Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Транспортный вертолет Ми-26 Halo

Производитель: ОКБ имени Миля (Россия) Государство: РоссияГосударство: УкраинаГосударство: ИндияГосударство: Перу

Анализ новых и перспективных образцов вооружения Сухопутных войск показал, что 80-90 % грузов и боевой техники мотострелковой дивизии нужно перевозить вертолетами. Если не считать опытных экземпляров В-12, Миль Ми-26 Хало (Halo - ореол, сияние) является самым тяжелым летающим вертолетом в мире. Он появился в начале 1970-х гг. и первоначально разрабатывался для обеспечения Аэрофлота машинами, способными перевозить грузы в необжитые регионы страны. Проектирование вертолета большой грузоподъемности потребовало создания совершенно нового несущего винта и системы трансмиссии. Первый парящий полет опытный экземпляр В-26 совершил 14 декабря 1977 г. Его общая внешняя компоновка была аналогична вертолету Миль Ми-6 большой грузоподъемности; несущий винт был меньшего диаметра, но с восемью лопастями; силовая установка имела вдвое большую мощность, что позволило увеличить полезную нагрузку на 66% по сравнению с вертолетом Ми-6. Это было продемонстрировано 3 февраля 1982 г., когда в числе прочих рекордов новый аппарат поднял общий вес (вертолет плюс полезная нагрузка) 56 768,8 кг (121 153,8 фунта) на высоту 2 000 м (6 560 футов). Доводка вертолета "Хало" завершилась в 1983 г.; к 1985 году аппарат был введен в гражданскую и военную эксплуатацию.

Продолжая развитие тяжелых транспортных вертолетов, необходимых для народного хозяйства и вооруженных сил, МВЗ им. М.Л. Миля в начале 70-х годов приступил к разработке нового тяжелого транспортного вертолета следующего поколения для замены вертолетов Ми-6 и Ми-10. Требованиями к новому вертолету предусматривались перевозка грузов массой 20 тонн на расстояние 400 км при обеспечении статического потолка без учета влияния земли более 1 500 м. К этому времени проведенными в МВЗ совместно с ЦАГИ и ЦИАМ исследованиями было установлено, что реальное проектирование вертолетов большой грузоподъемности может быть основано только на применении редукторных систем привода несущего винта, что обусловило выбор одновинтовой схемы с рулевым винтом. Однако при этом основную трудность представляла проблема передачи к несущему винту огромной мощности, которая была успешно решена в ОКБ созданием главного редуктора, выполенного по многопоточной непланетарной схеме и имеющего лишь несколько большую массу, чем редуктор вертолета Ми-6, при вдвое большей передаваемой мощности.

Большое внимание было уделено выбору оптимальных параметров несущего винта: спроектированный восьмилопастный несущий винт диаметром 28 м позволял получить значительно большую тягу, чем пятилопастный несущий винт диаметром 35 м вертолета Ми-6, а проведенные совместно с ЦАГИ исследования по оптимизации аэродинамической компановки лопастей обеспечили значительное увеличение КПД несущего винта. В конструкции несущего винта использован ряд технологических новшеств: конструкция втулки выполнена из титанового сплава, обеспечивающего высокую усталостную прочность, а в конструкции лопастей со стальным трубчатым лонжероном и каркасом и обшивкой из КМ широко использованы высокопрочные стеклопластики, сотовые заполнители из полимерной бумаги и новые высокопрочные клеи. В результате несущий винт вертолета Ми-26, имея на 40% меньше массу, развивал на 30% больше тягу, чем Ми-6. Компановка вертолета Ми-26 выбрана такой же, как у вертолета Ми-6, однако габариты его меньше, чем у Ми-6. Фюзеляж с такими же размерами и массой, как у Ми-6, имеет грузовую кабину вдвое больше, чем у Ми-6, и которая рассчитана на перевозку вдвое большего груза и снабжена устройствами, облегчающими загрузку и выгрузку. Габариты кабины и грузоподъемность вертолета Ми-26 обеспечивают возможность транспортировки 80-90% боевой техники мотострелковой дивизии. В качестве силовой установки для вертолета Ми-26 были выбраны турбовальные ГТД со свободной турбиной Д-136, созданные в Запорожском моторостроительном конструкторском бюро "Прогресс" под руководством генерального конструктора В.А. Лотарева и являющиеся не только самыми мощными ГТД в мире, но и отличающиеся малой удельной массой, низким удельным расходом топлива и низкими уровнями шума и эмиссии загрязняющих воздух веществ.

Грузовая кабина имеет длину 12 м (с рампой - 15 м), ширину 3,2 и высоту 3,17 м, объем кабины 121 м3. Кабина оснащена механизированными средствамипогрузки и выгрузки, состоящими из двух тельферов грузоподъемностью по 2 500 кг и электролебедки с усилием 500 кг для перемещения грузов в кабине, пол которой снабжен рольгангами и крюками для крепления грузов. В полу имеется люк, через который проходит трос от грузовой лебедки для транспортировки грузов до 20 тонн на внешней подвеске. Грузовая кабина снабжена грузовым люком с опускающейся грузовой рампой с открывающимися наружу створками. Грузовая рампа приводится с помощью гидроусилителей и может фиксироваться в любом положении, позволяя перевозить длинномерные грузы. В аварийной ситуации рампа может перемещаться с помощью ручной помпы. Большие размеры грузовой кабины и грузового люка обеспечивают транспортировку крупногабаритной гражданской и военной техники. В военно-транспортном варианте в грузовой кабине может размещаться 80 солдат на откидных сиденьях по бокам кабины со снаряжением или 60 раненых на носилках с 4-5 сопровождающими. В пассажирском варианте в кабине размещаются 70 пассажиров на стандартных креслах с откидывающимися спинками, освещением и сигнализацией. Доступ в кабину осуществляется с левого борта через дверь с откидным трапом.

Хвостовая балка, имеющая плоскую нижнюю поверхность для улучшения условий погрузки и выгрузки, переходит в большое вертикальное оперение с несимметричным профилем для создания боковой силы и разгрузки рулевого винта и регилируемым на стоянке стабилизатором. Шасси неубирающееся, трехопорное, со сдвоенными колесами и убирающейся хвостовой опорой. Передняя опора самоориентирующаяся. Несущий винт восьмилопастный, с шарнирным креплением лопастей и гидравлическими демпферами. Лопасти прямоугольной формы в плане, умеют усовершенствованный аэродинамические профили с относительной толщиной 0,12 у комля и 0,09 на конце лопасти и умеренную аэродинамическую крутку. Лопасти смешанной конструкции с трубчатым стальным лонжероном, к которому присоединяются 26 секций с нервюрами, обшивкой из стеклопластика и сотовым заполнителем. Носок лопасти защищен противокорозионной накладкой из титанового сплава. Хорда лопасти 0,835 м, окружная скорость концов лопастей 220 м/с. Рулевой винт пятилопастный, диаметром 7,67 м, с лопастями прямоугольной формы в плане из стеклопластика.

Силовая установка состоит из двух турбовальных ГТД сл свободной турбиной Д-136, установленных рядом сверху фюзеляжа в отдельных гондолах, разделенных титановой противопожарной перегородкой. Воздухозаборники двигателей снабжены пылезащитными устройствами и электрическими противообледенительными системами. Силовая установка имеет автоматическую систему поддержания оборотов несущего винта, в случае выхода из строя одного двигателя система автоматически увеличивает мощность второго до чрезвычайной, поддерживая постоянные обороты несущего винта (132 об/мин). Трансмиссия состоит из главного редуктора, двух муфт свободного хода, валов привода рулевого винта, промежуточного редуктора и редуктора рулевого винта. Главный редуктор ВР-26 модульной конструкции, трехступенчатый, имеет приводы вентилятора охлаждения редуктора и маслосистем, установленного над воздухозаборниками двигателей. Для обслуживания силовой установки и трансмиссии на обтекателях двигателей имеются большие откидные панели, используемые как рабочие площадки, а в хвостовой балке имеется проход для обслуживания трансмиссии рулевого винта без специального наземного оборудования.

(использован материал сайта Русский Щит)

При разработке вертолета большое внимание было уделено совершенствованию его аэродинамических обводов, что позволило значительно снизить вредное сопротивление и способствовало значительному уменьшению километрового расхода топлива, а в результате - увеличению вдвое транспортной производительности по сравнению с вертолетом Ми-6. Первый полет первый опытный вертолет Ми-26 совершил 14 декабря 1977 г. (летчик-испытатель Г.Р. Карапетян). Разработка вертолета велась под руководством генерального конструктора М.Н. Тищенко. По летно-техническим характеристикам вертолет Ми-26 значительно превосходил отечественные и зарубежные вертолеты, о чем свидетельствуют установленные на нем 14 международных рекордов. Вертолеты Ми-26 неоднократно показывались на международных авиационно-космических выставках, демонстрируя грузоподъемность, недоступную для зарубежных вертолетов. Серийное производство вертолетов Ми-26 началось в 1984 г. на Ростовском вертолетном заводе. Построено более 300 вертолетов для гражданского и военного применения, из которых 40 экспортированы в различные страны. Разработаны следующие модификации вертолета Ми-26:

Ми-26 - военно-транспортный вертолет.

Ми-26А - модификация с объединенной системой управления и навигации для автоматического захода на посадку и снижения в заданном месте.

Ми-26Т - гражданский транспортный вертолет, подобен военно-транспортному вертолету. Противопожарный вариант снабжен бакомемкостью 7 500 л для пожарогасящей жидкости, которая направляется на очаг пожара через один или два насадка.

Ми-26П - пассажирский вертолет с салоном на 70 мест, по пять в ряду (3+2) с одним проходом, с багажом и бытовыми отсеками. Для обеспечения комфорта применена теплоизоляционная отделка и система кондиционирования воздуха.

Ми-26ТМ - вертолет-летающий кран с кабиной для оператора под фюзеляжем за передней опорой шасси или на задней грузовой рампе. На внешеней подвеске может перевозить груз массой 20 тонн.

Ми-26ТЗ - вертолет-топливозаправщик с дополнительными баками для топлива емкостью 14 040 л и смазочных материалов емкостью 1 040 л; снабжен оборудованием для одновременной заправки топливом четырех самолетов или 10 автомашин.

Ми-26М - усовершенствованный вариант вертолета с новым несущим винтом с улучшенной аэродинамикой лопастей, новыми ГТД Д-127 ЗМКБ "Прогресс" мощностью по 10 440 кВт / 14 000 л.с. и усовершенствованным оборудованием. Вертолет обладает улучшенными характеристиками при эксплуатации в условиях высоких температур воздуха и высокорасположенных ВПП и при отказе одного двигателя. Максимальная перевозимая нагрузка увеличена до 25 тонн. В 1992 г. был разработан аванпроект, в 1993 г. на авиационно-космической выставке в Ле-Бурже (Франция) демонстрировалась модель вертолета.

Конструкция Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, двумя ГТД и трехопорным шасси. Конструкция выполнена из алюминиево-литиевых сплавов с широким применением титановых сплавов и композиционных материалов. Фюзеляж полумонококовой конструкции. В носовой части размещена кабина экипажа, состоящего из первого летчика на переднем левом сиденье и второго летчика на правом сиденье. За первым летчиком располагается бортинженер, а за вторым - штурман-оператор; между летчиками на откидном кресле может располагаться оператор грузовых работ, за кабиной экипажа расположена отдельная кабина для четырех пассажиров. На вертолете-кране Ми-26ТМ, используемом для транспортировки грузов на внешней подвеске и строительно-монтажных работ, в передней части фюзеляжа за передней опорой шасси расположена подвесная кабина управления, обращенная назад, чтобы оператору было удобно управлять грузовыми работами. Рассматривался вариант двухместной кабины управления, размещенной под грузовой рампой и обращенной вперед. Кабины оснащались электродистанционной системой управления.

экипаж, человек5
длина, м33.73
высота, м8.15
диаметр главного винта, м32.0
диаметр хвостового винта, м7.61
количество * тип силовой установки2 / ГТД ЗМКБ Прогресс Д-136
мощность силовой установки, л.с.2 * 11 400
масса пустого, кг28 200
масса взлетная, кг49 600
масса максимальная, кг56 000
масса нагрузки, кгдо 20 000
скорость максимальная, км/ч295
практический потолок, м6 500
радиус действия, км800
вооружение встроенноеотсутствует
вооружение подвесноеотсутствует
Ми-26 Halo российских ВВС на авиашоу в Геленджике Ми-26 Halo российских ВВС на авиашоу в Геленджике Кабина Ми-26 Halo Ми-26 Halo в авиамузее Ми-26 Halo транспортирует груз Ми-26 Halo на аэродроме Ми-26 Halo в авиамузее Ранняя модификация Ми-26 Halo Ми-26 Halo на аэродроме Ми-26 Halo в эвакуационном варианте Ми-26 Halo летит над степью Ми-26 Halo перед взлетом Ми-26 Halo на демонстрации Испытания Ми-26 Halo в условиях холода Ми-26 Halo ВВС Индии Ми-26 Halo российского контингента миротворческих сил ООН Противопожарный вариант Ми-26 Halo Хвостовой винт вертолета Ми-26 Halo Грузовой отсек Ми-26 Halo Схема вертолета Ми-26 Halo Погрузка техники в Ми-26 Halo Авария Ми-26 Halo в Чечне Погрузка БТР в Ми-26 Halo Посадка пехотинцев в Ми-26 Halo Посадка солдат-миротворцев ООН в Ми-26 Halo Ми-26 Halo доставил пехоту в пункт назначения Ми-26ТМ Halo на демонстрации Ми-26 Halo производит дегазацию Ми-26 Halo ВВС Перу Обслуживание Ми-26 Halo перуанских ВВС Ми-26 Halo на выставке Ми-26 Halo в коммерческом варианте Ми-26 Halo доставил подкрепление в Чечню
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь