Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Транспортный самолет Ан-124 Руслан (Condor)

Производитель: ОКБ Антонова (Украина) Государство: РоссияГосударство: УкраинаГосударство: Ливия

Ан-124-100ВС Руслан. С 1998 г. АНТК им.О.К.Антонова является головным разработчиком авиационного сегмента авиационно-ракетного комплекса космического назначения (АРК КН) "Воздушный старт". К авиационному сегменту относятся самолет-носитель (СН), а также вся совокупность инженерных сооружений и наземных средств технического обслуживания. Базовый транспортный самолет Ан-124-100 модифицирован для установки ракеты космического назначения (РКН) "Полет" РКК "Энергия". Он является возвращаемой и многократно используемой первой ступенью системы выведения. На нем устанавливается комплекс технологического оборудования РКН и систем подготовки к пуску: пусковое устройство для размещения и десантирования РКН из самолета-носителя; автоматизированная система управления технологическими процессами подготовки РКН к полету; автоматизированная система управления предпусковой подготовкой пуском и послепусковыми операциями; автоматизированная система управления полетом РКН; спутниковая навигационная система; измерительный комплекс ракетного сегмента; рабочие места для операторов пуска РКН с борта самолета.

Самолет-носитель АН-124-100 ВС с ракетой на борту выполняет беспосадочный перелет в зону пуска с максимальной нагрузкой 120 т (включая заправленную ракету и оборудование), десантирование РКН и возвращение на базу. Общая дальность такого полета - около 4 000 км. Незаправленная ракета, масса которой вместе с оборудованием составляет около 35 т, может транспортироваться на расстояние до 8000 км. Самолет-носитель будет эксплуатироваться с тех же аэродромов, что и базовый Ан-124-100. Он способен взлетать практически из любой точки земного шара, где есть взлетно-посадочная полоса длиной не менее 3 км. Максимальная приближенность к заказчику места старта позволяет обеспечить оперативность выполнения задачи и гибкость графика выведения КА. Самолет оснащается бортовыми стартовыми системами, с помощью которых выполняются следующие операции: установка транспортно-пускового контейнера с ракетой-носителем и полезным грузом в грузовую кабину; заправка ракеты топливными компонентами и газами; доставка РН в район запуска; управление полетом ракеты и полезного груза, а также контроль параметров объектов; передача необходимой информации в Центр управления полетом и другим потребителям.

Разработчики авиационного сегмента сделали все для того, чтобы на переоборудование базового самолета в самолет-носитель потребовались минимальные доработки конструкции самолета, штатных систем и оборудования. Рабочие места операторов пуска РКН находятся в кабине экипажа, а стойки с радиоэлектронной аппаратурой ракетного сегмента - в верхней кабине сопровождающих. Критическим местом проекта "Воздушный старт" остается безопасное отделение ракеты от самолета-носителя. В АНТК "Антонов" проведен комплекс работ по изучению процессов движения ракеты внутри фюзеляжа и после ее разделения с самолетом-носителем: экспериментальное определение в дозвуковой аэродинамической трубе АТ-1 аэродинамических характеристик моделей самолета-носителя с учетом интерференции в процессе разделения; исследования динамики движения ракеты и самолета-носителя в момент их разделения; моделирование и визуальные наблюдения в аэродинамической трубе АТ-1 процесса выхода динамической модели ракеты из модели самолета-носителя. Конструкторские проработки ключевых агрегатов комплекса и анализ результатов проведенных исследований по безопасному отделению ракеты-носителя подтвердили возможность технической реализации проекта АРК КН "Воздушный старт". Для реализации проекта до 21 июня 2000 г. четыре самолета Ан-124 Руслан были переданы Минобороны России в собственность авиакомпании Полет в соответствии с распоряжением правительства РФ номер 1705-р от 1 декабря 1998 года. В соответствии с распоряжением, эти самолеты предназначены для транспортировки изделий ракетно-космической техники и создания комплекса средств выведения космических объектов в рамках проекта Воздушный старт. К декабрю 2000 г . самолеты ВТА были доработаны под тип сертифицированного гражданского воздушного судна Ан-124-100 на заводе Авиастар (г. Ульяновск). Была произведена установка навигационных систем и осуществляются доработки, связанные с уменьшением шума на местности. Помимо участия в проекте, переданные самолеты будут использоваться и для транспортных перевозок.

Самолет оснащен системой автоматического ЭДСУ, автоматизированной системой штурвального управления, четырехканальным гидравлическим комплексом, высоконадежными системами электроснабжения и жизнеобеспечения экипажа. Всего в системах управления самолетом задействовано 34 компьютера. Ан-124 оснащен навигационной РЛС, инерциальной системой повышенной надежности, пилотажно-навигационным прицельным комплексом ПНПК-124, автоматизированным комплексом радиосвязи ТИП-15, радионавигационной аппаратурой Лоран и Омега.

Модификации:

Ан-124-100 Руслан. На базе военно-транспортного самолета Ан-124 Руслан для коммерческих грузовых перевозок создан и в 1992 сертифицирован самолет Ан-124-100. По дальности полета, максимальной грузоподъемности и габаритам грузовой кабины самолет не имеет аналогов в мире. Максимальная нагрузка Ан-124-100 - 120 т. Но в отдельных случаях допускаются полеты с коммерческой нагрузкой до 150 тонн и максимальным весом 405 тонн. Решение о выполнении таких полетов принимается по результатам анализа характеристик аэродромов, взлета и посадки, запасных аэродромов, а также метеоусловий вдоль трассы полета. Самолеты семейства Ан-124, интенсивно выполняя перевозки тяжелых и уникальных грузов по всему миру, изменили философию проектирования различных промышленных установок, электростанций, производственных модулей, буровых вышек, авиационной техники и других видов транспорта. В настоящее время Ан-124-100 эксплуатируются 6-ю авиакомпаниями России и Украины. После пятилетнего перерыва возобновлено производство Ан-124 на ЗАО Авиастар (Ульяновск). Авиакомпания Волга-Днепр, являющаяся лидером на рынке перевозок уникальных и крупногабаритных грузов самолетами Ан-124-100 Руслан, в 1999 г. заключила договор на достройку Руслана. После сдачи самолета в эксплуатацию 3 августа 2000 г., парк Ан-124-100 авиакомпании Волга-Днепр увеличился до 10 самолетов, 8 из которых построены непосредственно по заказу Волга-Днепр на заводе Авиастар в Ульяновске в период с 1991 по 2000 год.

Стоимость самолета оценивается приблизительно в $70 млн. В настоящее время в стапельной сборке находится еще 2 самолета Ан-124 Руслан, которые также могут быть реализованы авиакомпании Волга-Днепр. На самолетах авиакомпании Волга-Днепр в 2000 г. модернизирована авионика. Осуществлена установка новой радиостанции УКВ-диапазона Орлан с сеткой частот 8,33 кГц, оборудования по предупреждению столкновения самолетов в воздухе (система TCAS-2000) производства американской компании Ханиуэлл (Honeywell Inc.), оборудования для полетов в системе треков (система RVSM), заключение по зональной навигации с точностью определения местоположения воздушного судна да 5 миль (система BRNAV-5). Грузоподъемность бортовых погрузочных кранов повышена до 30 т и ведутся работы по увеличению ее до 40 т. Существенным преимуществом крана является его съемность - оставляя кран на складе в аэропорту, эксплуатант увеличивает полезную нагрузку самолета. В конце 2000 г. Ан-124, принадлежавший обанкротившийся авиакомпании Аякс и арестованный в 1997 г. за долги, продан с аукциона в голландском городе Фехел. Новым владельцем машины, построенной 6 лет назад и налетавшей всего 1 500 часов, стала британская компания Эр Фойл, заплатившая за нее $6 млн. Она должна также уплатить около $800 тыс. маастрихтскому аэропорту за стоянку самолета в течение трех лет. Кроме того, простоявший длительное время Ан-124 нуждается в основательном ремонте, который обойдется еще в несколько миллионов долларов. По оценкам голландцев, стоимость нового самолета такого типа - около $40 млн. АНТК им. Антонова совместно с АО Авиастар создана модификация самолета Ан-124-100М, на котором применяется более совершенное отечественное (СНГ) оборудование и оборудование фирм Collins и Litton, что позволяет уменьшить число членов экипажа с 6-ти до 4-х человек, повысить безопасность полетов и точность навигации. Гондолы двигателей оборудованы звукопоглощающими элементами, обеспечивающими соответствие требованиям главы 3 приложения 16 стандартов ИКАО по уровню шума на местности. На самолете дополнительно установлены: система предупреждения столкновений самолетов в воздухе TCAS-II и система коммерческой спутниковой связи SAT-906 фирмы Collins; система спутниковой навигации LTN-2001 и инерциальная навигационная система на кольцевых лазерных гироскопах LTN-101 фирмы Litton.

Конструкция. Ан-124 выполнен по обычной для тяжелых военно-транспортных самолетов схеме высокоплана со стреловидным крылом сравнительно большого удлинения, однокилевым хвостовым оперением и многоколесным убирающимся в полете шасси. В конструкции планера самолета широко используются композиционные материалы. Из КМ выполнено 5 000 кг конструкции планера (1500 м2 обшивки), что позволило снизить массу пустого самолета на 2 т. При создании самолета Ан-124 применено крыло относительно толстого стреловидного суперкритического профиля, что в сочетании с тщательной отработкой формы фюзеляжа обусловило высокие аэродинамические качества и, следовательно, большую дальность полета. Фюзеляж самолета разделен на две палубы и в интересах удобства обслуживания, ремонта и увеличения ресурса разбит на ряд герметичных отсеков специализированного назначения: грузовая кабина для размещения перевозимой техники и грузов, верхняя передняя палуба для размещения основного и сменного экипажей (по 7 чел.) и оборудования, верхняя задняя палуба для размещения людей, сопровождающих технику и грузы (80 чел.). Наддув грузовой кабины обеспечивает перепад давления не менее 25 кПа. Это позволяет перевозить пассажиров на высоте 8 000 м без кислородного оборудования.

Благодаря наличию переднего (откидывающаяся носовая часть) и заднего грузовых люков обеспечивается возможность оперативно осуществлять погрузку и выгрузку нестандартных грузов с обоих направлений. Герметичная грузовая кабина (длина 36,5 м, без рампы - 26,5 м, ширина 6,4 м, высота 4,4 м) обеспечивает перевозку грузов общей массой до 120 т, парашютное десантирование грузов общей массой до 100 т на платформах, а также специально подготовленных грузов и техники, исключающих применение платформ. Объем грузовой кабины превышает 1 000 м3. Выполненный из титанового сплава пол грузовой кабины допускает погрузку всех видов самоходной и несамоходной колесной и гусеничной техники с нагрузкой на ось до 12 т при размещении в один ряд и до 10 т при размещении в два ряда. Кабина оборудована двумя бортовыми погрузочными кранами грузоподъемностью по 10 (20) т и передвижными напольными электрическими лебедками с тяговым усилием до 4,5 т каждая. Имеющееся на самолете роликовое оборудование позволяет загружать и выгружать моногрузы массой до 50 т.

Многоколесное шасси оснащено системой приседания, благодаря которой значительно уменьшается наклон рамп и облегчается процесс погрузки и выгрузки техники и грузов. Каждая основная опора шасси состоит из пяти независимых двухколесных стоек, передняя опора - из двух стоек, каждая из которых имеет два колеса. Система управления поворотом передних стоек способствует развороту самолета на взлетно-посадочной полосе шириной до 50 метров с использованием асимметрии тяги двигателей. Для полного использования боевых возможностей Ан-124 должен эксплуатироваться с бетонированных ВПП длиной более 3 000 м. Однако, несмотря на большие размеры и массу, самолет способен выполнять полеты и с грунтовых ВПП. Силовая установка состоит из четырех турбовентиляторных двигателей большой степени двухконтурности Д-18Т конструкции В.А. Лотарева. Кроме огромной мощности (23 400 кгс), эти двигатели отличаются малой массой, низким расходом топлива и невысоким уровнем шума. Максимальная масса топлива, ограниченная взлетной массой самолета, составляет 213 740 кг. Имея грузоподъемность и дальность полета, в 2-3 раза большие, чем Ан-22 и Ил-76, Руслан расходует топлива на 1 тонно-километр перевезенного груза в 2,5-3 раза меньше. Дальность полета Ан-124 с максимальной нагрузкой 120 т составляет 5 600 км, а с нагрузкой 40 т 11 000 км, и по этому показателю он превосходит американский тяжелый ВТС C-5B Galaxy.

Тяжелый дальний военно-транспортный самолет Ан-124 Руслан, созданный в ОКБ имени О.К. Антонова, на сегодняшний день самый большой серийный самолет военно-транспортной авиации (ВТА) в мире. Он предназначен для перевозки на большую дальность штатной боевой и обеспечивающей техники мотострелковой и воздушно-десантной дивизии, парашютного десантирования грузов и боевой техники с расчетами (экипажами), перевозки крупногабаритных и тяжелых народно-хозяйственных грузов. Свой первый полет опытный образец Руслана (СССР 82002, номер 318) совершил 21 декабря 1982 г. в Киеве. Машину поднял экипаж в составе летчиков-испытателей В.И. Терского (командир корабля) и А.В. Галуненко, бортинженеров А.М. Шулещенко и В.М. Воротникова, штурмана А.П. Поддубного, бортрадиста М.А. Тупчиенко, ведущих инженеров по испытаниям М.Г. Харченко и B.C. Михайлова. Серийное производство самолета было развернуто на КиАПО и Ульяновском АПК АО Аиастар. Ан-124 вернул СССР лидерство в тяжелой транспортной авиации, лишив Lockheed C-5 Galaxy титула самого большого самолета в мире. В 1985 г. на самолете Ан-124 Руслан был установлен 21 мировой рекорд, в том числе по грузоподъемности (17 1219 кг на высоту 10 750 м), а 6 мая 1987 г. экипаж В.И. Терского установил мировой рекорд дальности полета по замкнутому маршруту (20 150,92 км). В 1985 г. Ан-124 впервые демонстрировался на авиасалоне в Париже. Аэрофлот начал эксплуатацию самолета в начале 1986 г. В основном он работал на авиалиниях в Сибири, перевозя грузы необычно больших размеров для промышленных разработок газа и нефти. На вооружение ВТА СССР самолет поступил в январе 1987 года. По состоянию на начало 1998 г. было построено 54 летных экземпляра и один планер самолета для статиспытаний. Сегодня Ан-124 эксплуатируются двумя полками ВТА России (26 самолетов), а также 6-ю авиакомпаниями России и Украины.

Для военных перевозок самолет применялся во время боевых действий в Афганистане и в районе Персидского залива (для перевозки зенитно-ракетного комплекса Патриот). В период кризиса в районе Персидского залива в сентябре 1990 г. самолет Ан-124 доставил одним рейсом 451 беженца из Аммана в Дакку (самолет был дооборудован туалетными блоками с химической регенерацией, баком на 570 л питьевой воды, а также покрытием кабины губчатой резиной, позволяющим размещать пассажиров в лежачем положении). 6 декабря 1997 г. 14-40 часов в поселке авиастроителей Иркутск-II протерпел катастрофу Ан-124 Руслан ВВС России. Погибли 17 членов экипажа и 6 представителей иркутского авиазавода, сопровождавшие груз: два самолета-истребителя Су-27, предназначенные Вьетнаму. Самолет через 20-25 секунд после взлета упал на жилой поселок, взорвался и загорелся. Полностью разрушен 4-этажный 64-квартирный жилой дом, частично пострадала школа-интернат, два жилых деревянных дома и трехэтажная школа. Всего под обломками здания и в огне погибли 72 человека, из них - 14 детей. Расшифровка черных ящиков показала, что по неизвестным причинам произошел сбой в работе бортового компьютера: он дал команду к отключению двигателей. Руслан должен стать основой для создаваемой в настоящее время аэрокосмической корпорацией "Воздушный старт" системы воздушного запуска спутников весом до 3 500 кг для выведения на низкие орбиты с широким диапазоном наклонения (0-115?). Двухступенчатая ракета, размещенная внутри самолета Ан-124-ВС Руслан, доставляется в любую точку над океаном либо сушей, где происходит ее десантирование и затем свободное падение в течение шести секунд, после чего запускаются двигатели первой ступени. В 2000 г., после пятилетнего перерыва, производство Ан-124-100 возобновлено на ЗАО Авиастар (Ульяновск). В конце 2000 г. один Ан-124 был продан Ливии, о чем сообщил глава АНТК им. Антонова Петр Балабуев.

Ан-124-100М. В настоящее время совместно с АО 'Авиастар' создается модификация самолета Ан-124-100М, на котором применяется более совершенное отечественное (СНГ) оборудование и оборудование фирм Collins и Litton, что позволяет уменьшить число членов экипажа до 4-х человек, повысить безопасность полетов и точность навигации. Гондолы двигателей оборудованы звукопоглощающими элементами, обеспечивающими соответствие требованиям главы 3 приложения 16 стандартов ИКАО по уровню шума на местности.

Ан-124А. Дальнейшим развитием Руслана может стать его новая модификация - Ан-124А, которая будет иметь улучшенные ВПХ, что обеспечит его эксплуатацию с аэродромов 2-го класса.

Ан-124-200/210 Руслан. По сообщению РНТИ ИТАР-ТАСС от 18 марта 1999 г. АНТК им. О.К. Антонова, российское ОАО Авиастар и английская авиатранспортная компания Эйр фойл (Air Foyle и Marshall Aerospace) подготовили и передали совместное предложение по предоставлению в лизинг министерству обороны Великобритании нового варианта Руслана - самолет Ан-124-210, оснащенного двигателями RB211-524Н-Т (тягой 264 кН) фирмы Роллс-Ройс. Условия объявленного Великобританией тендера предусматривали передачу британским ВВС 2 самолетов Ан-124 Руслан вместе с экипажем в финансовый лизинг сроком на 7 лет. Рассматривался также еще один вариант этого самолета - Ан-124-200, на котором предполагается установить американские двигатели CF6-80C2 фирмы Дженерал электрик. Применение названных двигателей позволит на 8-10% увеличить практическую дальность полета, существенно сократить взлетную дистанцию, обеспечит возможность взлета с большей полезной нагрузкой при высоких температурах окружающего воздуха и в условиях высокогорья. В кооперации с американской фирмой Ханиуэлл и российской Авиаприбор оба новых варианта Руслана будут оснащены современным цифровым оборудованием и жидкокристаллическими дисплеями в кабине пилотов. Это позволит снизить вес самолетного оборудования, повысить его надежность, расширить функциональные возможности, сократить численность экипажа с 6 до 3 человек.

В соответствии с требованиями ИКАО устанавливаются новые системы: предупреждения столкновения в воздухе TCAS-2000, предупреждения столкновения с землей EGPWS, спутниковой связи SATCOM. Кроме того, на самолетах предусмотрено применение технологий уменьшения посадочной дистанции, отработанных на Ан-70, а также спецоборудования в соответствии с конкретными требованиями заказчиков. Комплекс предусмотренных мероприятий позволяет увеличить вероятность вылета самолета по расписанию до 98,2%. Предполагается как военная, так и коммерческая версии самолета. Новые варианты Руслана превосходят своего основного конкурента на мировом рынке - C-17 фирмы 'Боинг' по всем важнейшим параметрам. Так, при взлете с ВПП длиной 2450 м на одну и ту же дальность 5000 км 'Руслан' доставляет на 55-70 т (70-85%) груза больше, чем С-17. Один и тот же груз массой 80 т самолет Ан-124-210 везет дальше на 4 100 км (80%). При решении задачи перевозки 80 т на 5 000 км он сможет использовать на 35% большее количество аэродромов во всем мире. Наконец, объем его грузовой кабины составляет 1 160 куб.м против 580 куб.м у C-17. При этом цена самолета не превысит 92-98 млн. дол., что в 1,8-2 раза меньше цены американского конкурента. Ан-124-200/210 могут быть поставлены заказчикам уже через 2,5 года после заключения контракта.

1 сентября 1999г. премьер-министр Великобритании Тони Блер проинформировал главу Кабинета Министров Украины Валерия Пустовойтенко об отказе от проекта Ан-124-210 (Руслан). Блер отметил, что поскольку ни одно из предложений, полученных министерством обороны Великобритании, не обеспечивает решения проблемы по доступным ценам, правительство приняло решение приостановить тендер. В мае 2001 США поставили первый из 4 закупленных Великобританией самолетов C-17...

(использован материал сайта Test pilots)

экипаж, человек6-7
длина, м69.1
размах крыльев, м73.3
высота, м21.08
количество * тип силовой установки4 / ТРДД Д-18Т
мощность двигателей, л.с.4 * 23 400 кгс
масса пустого, кг180 000
масса, взлетная, кг325 000
масса максимальная, кг392 000
максимальная скорость, км/ч800
практический потолок, м12 100
радиус действия, км5 000
дальность полета перегоночная, км16 090
максимальная эксплуатационная перегрузка -
оборонительное вооружениеотсутствует
масса нагрузки, кг150 000
виды загрузкидо 88 десантников
Ан-124 Руслан в ангаре Ан-124 Руслан готовится к взлету Ан-124 Руслан на хранении Предполетная подготовка Ан-124 Руслан Грузовой отсек Ан-124 Руслан Кресла пилотов Ан-124 Руслан Место штурмана Ан-124 Руслан Грузовик въезжает в Ан-124 Руслан Ан-124 Руслан на авиасалоне Ан-124 Руслан в сопровждении Су-27 Flanker Ан-124 Руслан над горами Хвостовая секция разбившегося Ан-124 Руслан Ан-124 Руслан, вид спереди Схема самолета Ан-124 Руслан Ан-124 Руслан на аэродроме Ан-124 Руслан над облаками Ан-124 Руслан взлетает ночью Ан-124 Руслан отрывается от земли Ан-124 Руслан на выставке Взлетает Ан-124 Руслан Ан-124 Руслан ВВС СССР Ан-124 Руслан открывает люк грузового отсека Автомобиль ВАЗ-2121 Нива выезжает из Ан-124 Руслан Ан-124 Руслан в сопровождении Су-27 и МиГ-29 Ан-124-100 Руслан, коммерческий грузовой авиалайнер Ан-124-100 Руслан на аэродроме Ан-124-100 Руслан Ан-124 Руслан на авиасалоне Вид сверху на Ан-124 Руслан Ан-124 Руслан перед погрузкой Вид на открытый люк Ан-124 Руслан Ан-124 Руслан ВВС СССР после взлета Демонстрация Ан-124 Руслан Ан-124 Руслан с дружественным визитом в США Ан-124 Руслан во время погрузки Ан-124 Руслан с эскортом истребителей
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь