высотных сверхзвуковых разведчиков и бомбардировщиков. Как и МиГ-25, это был цельносварной самолет из специальных сплавов. Первоначально машина даже называлась МиГ-25МП. Общее руководство по разработке и испытаниям возглавил Генеральный конструктор Р.А.Беляков. "Тридцать первый" предназначался для перехвата и уничтожения воздушных целей, летящих как на больших, так и на средних и малых высотах (на фоне земли); в передней и задней полусферах; в простых и сложных метеоусловиях; днем и ночью, при применении противником маневра и постановке им активных и пассивных радиолокационных помех и тепловых ловушек. Внешне он очень напоминает "двадцать пятый" - два киля, два скошенных воздухозаборника по бокам фюзеляжа. Но дальше начинаются различия, притом весьма существенные. Прежде всего бросается в глаза, что на МиГ-31 за кабиной летчика есть вторая кабина, тогда как "двадцать пятый" был одноместным. Эксплуатация самолета с довольно внушительной взлетной массой на обычных аэродромах заставила изменить конструкцию шасси: впервые на истребителе применили двухколесные тележки, на которых колеса располагались так называемым "разнесенным тандемом", что уменьшило давление на покрытие взлетно-посадочной полосы.

Энерговооруженность самолета увеличили за счет установки двух модифицированных, высокоэкономичных, турбореактивных, двухконтурных двигателей Д-30, развивающих на полном форсаже тягу по 15 500 кг - почти на треть больше, чем на "двадцать пятом". В отличие от других перехватчиков МиГ-31 способен в полете несколько раз дозаправляться от летающих танкеров, значительно увеличивая дальность и время полета. Новый истребитель оснастили помехозащищенным комплексом, обеспечивающим надежный перехват воздушных целей. Он состоит из бортовой радиолокационной станции с фазированной антенной решеткой (применена на самолете впервые в мире) теплопеленгатора для передней полусферы и индикатора тактической обстановки. Поскольку летчику стало труднее одновременно управлять машиной, вооружением и прицельно-навигационной аппаратурой, в экипаж ввели штурмана-оператора.

Есть на МиГ-31 и аппаратура передачи данных, предназначенная для взаимодействия групп из четырех машин в полете строем, целераспределения и координации атак. Она позволяет одновременно сопровождать до десяти целей и производить пуск управляемых ракет сразу по четырем. Как известно, боевая эффективность самолета зависит от состава и возможностей его вооружения. На МиГ-31 оно подбирается в зависимости от особенностей цели и боевой обстановки. В его состав могут входить четыре ракеты большой дальности с радиоголовками самонаведения; они же и две ракеты средней дальности с тепловыми головками самонаведения; четыре ракеты большой дальности и столько же малой дальности (ракеты ближнего маневренного боя). Примечательно, что конструкторы разместили их так, чтобы они оказывали вдвое меньшее сопротивление набегающему потоку воздуха. Кроме того, в центроплан встроена 23-мм пушка с боекомплектом в 260 снарядов. Впервые на МиГе применили пушку с огромной скорострельностью в несколько тысяч выстрелов в минуту - пушка того же калибра истребителя МиГ-15 уступала ей в этом отношении более чем в полтора раза!

Да и по боевым возможностям у МиГ-31 нет аналогов ни у нас, ни за рубежом. Судите сами: экипаж перехватчика может, конечно, действовать в одиночку, но его главное назначение - работать группами по четыре машины под командованием самолета-лидера, при этом обмен информацией между ними и наземной автоматической системой управления производится автоматически, а все задачи, связанные с поиском целей и координацией группы, решаются бортовыми средствами, постоянно принимающими сведения с земли и взаимодействующих в группе перехватчиков. Впрочем, она может действовать и без помощи земли, осуществляя контроль за защищаемым обширным воздушным коридором. Что же касается одиночного самолета, то он способен одновременно перехватывать несколько объектов, идущих на разных высотах, разными курсами и с различными скоростями. Хотя МиГ-31 -не самолет маневренного боя, но выполняет все фигуры высшего пилотажа. Таков новый боевой самолет, созданный в традиционно истребительном КБ, история которого началась более полувека назад. ...В августе 1975 года на опытный прототип МиГ-31 назначили экипаж - летчика-испытателя, шеф-пилота фирмы Героя Советского Союза А.В. Федотова, ведущего инженера С.Г. Полякова (ныне директор опытного завода), механика В.Н.Кичева. 16 сентября Федотов впервые поднял машину в воздух, начались всесторонние летные испытания. Позже к ним подключились летчики П.М. Остапенко, Б.А. Орлов, А.Г. Фастовец, В.Е. Меницкий и Т.О. Аубакиров, штурманы В.С. Зайцев и Л.С. Попов, ведущими инженерами на экспериментальных перехватчиках были Л.И. Свидерский и Э.К. Кострубский (ныне -технический руководитель темы, заместитель главного конструктора).

Испытания "тридцать первого" заняли несколько лет и подтвердили верность заложенных в него инженерных решений. К сожалению, не обошлось без чрезвычайных происшествий - 20 сентября 1979 года произошла авария, Остапенко и Попову пришлось катапультироваться. Не секрет, летчики-испытатели покидают опытные машины лишь в исключительных случаях, когда не остается шансов на благополучную посадку и нужно только успеть оставить вовремя обреченную машину, А это удается не всегда... В апреле 1984 года "Красная звезда" вышла с некрологом: "4 апреля погиб выдающийся летчик-испытатель, лауреат Ленинской премии, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Александр Васильевич Федотов... установивший 18 мировых авиационных рекордов скорости, высоты, скороподъемности, ряд из которых не превзойден до настоящего времени".

Можно добавить, что, начав летать в 1951 году, Федотов 8 998 раз поднимал в небо машины разных типов и провел в воздухе почти 5 тыс. часов. И еще деталь - шеф-пилот ОКБ, летавший на сверхзвуке, поднимавшийся в стратосферу, в свободное время с удовольствием парил на планере и отменно рисовал. В юности он даже собирался поступить в художественное училище, однако любовь к авиации пересилила... Многим работникам ОКБ запомнился отзыв Федотова о новом самолете: "МиГ-31 обладает самыми большими возможностями из всех самолетов, которые мне приходилось испытывать!" А в том последнем полете, когда подвели приборы и летчику не хватило высоты, чтобы спасти машину, во второй кабине был штурман Валерий Зайцев. В свое время французский пилот и писатель А. де Сент-Экзюпери сказал: "Тот, кто умирает ради того, чтобы двинуть вперед наши познания, тот, умирая, служит жизни..." Эти слова как будто специально написаны о Федотове и Зайцеве.

Самолет МиГ-31 является дальнейшим развитием истребителя-перехватчика МиГ-25П. Он предназначен для использования в системе ПВО страны, способен выполнять длительное патрулирование и вести борьбу со всеми классами аэродинамических целей (в том числе малоразмерными крылатыми ракетами, вертолетами и высотными скоростными самолетами класса Локхид SR-71) в любое время суток, в сложных погодных условиях, при интенсивном ведении РЭБ. В 1972г. в ОКБ приступили к работам над усовершенствованным вариантом истребителя МиГ-25, получившим обозначение Е-155МП (изделие 83, МиГ-25МП) и предназначенным для борьбы как с высотными, так и с низколетящими целями, имеющими уменьшенную ЭПР. 16 сентября 1975г. состоялся первый полет нового самолета (летчик-испытатель А. Федотов). В отличие от исходного самолета, экипаж нового истребителя-перехватчика состоял из двух человек, в состав БРЭО был включен радиоприцел "Заслон", первоначально (с начала 1960-х годов) разрабатывавшийся для дальнего перехватчика с изменяемой геометрией крыла Ту-148, которым предполагалось заменить самолет Ту-128.

Серийный выпуск истребителя МиГ-31 начался в 1979г. на авиазаводе в г.Горьком (ныне Нижний Новгород), в 1980г. первая авиационная часть, базирующаяся вг. Правдинске, была оснащена новыми истребителями, госиспытания МиГ-31 завершились в декабре 1981г. В июне 1991г. самолет впервые демонстрировался на авиационном салоне в Париже, осенью 1991г. он экспонировался на международном авиационном салоне в Дубае. В начале 1992г. на вооружении войск ПВО стран СНГ находилось более 200 истребителей-перехватчиков МиГ-31, еще 24 самолета этого типа было поставлено Китаю. На показе руководителям стран СНГ авиационной техники в Мачулищах (Беларусь) зимой 1992г. демонстрировался истребитель-перехватчик МиГ-31М. По сравнению с исходным самолетом, на модернизированном истребителе установлена более мощная РЛС, вооружение усилено и состоит из шести УР большой дальности, размещенных под фюзеляжем на полутопленных узлах подвески, а также высокоманевренных УР средней дальности Р-77 на подкрыльевых узлах подвески. Крыло самолета имеет наплывы увеличенной площади, увеличены размеры гаргрота, переднее остекление кабины летчика выполнено сплошным.

Конструкция. Истребитель МиГ-31 близок самолету МиГ-25 и выполнен по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным высокорасположенным крылом, цельноповоротным стабилизатором и двухкилевым оперением. Планер самолета на 50% выполнен из нержавеющей стали, на 16% из титана, на 33% из алюминиевых сплавов, 1% приходится на другие конструкционные материалы. В корневой части крыла имеются небольшие наплывы.

Целевое оборудование позволяет использовать истребитель-перехватчик МиГ-31 автономно, в составе группы из однотипных самолетов или в качестве самолета-лидера для управления действиями истребителей, имеющих менее совершенное БРЭО (МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, Су-27 или Су-15). Самолет оснащен импульсно-доплеровской РЛС СБИ-16 "Заслон" с фазированной антенной решеткой (ФАР) большой мощности (диаметр антенны, установленной неподвижно, 1,1 м). МиГ-31 является первым (и до настоящего времени единственным) в мире серийным истребителем с ФАР, имеющим только электронное сканирование (антенны такого типа разрабатываются для самолетов пятого поколения Локхид F-22 и Дасо Авиасьон Рафаль С).

Максимальная дальность обнаружения цели с ЭПР 16 кв.м. - 200 км, дальность сопровождения цели класса самолет ДРЛО - 120 км, класса истребитель - 90 км в передней полусфере и, соответственно, 120 и 70 км в задней полусфере. Горизонтальный сектор обзора РЛС - 140 град (на некоторых режимах - 240 град, т.е. обеспечивается наблюдение как за передней, так и за задней полусферой), вертикальный сектор обзора +70/-60 град. РЛС позволяет обнаруживать и поражать самолеты (в том числе и малозаметные), вертолеты и КР в верхней полусфере и на фоне земли, осуществлять одновременное сопровождение до 10 целей и одновременное наведение УР на четыре цели. В отличие от американского истребителя Грумман F-14 Томкэт, способного сопровождать на проходе и одновременно наводить на различные цели УР AIM-54 Феникс в относительно узком секторе (+-20 град), РЛС самолета МиГ-31 может работать в этих режимах практически во всем секторе обзора.

МиГ-31 является дальнейшей модернизацией истребителя-перехватчика МиГ-25. Предназначен для использования в системе ПВО, способен выполнять длительное патрулирование и вести борьбу со всеми классами аэродинамических целей, в том числе малоразмерными крылатыми ракетами, вертолетами и высотными сверхзвуковыми самолетами в любое время суток, при любой погоде и при интенсивном ведении РЭБ. Самолет двухместный, выполнен по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным высокорасположенным крылом, цельноповоротным стабилизатором и двухкилевым оперением. Планер самолета изготовлен на 50% из нержавеющей стали, 16% - титана, 33% - из алюминиевых сплавов и 1%-другие конструкционные материалы. Серийный выпуск начался в 1979 г. на авиазаводе в г. Горьком (Нижний Новгород).

Целевое оборудование позволяет использовать истребитель-перехватчик МиГ-31 автономно, в составе группы из однотипных самолетов или в качестве самолета-лидера для управления действиями истребителей (МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, Су-27 или Су-15). Самолет оснащен импульсно-доплесровской РЛС СБИ "Заслон" с фазированной антенной-решеткой (ФАР) большой мощности. Максимальная дальность обнаружения цели ЭПР 16 кв.м. - 200 км, дальность сопровождения цели класса самолет ДРЛО - 120 км, класса истребитель - 90 км в передней полусфере и, соответственно, 120 и 70 км в задней полусфере. РЛС позволяет обнаруживать и сопровождать до 10 различных целей и одновременно наводить УР на четыре цели. Истребитель МиГ-31 оснащен теплопеленгатором, позволяющим скрыто осуществлять поиск и применять оружие, а также действовать в условиях интенсивных радиоэлектронных помех.

Использование цифровой системы закрытой связи АПД-518 обеспечивает обмен радиолокационной информацией в группе из 4 самолетов МиГ-31, удаленных до 200 км, и наведение на цель группы истребителей, имеющих менее совершенное БРЭО. Использование системы АПД-518 обеспечивает скрытую атаку цели истребителем МиГ-31 при слежении за целью другим истребителем, находящимся на безопасном удалении от самолетов противника и транслирующим радиолокационную информацию на атакующий самолет. Навигационное оборудование включает радионавигационные системы "Тропик" ("Лоран", точность определения координат - 0,13 - 1,3 км на дистанции 2 000 км) и "Маршрут" ("Омега", точность определения координат - 1,8 - 3.6 км на дистанции 2 000 - 10 000 км). Обеспечивается возможность использования самолета на арктическом ТВД. Самолет оборудован тележечным шасси, допускающим эксплуатацию с грунтовых ВПП. Имеется система дозаправки топливом в полете с выдвижной штангой.

Еще в январе 1989 года к заявлению Комитета министров обороны государств - участников Варшавского Договора "О соотношении численности вооруженных сил и вооружений Организации Варшавского Договора и Североатлантического пакта (НАТО) в Европе и прилегающих территориях" были приложены данные о личном составе и вооружениях каждой страны. В частности, перечислялись наши боевые самолеты, в том числе впервые открыто упомянули истребители-перехватчики ПВО МиГ-25 и МиГ-31. Спустя четыре месяца, в День войск противовоздушной обороны, в одной из центральных газет поместили эффектный снимок нового перехватчика и привели слова Главнокомандующего этим родом Вооруженных Сил: "Истребительная авиация ПВО располагает сегодня перехватчиками четвертого поколения МиГ-31 и Су-27", а в репортаже из авиационного подразделения подчеркивалось, что "здешняя летная часть летает на двухместном МиГ-31, что некогда испытывал Герой Советского Союза А.В. Федотов и на котором ровно 5 лет назад вместе со штурманом В.С.Зайцевым сложил голову. Испытателей-микояновцев в полку знают, помнят и Федотова..."

Истребитель МиГ-31 оснащен теплопеленгатором на выдвижной установке, позволяющим скрытно осуществлять поиск и применять оружие, а также действовать в условиях интенсивных радиоэлектронных помех. Группа из четырех самолетов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800-900 км. Цифровая система закрытой связи АПД-518 обеспечивает обмен радиолокационной информацией в группе из 4 самолетов МиГ-31, удаленных друг от друга на расстояние до 200 км и наведение на цель группы истребителей, имеющих менее совершенное БРЭО. Цифровая закрытая линия обмена данными РК-РЛДН обеспечивает взаимодействие с наземным КП. Использование системы АПД-518 обеспечивает скрытную атаку цели истребителем МиГ-31 при слежении за целью другим истребителем, находящимся на безопасном удалении от самолетов противника и транслирующем радиолокационную информацию на атакующий самолет.

В кабине оператора установлен крупноформатный индикатор тактической обстановки, кабина летчика оборудована цветным индикатором на лобовом стекле (ИЛС) ППИ-70В, созданным МПКБ "Восход". Система обеспечивает летчика информацией, спроецированной в бесконечность, в виде светящихся цветных шкал, индексов, реперов и надписей. Выдаются сведения о баро- или радиовысоте, приборной скорости, курсе, крене, тангаже, угле атаки, вертикальной скорости, числе М, дальности до ВПП, положении самолета относительно заданной траектории, индексе директорного управления, команды "малый газ", "тормозные щитки", "частичный форсаж" и т.д. При ведении воздушного боя на ИЛС дополнительно может выводиться следующая информация: текущая дальность до цели, разрешенная максимальная и минимальная дальность пуска ракет, заданное число М, ошибки прицеливания по углу места и азимуту, прицельная марка, кольцо разрешенных пеленгов при пуске ракет различного типа, метка атакуемой цели в координатах по углу места и азимуту, коллиматорная сетка, команды "пуск", "отворот влево", "отворот вправо", "атака в ПП", "атака в ЗП" (всего 24 команды). Система обеспечивает нормальную работу на фоне облаков с уровнем освещенности 10 000 кД/кв.м.

Навигационное оборудование включает радионавигационные системы "Тропик" ("Лоран", точность определения координат - 0,13-1,3 км на дистанции 2000 км) и "Маршрут" ("Омега", точность определения координат 1,8-3,6 км на дистанции 2 000 - 10 000 км). Обеспечивается возможность применения самолета на арктическом ТВД. Имеется система дозаправки топливом в полете с выдвижной штангой. Самолет оборудован тележечным шасси, допускающим эксплуатацию с грунтовых ВПП (что особенно важно при эксплуатации самолета в малоосвоенных районах Сибири, где отсутствует развитая аэродромная сеть).

Силовая установка. Истребитель-перехватчик оснащен ТРДДФ Д-30Ф6 (2 * 91 кН / 9 270 кгс, 2 * 152 кН / 15 510 кгс, сухая масса 2 420 кг), разработка которого началась в 1972г.

Вооружение самолета МиГ-31 включает УР большой дальности Р-33 (дальность пуска - 120 км), размещенных на четырех полуутопленных узлах внешней подвески под фюзеляжем, УР средней дальности с ИК системой самонаведения Р-40Т и УР малой дальности Р-60, Р-60М или Р-73 на четырех подкрыльевых узлах подвески. Под фюзеляжем установлена шестиствольная пушка ГШ-23-6 (23 мм, 260 патронов, скорострельность 8 000 выстр./мин, масса снаряда 200 г, начальная скорость 700 м/с), амбразура которой в нерабочем положении закрывается специальной створкой, что улучшает аэродинамику и снижает ЭПР самолета.

Размеры: размах крыла 13,46 м, длина самолета 22,69 м, высота самолета 5,15 м.

экипаж, человек2 (летчик и штурман-оператор)
длина, м22.69
размах крыльев, м13.46
высота, м5.15
количество * тип силовой установки2 / ТРДДФ Д-30Ф6
тяга бесфорсажная / форсажная, кгс2 * 9 270 / 2 * 15 510
масса пустого, кг -
масса, взлетная, кг41 000
масса максимальная, кг46 200
масса нагрузки, кг -
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч1 500 / 3 000
практический потолок, м20 600
радиус действия, км720 (с дозаправкой в воздухе - 2 200)
дальность полета перегоночная, км2 500 (с ПТБ - 3 300)
максимальная эксплуатационная перегрузка5
вооружение встроенноешестиствольная пушка ГШ-23-6 (23 мм, 260 патронов, скорострельность 8 000 выстрелов в минуту)
вооружение подвесноеУР Р-33, Р-40Т, Р-60, Р-60М и Р-73
Подготовка МиГ-31 Foxhound к вылету Вид на воздухозаборник и носовую стойку шасси МиГ-31 Foxhound Боковая стойка шасси МиГ-31 Foxhound УР Р-33 - главный калибр истребителя МиГ-31 Foxhound Шасси и УР МиГ-31 Foxhound Эскадрилия МиГ-31 Foxhound на аэродроме МиГ-31 Foxhound после взлета Обслуживание МиГ-31 Foxhound перед вылетом МиГ-31 Foxhound перед вылетом МиГ-31 Foxhound набирает высоту МиГ-31 Foxhound на авиасалоне Взлет МиГ-31 Foxhound на фоне гор Кабина МиГ-31 Foxhound Пушка ГШ-23-6 для истребителя МиГ-31 Foxhound МиГ-31 Foxhound участвует в международном авиасалоне МиГ-31 Foxhound на авиасалоне МАКС-99 Открытые фонари кабины МиГ-31 Foxhound Приборная панель МиГ-31 Foxhound МиГ-31 Foxhound начинает демонстрационный полет МиГ-31 Foxhound в демонстрацоинной окраске Вид снизу на МиГ-31 Foxhound Гости авиасалона МАКС-99 осматривают кабину МиГ-31 МиГ-31 Foxhound на авиасалоне в Жуковском Демонстрация МиГ-31 Foxhound на авиашоу Вид на сопла двигателей МиГ-31 Foxhound Посадка МиГ-31 Foxhound с тормозным парашютом МиГ-31 Foxhound очень фотогиничен Схема истребителя МиГ-31 Foxhound МиГ-31 Foxhound на ночном аэродроме МиГ-31 Foxhound на техосмотре МиГ-31 Foxhound выруливает на старт Полет МиГ-31 Foxhound над облаками Вид спереди на МиГ-31 Foxhound МиГ-31 Foxhound ранних серий в полете МиГ-31 Foxhound убирает шасси после взлета МиГ-31 Foxhound готовится к взлету МиГ-31 Foxhound на зимнем аэродроме Обтекатеть РЛС МиГ-31 Foxhound крупным планом Прототип МиГ-31М Foxhound на выставке Прототип МиГ-31 Foxhound в авиамузее Вид спереди на МиГ-31 Foxhound на аэрошоу МиГ-31 Foxhound на ВПП в Жуковском
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь