Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Ударный вертолет Ка-50 Черная Акула (Hocum-A)

Производитель: ОКБ имени Камова (Россия) Государство: Россия

На сегодняшний день вертолет В-80 является единственным в мире серийным вертолетом, оборудованным системой аварийного покидания. Система транспортирования грузов (до 3 т) на внешней подвеске предназначена для расширения транспортных возможностей вертолета в условиях автономного базирования. Силовая часть подвески смонтирована в нише под средним отсеком фюзеляжа справа от оси симметрии вертолета. В систему внешней подвески включен трос длиной 20 м. Для транспортировки агрегатов вооружения и средств наземного обслуживания используются контейнеры, которые перевозятся на крыльевых держателях и на системе внешней подвески вертолета.

Оборудование. Гидравлическая система включает общую и основную гидросистемы. Общая гидросистема используется для подачи рабочей жидкости в тормозные камеры колес основных опор шасси, гидроцилиндры уборки-выпуска шасси и агрегаты управления пушечной установкой. При выходе из строя основной гидросистемы общая гидросистема обеспечивает работу блока рулевых приводов. Основная гидросистема приводит в действие блок рулевых приводов, а при отказе общей гидросистемы обеспечивает аварийный выпуск шасси. Гидронасос основной системы установлен на левой передней коробке приводов главного редуктора, а гидронасос общей системы - на задней коробке приводов. Оба гидронасоса работают при вращении винтов как на моторном режиме, так и на режиме авторотации, а гидронасос общей системы - еще и при включенной бортовой ВСУ. Система управления вертолетом включает системы продольного, поперечного, путевого управления и управления общим шагом винтов. Гидравлические рулевые приводы объединены в блок рулевых приводов, которые могут работать не только в режиме необратимой системы ручного управления, но и в режиме комбинированного управления, т.е. сочетания ручного управления со стабилизацией от автопилота вертолета. В системе управления установлены триммерные механизмы, имеется также устройство, увеличивающее нагрузку на рычаги управления при опасном сближении лопастей несущих винтов. Тяги системы управления выполнены из алюминиевых труб.

Система электроснабжения на вертолете использует трехфазный переменный ток 115В/400Гц. Она включает два канала генерирования - для левого и правого бортов. Генераторы расположены на задней коробке приводов главного редуктора и приводятся во вращение двигателями вертолета или турбоприводом от ВСУ. В случае отказа или отключения одного из генераторов его шины подключаются к шинам работающего генератора, а при отказе всей системы ток выдается статическим преобразователем от аккумуляторной батареи. Мощность двух генераторов - 800 кВт, преобразователя - 500 Вт. Система снабжения вертолета постоянным током 27 В также двухканальная, работает через выпрямительные устройства. Электроснабжение вертолета может осуществляться и от наземного источника переменного тока 115В/400 Гц. Приборное оборудование - в основном традиционные электромеханические стрелочные приборы - монтируется на приборных досках и пультах в кабине летчика. Приборы, табло и выключатели, используемые летчиком только при подготовке к полету, размещены на пульте контроля справа за креслом. Монтаж оборудования сводится к установке панелей приборов и пультов в каркасы, соединению проводов с наконечниками на клеммных колодках и сочленению разъемов.

Система сигнализации включает систему аварийной и уведомляющей сигнализации (САС) и систему встроенного контроля и предупреждения "Экран". САС объединяет работу аварийных и уведомляющих светосигнализаторов с датчиками агрегатов и систем вертолета, с центральным сигнальным огнем и речевым информатором. "Экран" анализирует сигналы, характеризующие состояние систем и агрегатов, а также осуществляет предполетный и полетный контроль, выдает информацию в порядке приоритетов на универсальное сигнальное табло (УСТ). При этом информация об отказах и аварийных режимах работы агрегатов и систем запоминается и распечатывается в буквенно-цифровом виде на металлизированной ленте. Всего на УСТ индицируется 68 команд, кроме того 81 сигнал выдается в полете для документирования без индикации на УСТ. Бортовое устройство регистрации полетных данных "Тестер УЗ" серии 3 предназначено для записи и сохранения в случае летного происшествия информации о работе систем и параметрах полета вертолета за последние 3 ч. Для обеспечения сохранности магнитная лента помещена в теплоударо-прочный герметичный контейнер ("черный ящик"). Регистрируется запись 38 аналоговых и 63 разовых сигналов. Информация обрабатывается с помощью наземной аппаратуры "Луч".

Осветительное оборудование делится на внутреннее и внешнее. Внутреннее оборудование - приборы, приборные доски, пульты и панели - освещается красным светом (аварийное освещение - переносной светильник СБК). Для снижения заметности вертолета в ИК-диапазоне планируется заменить внутреннее освещение с красного на сине-зеленое. На земле кабина и технические отсеки освещаются белым светом плафонов. Кроме того, на щитах крепления светильников установлены розетки электроснабжения переносных ламп. К внешнему осветительному оборудованию относятся: две посадочно-поисковые фары, проблесковый маяк, два аэронавигационных огня, хвостовой огонь, четыре огня полета строем и три контурных огня лопастей нижнего винта. Средства пожарной сигнализации и пожаротушения установлены в отсеках двигателей, вспомогательной силовой установки, гидроагрегатов и вентилятора. Система пожаротушения двухоче-редная: первая включается автоматически по сигналу от датчиков пожарной сигнализации, вторая - вручную, если пожар не ликвидирован. Система кондиционирования воздуха предназначена для обдува остекления, охлаждения и обогрева кабины летчика, создания в ней избыточного давления, а также для обогрева аккумуляторного отсека. В системе используется воздух, отбираемый от последней ступени компрессора каждого двигателя. Давление в кабине регулируется автоматически в пределах 130+70мм вод.ст.

Для вентиляции рабочего места летчика в правом верхнем углу фонаря установлено приточное вентиляционное устройство, управляемое вручную. Кроме того, имеется вентилятор. Охлаждение системы "Шквал-В" осуществляется воздухом, поступающим из системы кондиционирования, а блоков в приборных отсеках - забортным воздухом, нагнетаемым вентиляторами. Легкосъемное кислородное оборудование ККО-ВК-ЛП обеспечивает снабжение летчика кислородом на высотах до 6 км. В комплект входят блок кислородного питания и кислородная маска со шлангом, а также летный противогаз. Емкость баллона 2 л, продолжительность использования 1,5 ч. Противообледенительная система служит для предотвращения обледенения наиболее важных агрегатов вертолета. Для обогрева воздухозаборников и пылезащитных устройств двигателей используется горячий воздух, отбираемый за компрессорами основных двигателей. Обогрев лопастей несущих винтов, лобового стекла, приемников воздушного давления, датчиков углов атаки и скольжения, часов и визуального указателя обледенения - электрический. Кроме того, лобовое стекло кабины и защитное стекло комплекса "Шквал-В" оборудованы системами омывания и стеклоочистителями. Наличие и толщина льда определяются визуально, как днем, так и ночью, по рискам указателя, установленного на панели носового отсека.

Система аварийного покидания предназначена для спасения летчика в аварийной ситуации как катапультированием, так и с помощью парашюта. Система аварийного покидания включает в себя ракетно-парашютную систему К-37-800, систему отстрела лопастей несущих винтов, систему открытия верхней створки фонаря и систему управления. Приняв решение покинуть машину с помощью парашюта, летчик должен повернуть ручку аварийного отделения. При этом плечевые ремни перерезаются и он вместе с блоком жизнеобеспечения покидает вертолет через проем двери кабины. В случае катапультирования летчик должен взяться за поручни катапультирования одной или двумя руками и потянуть их вверх на себя. При этом притягиваются плечевые ремни, происходит отстрел лопастей несущих винтов и срабатывает механизм открытия верхней створки. После открытия створки запускается буксировочный двигатель, который вытягивает за собой буксировочный фал. При определенном натяжении фала включается вторая ступень двигателя, переходящего на режим большой тяги. Фал приводит в движение спинку кресла, которая перемещается по направляющим в виде двух криволинейных рельсов, и телескопическую штангу. При ходе спинки более 670 мм система "летчик+спинка+блок жизнеобеспечения" отсоединяется от штанги, сходит с направляющих и отделяется от кабины вертолета. При ходе спинки 1 400 мм перерезаются привязные ремни, спинка отделяется, происходят расчековка клапанов парашютной системы и ввод парашюта. Буксировочный двигатель переходит на режим малой тяги, буксировочный фал отсоединяется от подвесной системы летчика. Раскрытие парашюта дублируется прибором ППК-У-240. Поддержание жизнедеятельности летчика после приземления или приводивния и подача сигналов с места нахождения обеспечиваются средствами носимого аварийного запаса.

В 1976 году конкурс на боевой вертолет объявили и в СССР. Ему предстояло заменить Ми-24. Камовцы предложили Ка-25ф, но предпочтение отдали Ми. Зато в ОКБ имени Н.И. Камова получили возможность обстоятельно проанализировать опыт американских вертолетчиков во Вьетнаме и, позже, советских в Афганистане. В частности, причины потери 333 наших винтокрылых машин, многие из которых сбили с земли. Атакуя позиции противника, вертолет должен заходить на цель на минимальной высоте, прижимаясь к земле, а попав под обстрел - мгновенно менять курс и высоту. При этом его фюзеляж должен быть как можно уже, чтобы уменьшить вероятность поражения летящими навстречу снарядами и пулями. Выходило, надо сразу отказаться от второго летчика, с чем поначалу категорически не согласились военные, сославшись на американцев,- не зря, мол, те сажают в кабину двух: выйдет из строя один, второй приведет машину на базу. Камовцы резонно напомнили о знаменитых самолетах-штурмовиках Ил-2 и Су-25, где летчик справляется и с пилотированием, и с боевой работой, а безопасность обеспечивается бронезащитой. По такому принципу спроектировали Ка-50...

Его выполнили по традиционной для "фирмы Камов" двухвинтовой схеме, оснастив мощным вооружением - 12 сверхзвуковыми противотанковыми управляемыми ракетами "Вихрь" (на дистанции 10 км они пробивают 900-мм броню), блоками для восьми десятков 80-мм неуправляемых ракет класса "воздух - земля", ракетами для борьбы с воздушным противником. Есть и 30-мм пушка, поворачивающаяся в горизонтальной и вертикальной плоскостях, с селективным боепитанием. Обычно в ленту для авиапушек поочередно укладывают осколочные и бронебойные снаряды, что ведет к их неоправданно большому расходу,- объяснял генеральный конструктор С.В.Михеев.- Скажем, обстреливали танк, а ему осколочно-фугасные снаряды что слону дробина. Ка-50 два снарядных ящика - для 250 бронебойных и такого же числа осколочных снарядов. Выбрав цель, летчик переключает оружие на нужный режим огня - если по танку, то стреляет только бронебойными. Применили тульскую пушку 2А42, которой оснащают боевые машины пехоты. И в этом есть свой резон. Стандартные авиапушки при стрельбе охлаждаются набегающим потоком воздуха, из них ведут огонь короткими очередями. Боевые вертолеты действуют на малых высотах, в запыленной атмосфере, противопоказанной самолетным системам. А2А42 создана именно для таких условий и "не боится" длинных очередей.

Огневая мощь Ка-50 сочетается с уникальными летными свойствами, что во многом определяется его конструктивной схемой. Только соосный вертолет способен неожиданно для противника пойти боком со скоростью 90 км/ч или внезапно отработать "полный назад" - как пресловутые НЛО. Не в пример одновинтовым машинам, ему не грозит деформация или поломка длинной балки, на конец которой вынесен рулевой винт. Да и в скороподъемности соосные превосходят одновинтовые, у которых изрядная доля мощности двигателей отбирается на хвостовой винт, и подъемной силы у двух винтов куда больше. Ка-50 оснастили совершенным навигационно-пилотажным оборудованием. В частности, дисплеем, на который подается информация о состоянии основных агрегатов и систем; сопряженным с картой автоматическим курсопрокладчиком, непрерывно фиксирующим местонахождение летящего вертолета; аппаратурой, принимающей информацию о целях и окружающей обстановке от наземных наблюдательных постов, других вертолетов и самолетов, устройством, предупреждающим о том, что машина облучается чужими радиолокаторами Словом, сделано все, чтобы облегчить работу летчика. Наша главная цель заключалась в том, чтобы обеспечить ему полную уверенность в технике и в том, что в любых условиях гарантировано спасение - подчеркнул Касьяников - Последнее обеспечивается своеобразным комплексом Он включает во-первых полностью бронированную кабину, выдерживающую прямое попадание 23-мм снарядов а ее остеклению не страшны удары осколков и крупнокалиберных пуль. Вот показательный пример после прострела тяги винтов она продолжала служить Добавим если в силовую установку попадет снаряд или ракета мощности уцелевшего двигателя хватит чтобы машина продолжала полет.

Двигатели оборудованы пылезащитными устройствами центробежного типа (ПЗУ), а также экранно-выхлопными устройствами (ЭВУ), смешивающими атмосферный воздух с выхлопными газами и экранирующими горячие детали двигателей для снижения заметности вертолета в ИК-диапазоне. Каждый двигатель имеет автономную масляную систему, обеспечивающую смазку и отвод тепла от подшипников всех опор, приводов и зубчатых передач двигателей. Трансмиссия включает главный и два промежуточных редуктора и предназначена для передачи мощности основных двигателей на несущие винты с изменением частоты вращения. Каждый промежуточный редуктор соединен со свободной турбиной соответствующего двигателя непосредственно, а с главным редуктором - соединительным валом. Для раздельного запуска двигателей, полета на одном работающем двигателе или в режиме авторотации в главном редукторе предусмотрены муфты свободного хода, посредством которых один или оба двигателя отключаются от главного редуктора. На главном редукторе имеются передняя и задняя коробки приводов, на которых установлены агрегаты вертолетных систем и тормоз несущего винта. Смазка главного редуктора и коробок приводов, а также промежуточных редукторов осуществляется автономными маслосистемами.

Бортовая вспомогательная силовая установка (ВСУ) служит источником сжатого воздуха для турбопривода и системы запуска основных двигателей ТВЗ-117ВМА. Она включает газотурбинный двигатель АИ-9В и воздухопривод. Турбопривод обеспечивает проверку работоспособности вертолетных систем без запуска основных двигателей в процессе технического обслуживания вертолета. При работающем турбоприводе приводятся в действие бортовые генераторы, гидронасос общей гидросистемы и маслонасос. Несущая система состоит из двух соосных трехлопастных несущих винтов и агрегатов управления лопастями винтов. Верхний винт (при виде сверху) вращается по часовой стрелке, нижний -против. Втулки несущих винтов бесшарнирные; лопасти крепятся к ним с помощью торсионов. Лонжероны лопастей представляют собой пустотелые балки переменного сечения с промежуточной стенкой. Материал - стеклоуглепластик. К задней части лонжерона приклеена хвостовая секция, обшивка и торцевые нервюры которой выполнены из оргалита, сотовый наполнитель - из полимерсотопластика. Законцовка лопасти стреловидная. Угол стреловидности 33?. Для аэродинамической регулировки лопастей служат триммеры. Лопасти винтов оборудованы пиротехническими устройствами для отстрела при катапультировании. Они сохраняют конструкционную стойкость при поражении пулями калибра 12,7 мм и осколками снарядов калибра 20 мм.

Топливная система вертолета включает два основных и четыре подвесных топливных бака. Основные баки, передний и задний, являются расходными. Из переднего бака топливо подается в левый двигатель, из заднего - в правый и двигатель вспомогательной силовой установки. Основные баки соединены трубопроводом кольцевания. В случае отказа одного из двигателей во второй подается топливо из обоих баков, а при отказе насосов подкачки в одном из баков в оба двигателя поступает топливо из второго основного бака. Основные топливные баки мягкие, изготовлены из керосиностойкой резины и ткани. Днища и стенки баков на две трети высоты протекти-рованы слоем натурального каучука. Для предотвращения взрыва топлива в случае поражения бака он заполнен пенополиуретановым эластичным открытопористым наполнителем. Подвесные баки установлены на крыльевых балочных держателях. Они соединены с основными баками трубопроводами: правые - с передним, левые - с задним. По мере расходования топлива из основных баков они пополняются из подвесных. Подвесные баки имеют сигарообразную форму, изготовлены из листов алюминиевого сплава.

Конструкция. Вертолет Ка-50 является одноместным двухдвигательным вертолетом соосной схемы с трехопорным убирающимся шасси. Фюзеляж вертолета представляет собой единую неразъемную конструкцию, состоящую из отдельных отсеков. Два технологических разъема условно делят его на переднюю, заднюю и хвостовую части. Поперечное сечение мидельной части фюзеляжа прямоугольное. Фюзеляж не герметизирован. Основными конструкционными материалами фюзеляжа являются алюминиевые сплавы и полимерные композиты (органопластик, органоугле-пластик и сотовый наполнитель). Композиционные материалы составляют до 30% от общей массы конструкции Ка-50. Листы композиционных материалов либо используются непосредственно, либо собираются в трехслойные панели с сотовым заполнением. Более ста трехслойных панелей занимают 70 м2 поверхности фюзеляжа. Около 40% этих панелей можно отнести к силовым конструкциям (например, панели центрального отсека, консолей крыла, стабилизатора вертикального оперения, хвостовой балки, контейнеров топливных баков). Столь широкое применение полимерных композиционных материалов позволило по сравнению с металлическими аналогами снизить массу отдельных элементов конструкции на 20-30%, повысить надежность и живучесть вертолета, увеличить ресурс работы отдельных агрегатов планера в 2-2,5 раза, снизить трудоемкость изготовления сложных элементов конструкции в 1,5-3 раза (за счет уменьшения количества деталей, сокращения цикла клепально-сборочных работ), снизить трудоемкость плазовых работ в 2 раза.

Силовой набор фюзеляжа образован шпангоутами, лонжеронами, силовыми и несиловыми панелями, стрингерами, усилениями проемов двери и люков, балками и работающей обшивкой. На силовой контур "навешены" панели, образующие внешние обводы. В передней части фюзеляжа расположены носовой отсек и кабина летчика. Носовой отсек первых четырех опытных машин был закругленным с двумя раздельными штангами приемников воздушного давления (ПВД) и штангой датчиков углов атаки и скольжения (ДУАС). Кроме того, на В-80 номер 02 и номер 03 в передней части предусматривалась установка низкоуровневой телевизионной системы "Меркурий". Начиная с В-80 номер 05 нос приобрел своеобразную "корабельную" форму с одной общей штангой для ПВД и ДУАС, что было вызвано необходимостью зарезервировать место для перспективной телевизионной системы. В носовом отсеке установлена аппаратура комплекса "Шквал-В" с обтекателем прибора управления в нижней части. Кабина летчика образована разнесенными листами стальной и алюминиевой брони. Кабина герметизирована. Дверь и правая створка кабины снабжены устройствами аварийного сброса, верхняя створка при катапультировании откидывается пиротехническим устройством. Стекла кабины имеют плоскую форму, что уменьшает бликообразование и заметность. Переднее и два боковых окна выполнены из бронестекла, дверь, правая и верхняя створки - из ориентированного оргстекла. Для визуального обзора задней полусферы в кабине над верхней створкой установлены зеркала заднего вида. В днище носового отсека имеется ниша, куда убирается передняя опора шасси. Створки для закрытия ниши не предусмотрены.

Задняя часть фюзеляжа включает отсеки топливных баков, средний отсек, отсек шасси, а также передний гаргрот. На среднем отсеке установлены мотогондолы двигателей. Над отсеком переднего топливного бака, расположенного за кабиной, смонтирован передний гаргрот с рулевой системой и элементами гидросистемы вертолета. Средний отсек является основным силовым элементом конструкции фюзеляжа. Здесь размещены два патронных ящика, с правой стороны смонтирована несъемная пушечная установка. На центроплане в среднем отсеке установлены подредукторные балки с кронштейнами для крепления двигателей и главного редуктора. К центроплану крепится крыло вертолета. В отсеке заднего топливного бака смонтированы кронштейны крепления промежуточных редукторов, вспомогательной силовой установки и вентилятора, а снаружи на боковых панелях - элементы конструкции основных опор шасси. Кроме топливного бака в отсеке находится аппаратура прицельно-пилотажно-навигационного комплекса. В мотогондолах расположены два двигателя ТВЗ-117ВМА, а между ними за кабиной пилота - главный и два промежуточных редуктора, вспомогательная силовая установка,вентилятор, гидроаккумуляторы, противопожарная система и другое оборудование.

На что способна эта необычная машина - иностранные авиационные эксперты узнали на международной аэрокосмической выставке в Фарнборо. Там впервые, демонстрировался первый в мире одноместный вертолет огневой поддержки, оборудованный бронированной кабиной и надежной системой спасения. Для устроителей авиасалона русский экспонат оказался сюрпризом, хотя летательные аппараты этого класса появились четверть века назад. Как известно, впервые вертолеты в военных целях эпизодически применяли американцы еще во время второй мировой. В корейскую войну 1950 -1953 годов на геликоптерах транспортировали небольшие подразделения, эвакуировали раненых, а также летчиков, сбитых над территорией КНДР или открытым морем. Действовали они весьма эффективно, и вскоре число машин увеличилось с 25 до 125. В августе 1964 года, после так называемого "инцидента в Тонкинском заливе", американцы приступили к воздушным бомбардировкам Демократической Республики Вьетнам и взяли на себя борьбу с партизанами, противниками поддерживаемого Вашингтоном сай-гонского режима. Для переброски солдат "рейнджеров" и обстрела "подозрительных" районов использовали серийные многоцелевые машины. Однако тяжелые, неповоротливые вертолеты такого класса не подходили для оперативной поддержки войск огнем с воздуха. Поэтому в 1967 году компания "Белл" изготовила сравнительно небольшой, маневренный боевой АН-1 "Хью Кобра", который нес управляемые и неуправляемые реактивные снаряды "воздух - земля", скорострельную пушку или пулеметы. И в том же году опытно-конструкторские бюро М.Л. Миля и Н.И. Камова представили военным образцы машин аналогичного назначения. Предпочтение отдали транспортно-боевому Ми-24.

Заметим, что и американцы не сразу решились обзавестись сугубо боевой машиной, В 1979 году компания "Сикорский" выпустила ударный вариант многоцелевого UH-60 "Блэк Хок". Он был цельнометаллическим, с двумя газотурбинными двигателями Лопасти несущего винта выдерживали попадания крупнокалиберных пуль, броня защищала сиденья двух пилотов и некоторые агрегаты, причем последние частично продублировали на случай повреждений при обстреле с земли. Ниже грузовой кабины смонтировали короткие крылья с узлами подвески для 16 противотанковых реактивных снарядов "Toy" или "Хеллфайер", а также четырех кассет, из которых при полете на малой высоте разбрасывалось до 320 противопехотных или противотанковых мин. Подобным образом в 1984 году поступили и англичане, превратив в боевой строившийся семь лет многоцелевой "Уэстленд" UUC-13 "Линкс". Мощности двух газотурбинных двигателей хватило, чтобы обеспечить ему достаточные скорость и маневренность. Лопасти несущего и рулевого винтов выполнили из композиционных материалов; усовершенствованное навигационное и прочее оборудование (радиолокатор системы разведки, целеуказания и управления оружием заимствовали у американского "Апача") позволяют экипажу действовать не только днем и ночью, но и в любую погоду. "Линкс-3" вооружили управляемыми противотанковыми ракетами "Toy" или "Хот", противосамолетными "стингерами" и пушкой калибра 20 или 30 мм.

А специалисты нашего ОКБ еще два десятилетия назад считали, что, помимо транспортных, нужны и боевые вертолеты, - заметил заместитель генерального конструктора В.А. Касьяников. - Ведь никого не смущает сосуществование в армии в общем-то схожих, но разных по назначению бронетранспортеров, боевых машин пехоты и танков. Увы, к ним тогда не прислушались... Зато американцы в 1972 году объявили конкурс на сугубо боевой, всепогодный геликоптер весом 7,2 т, развивающий не менее 320 км/ч. Участвовало шесть фирм, но на финишную прямую вышли только два образца - "Белл" АН-63 и "Хьюз" АН-64. В 1976 году военные испытали по три экземпляра и выбрали АН-64, которому присвоили имя собственное "Апач". В отличие от предшественников, его кабину и наиболее важные агрегаты защитили броней, которую не пробивали крупнокалиберные пули. Под несущим винтом, в нижней части фюзеляжа, торчали крылышки, на больших скоростях создававшие дополнительную подъемную силу, но главным образом служившие для подвески ракет "Toy". Кроме того. на вертолете имелась 30-мм пушка Спустя 13 лет арсенал "Алача" пополнили ракетами "Сайдуиндер", для обороны от истребителей,"Toy" заменили новейшими "Хеллфайер", оснащенными двумя кумулятивными боевыми частями и радиолокационной головкой самонаведения. Эти снаряды способны поражать подвижные бронированные цели на дистанции до 6 км. Внедрили и радиолокатор системы управления вооружением "Лонгбоу", его антенна размещена над втулкой несущего винта, поэтому экипаж может наблюдать за обстановкой из-за укрытия - как подводники через перископ.

Хвостовая часть фюзеляжа выполнена заодно с килем. В ней размещены блоки радиоэлектронного оборудования. Фюзеляж имеет большое количество эксплуатационных люков, облегчающих техническое обслуживание машины. Осмотр систем оборудования и вооружения ведется непосредственно с земли, а силовой установки и несущей системы - с откидных панелей мотогондолы. Крыло вертолета обеспечивает разгрузку несущего винта на больших скоростях полета и служит для подвески авиационных средств поражения. На нижней поверхности консолей крыла установлено по два пилона для подвески съемного вооружения или топливных баков, а на концах (начиная с третьей опытной машины) - по контейнеру с кассетами устройства УВ-26. Внутри крыла и пилонов смонтирована система подъема грузов. Крылья первых двух опытных В-80, имевшие больший угол установки, были оснащены элеронами. Оперение включает стабилизатор, киль, руль направления большой площади с аэродинамической компенсации ей и два боковых киля. На руле направления первых опытных машин имелся еще один небольшой стабилизатор, так называемая "бабочка".

Шасси вертолета, колесное, убирающееся, имеет одну переднюю и две основные опоры. Колея шасси 2600 мм, база 4911 мм. Самоориентирующаяся передняя опора со спаркой колес снабжена устройством для их установки в линию полета после взлета. На амортизационной стойке установлен демпфер шимми. Размер шин колес передней опоры 400 * 150 мм, давление в пневма-тиках 8+05 кгс/см2. Основные опоры имеют одинарные тормозные колеса с шинами размера 700 * 250 мм, давление в пневматиках 6,5+0'5 кгс/см2. Опоры шасси убираются назад по полету в ниши фюзеляжа, стойки основных опор при этом закрываются створками. В выпущенном положении опоры удерживаются цанговыми замками, в убранном - механическими. В случае несрабатывания замков они могут быть открыты вручную наземным персоналом при зависании вертолета на малой высоте - для этого служит специальная скоба ручного открытия, закрепленная в зажиме на нижней части фюзеляжа. В амортизационных стойках всех опор шасси установлены демпферы колебаний типа "земной резонанс".

Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей ТВЗ-117ВМА, трансмиссии, а также систем и устройств, обеспечивающих работу двигателей и безопасность полета вертолета. Двигатель ТВЗ-117ВМА является одной из модификаций семейства ГТД ТВЗ-117, хорошо зарекомендовавших себя на вертолетах Ми-8МТ, Ми-14, Ми-24, Ка-27 и других. Это турбовальный двигатель со свободной турбиной, воздушной системой запуска от турбопривода. Компрессор двигателя осевой, двенадцатиступенчатый, с поворотными лопатками входного направляющего аппарата и направляющего аппарата первых четырех ступеней ротора, с двумя клапанами перепуска воздуха из-за седьмой ступени компрессора. Камера сгорания двигателя кольцевая. Турбина состоит из двухступенчатой осевой турбины компрессора и свободной турбины. Крутящий момент от свободной турбины передается на промежуточный редуктор, а с него - на главный. Мощность каждого двигателя на взлетном режиме 2 200 л. с. при удельном расходе топлива 137 г/(л.с. o ч). Габариты двигателя 2055 * 650 * 728 мм. Отсеки основных двигателей и двигателя вспомогательной силовой установки отделены от смежных отсеков противопожарными перегородками. Охлаждение генераторов и радиаторов маслосистем двигателей, редукторов, а также радиатора системы кондиционирования обеспечивается вентилятором, который приводится во вращение от задней коробки приводов главного редуктора. Синхронизация мощностей обоих двигателей осуществляется системой, принцип действия которой основан на сравнении давления воздуха за компрессорами двигателей в синхронизаторах мощности и корректировке подачи топлива в зависимости от разности этих давлений.

Во-вторых Ка-50 положил начало вертолетам, оснащенным катапультируемым креслом пилота Еще лет 10 назад подобное считалось невозможным ведь оно выстреливается вверх как раз в плоскость, сметаемую стремительно вращающимся винтом На Ка-50 катапультирование происходит всего за 2 с - после того как летчик рванет на себя соответствующую ручку, разом от стреливаются лопасти обоих винтов, сбрасывается фонарь кабины, особое реактивное устройство выносит человека вверх, одновременно открывается купол парашюта Нелишне добавить, что катапультирование возможно на любых высотах, начиная с нулевой. В конструкции Ка-50 нашли воплощение многие технические новинки и оригинальные инженерные решения Скажем, свыше 30% элементов и деталей выполнено из композиционных материалов в том числе двухлонжеронные лопасти несущих винтов. Впервые такие лопасти мы изготовили и применили на универсальном Ка-26 еще в 1965 году - напомнил С.В. Михеев - Конструкцию и технологию запатентовали еще в 1961 м. На Ка-50 внедрили и композитные подшипники поэтому почти в восьми десятках узлов смазка не требуется А это весьма облегчает обслуживание вертолета и делает его надежнее.

Заместитель начальника отдела технического проектирования В.И. Дорин подчеркнул, что крыло с подвесками для боевой нагрузки и оба топливных бака скомпонованы в районе несущих винтов, где центр масс и, значит, расход горючего и боезапаса никак не сказываются на центровке - еще одной заботой меньше у летчика Что же касается топливных баков, то обычно их делают металлическими Однако при попадании пуль и снарядов от них откалываются раскаленные при ударе осколки, которые и поджигают горючее На Ка-50 баки также из композиционного материала, который не разогревается при прямом попадании, а образовавшаяся пробоина затягивается внутренним протектором. При взгляде на Ка-50 сразу обращаешь внимание на его низкую "посадку" Оказалось, и это не случайно - при обслуживании вертолета на полевом аэродроме техникам не понадобятся стремянки. Михеев отметил и еще одно достоинство Ка-50 вместо обычных для авиации многочисленных узких лючков и горловин установлены широкие откидные капоты Значит, на обслуживание уйдет меньше времени и возрастет эффективность боевой техники. - Мы намеренно пошли на нарушение известного требования - максимально облегчать конструкцию,- пояснил В И Дорин - Напротив, в узлы подвески встроили лебедки - только для того чтобы облегчить и ускорить работу оружейников, которым не придется таскать весьма увесистые боеприпасы. Пушку оснастили автоматом перезаряжения, в приемник которого до статочно вставить три первых снаряда, а остальные сами займут место в ее снарядном ящике.

Стоило увидеть, что выделывал Ка-50 с устрашающим названием "Черная акула" (другой - "Вервольф" - с изображением оскаленной волчьей морды стоял в ангаре) над подмосковным, фирменным аэродромом. Круто опустив нос, лихо выписывал виражи на малой высоте, потом, разогнавшись, чуть ли не отвесно уходил ввысь, вновь набирал скорость в горизонтальном полете и вдруг без разворота устремлялся в сторону, летел непривычно - боком. Словом, это был высший пилотаж по-вертолетному. Тот самый, который увидели организаторы, участники и посетители международного авиакосмического салона в парижском аэропорту Ле Бурже, а потом и в подмосковном городе Жуковском. Так "фирма Камов" (до недавнего времени ОКБ имени Н.И. Камова) еще раз подтвердила свою высокую репутацию. Напомним, что только она проектирует и выпускает удачные вертолеты соосной схемы разного назначения, а теперь предложила российским вооруженным силам уникальный боевой вертолет. Впрочем, камовцы успешно оснащали и народное хозяйство специализированными и универсальными винтокрылыми аппаратами.

экипаж, человек1
длина с вращающимися винтами, м16
диаметр несущего винта, м14.5
диаметр хвостового винта, м -
количество * тип силовой установки2 / ГТД ТВЗ-117К
мощность силовой установки, л.с.2 * 2 200
масса пустого, кг7 700
масса взлетная, кг9 800
масса максимальная, кг10 800
масса нагрузки, кг2 500
скорость максимальная, км/ч310 (в пикировании - 350)
практический потолок, м4 000
радиус действия, км450
максимальная эксплуатационная перегрузка3
вооружение встроенноеодноствольная пушка калибра 30 мм
вооружение подвесноеПТУР Вихрь, ракеты "Воздух-Воздух" и НУРС
Ка-50 Черная Акула в Жуковском Вид снизу на Ка-50 Черная Акула Ка-50 Черная Акула в полете Вид спереди на Ка-50 Черная Акула Ка-50 Черная Акула на авиашоу в Китае Ка-50 Черная Акула в полете Ка-50 Черная Акула над лесом Ка-50 Черная Акула на выставке Кабина Ка-50 Черная Акула Ка-50 Черная Акула перед взлетом Ка-50 Черная Акула на зимнем аэродроме Приборная панель Ка-50 Черная Акула Ка-50 Черная Акула на фоне гор Ка-50 Черная Акула и Ми-24 Hind (на переднем плане) Схема вертолета Ка-50 Черная Акула Ка-50 Черная Акула, вид на кабину спереди Ка-50 Черная Акула на фоне заката Ка-50 Черная Акула над морем Ка-50 Черная Акула на авиасалоне Ка-50 Черная Акула перед показательными выступлениями Ка-50 Черная Акула, вид спереди Ка-50 Черная Акула на авиашоу в Китае Ка-50 Черная Акула в Жуковском В-80, прототип вертолета Ка-50 Черная Акула Серийный вертолет Ка-50 Черная Акула Ка-50 Черная Акула и его арсенал Двигатель Ка-50 Черная Акула Ка-50 Черная Акула в пустыне Маневры Ка-50 Черная Акула в каньоне Вертикальный полет Ка-50 Черная Акула ПТУР и НУРС на пилоне Ка-50 Черная Акула Полет группы Ка-50 Черная Акула Ка-50 Черная Акула на аэродроме Ка-50 Черная Акула после взлета Ка-50 Черная Акула над водой Вид спереди на взлетевший Ка-50 Черная Акула Ка-50 Черная Акула, полет над лесом Испытания прототипа Ка-50 Черная Акула Ка-50 Черная Акула выполняет стрельбу из пушки Ка-50 Черная Акула атакует НУРСами Ка-50 Черная Акула над зеленкой Прототип Ка-50 Черная Акула и первая серийная модель Ка-50 Черная Акула на испытаниях Носовая секция Ка-50 Черная Акула Ка-50 Черная Акула в каньоне Вид на кабину Ка-50 Черная Акула Ка-50 Черная Акула эффектно смотрится спереди Выхлопная труба двигателя Ка-50 Черная Акула Фирменная эмблема на киле Ка-50 Пилон Ка-50 Черная Акула Двигатель Ка-50 Черная Акула Вид на кабину Ка-50 Черная Акула ИК монитор на приборной панели Ка-50 Боевая загрузка Ка-50 Черная Акула Шасси вертолета Ка-50 Черная Акула ПТУР Вихрь на пилоне Ка-50 Техосмотр вертолета Ка-50 Черная Акула Ка-50 Черная Акула на МАКС-2001 Рисунок Ка-50 Черная Акула
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь