Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Развитие стратегической авиации Китая в период с конца 50-х до середины 90-х годов

После принятия политическим руководством Китая во второй половине 50-х годов решения о разработке собственного ядерного оружия начались работы по созданию ядерных бомб. Одновременно велись работы по подготовке средств их доставки. В то время в Китае авиационная промышленность только создавалась и рассчитывать приходилось в основном на имеющиеся самолеты советского производства.

В мае 1965 года Китай осуществил второе испытание ядерного устройства. В этот день с борта бомбардировщика Ту-4 была сброшена бомба мощностью 40 кт. Через год была испытана бомба мощностью 100 кт, а в июле 1967 года - термоядерная бомба мощностью 1...3 Мт. Последние испытания проводились с использованием бомбардировщика Ту-16.

В конце 60-х годов началось переоборудование части самолетов Ил-28 и Ту-16 в носители ядерного оружия. Но они оставались в подчинении командующего ВВС.

Недостаток финансовых средств и относительная неразвитость национального самолетостроения не позволили Китаю создать собственный стратегический бомбардировщик. С конца 60-х было налажено производство стратегического бомбардировщика среднего радиуса действия - носителя ядерных бомб H-6 (фактически - советский Ту-16). Темпы поставок этих машин в строевые части были крайне низкими. Да и самолет к середине 70-х годов порядком устарел. Однако появилась возможность создать авиационные подразделения, способные решать стратегические задачи. Эти самолеты представляли реальную угрозу для Азиатских стран, но вряд ли смогли бы с успехом действовать против Советского Союза и Японии.

К середине 80-х годов потребовалось срочно решить как повысить эффективность стратегических бомбардировщиков. С этой целью была создана авиационная ракета с дальностью пуска до 200 км и ядерной боевой частью. В очередной раз проведена частичная модернизация оборудования самолетов. Точность бомбометания (КВО) составила 350...700 м, что значительно лучше, чем точность стрельбы у китайских баллистических ракет. Но в целом боевые характеристики Н-6 оставались недостаточными, чтобы эффективно наносить удары по объектам, прикрытым средствами современной ПВО.

К середине 90-х годов стратегическая авиация продолжала играть заметную роль в структуре национальных СЯС. На долю авиационной составляющей в 1996 году приходилось 51 % всех стратегических средств доставки ядерного оружия. Однако, возрастание боевых возможностей истребительной авиации и средств ПВО стран Азии снижает шансы экипажей бомбардировщиков Н-6 на успешное выполнение задачи. Очевидно, что в начале следующего столетия китайская стратегическая авиация должна претерпеть значительные изменения.

RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь